Юлия Амелина
НОД «Путешествие в осенний лес» 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Урок. Тема «Путешествие в осенний лес»
Программное содержание.
1. Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (заметно меняются условия жизни для зверей и птиц; насекомые прячутся и замирают, перелётные птицы улетают на юг; животные готовятся к зиме; дни становятся короче и холоднее, постоянно идёт дождь,
2. Расширить знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, деревья и кустарники сбрасывают пожелтевшие листья, наличие плодов и семян).
3. Учить различать деревья и кустарники по окраске листьев, семенам и плодам,
Публикация «НОД „Путешествие в осенний лес“ 1 часть» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
4. Расширить и углубить знания детей о грибах (как выглядят* где растут, какие отличительные признаки имеют, чем отличаются ядовитые от съедобных; закрепить знания о правилах сбора грибов).
5. Формировать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи* раскрывающие необходимость совместного проживания Животных и растений.
6. Учить отыскивать причины изменения жизни животных и растений в изменении уойовий их обитания, в сезонных изменениях; учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов.
7. Обогатить словарный запас детей названиями ягод, грибов, видов леса (березняк, ельник, дубрава) J эпитетами.
8. Дать понятие о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
9. Вызвать интерес детей к лесу как к дому для животных и растений. Закрепить правила поведения в лесу.
10. Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам)
Оборудование.
1. Разноцветны листая для «Осеннего ковра» и сюрпризного момента «Листопад#, «~
2. Запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу».
3. Письмо от лесных жителей,
4. Карточки с изображением листьев и семян деревьев и кустарников.
5. Плакат с изображением леса («Лес - многоэтажный доюф.
6. Макеты или ветки деревьев (клён, берёза, рябина* сосна, ель, дуб).
7. Ёжик, обмотанный кленовыми листьями.
11. Макеты грибов, пень, корзинка с загадками и пластмассовым ножиком,
12. Картинки с изображением ягод (съедобные и ядовитые).
13. Картинки с изображением ягод,грибов, птиц, зверей, насекомых.
14. Запись «Времена года" П. И. Чайковского, «Голоса леса»,
15. Угощение от Осени (корзина с «грибочками» и «орешками»,
Предварительная работа
Реализация проекта «Чудеса Осени».
8. Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.).
9. Работа с календарём природы.
10. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.
11. Рассматривание репродукций картин с изображением осенних пейзажей, натюрмортов из овощей и фруктов.
12. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».
13. Чтение произведений и разучивание стихотворений об осени.
14. Беседы о подготовь птиц, зверей и растений к зиме.
15. Беседы о перелётных и зимующих птицах.
16. Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр «Детки и ветки" «Угадай дерево по описанию»*
17. Составление гербария.
11 Беседы о лесе, правилах поведения в нём. Знакомство с разными видами леса (ельник березняк, дубрава, смешанный).
12. Беседы о съедобных и ядовитых грибах Признаках их различий.
13. Беседы о лесных ягодах, их полезных свойствах. Дидактическая игра «Что Лишнее? определённому признаку найти лишнюю ягоду в ряду,
14. Коллективное составление детьми альбома - портфолио о грибах и ягодах (рисунки).
(Зал украшен в виде лесной поляны).
Организационный момент.
16. Приветствие.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А мы сегодня с Вами тоже пойдём в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться.
17. Объявление темы занятия.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ванечку брусникой,
Катю - костяникой,
Машеньку - орешком,
Серёжу - сыроежкой,
Настеньку - малинкой,
Полину - земляникой.
Так кто этот богатырь? Конечно, лес. А что такое ЛЕС?
(Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые)
Какое сейчас время года?
(Сейчас время года - осень).
Значит, в какой лес мы с Вами сегодня пойдём?
(В осенний).
Кто из Вас бывал в осеннем лесу?
Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу")
18. Нельзя шуметь, бегать в лесу.
19. Надо беречь муравейники, потому что муравьи - санитары леса.
20. Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
21. Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
22. В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
23. Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
24. Нельзя разжигать костёр.
Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.
II Основная часть занятия.
(Звучит музыка «голоса леса»)
Вот и лес.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
С. Погореловский.
Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что Вы видите?
(Под ногами листья, на деревьях мало листьев, листья разноцветные)
Давайте поприветствуем осенний лес, прочитав ему стихотворения. В тёмный лес дремучий Заглянула Осень.
Сколько свежих шишек
У зелёных сосен!
Сколько спелых ягод У лесной рябинки! Выросли волнушки Прямо на тропинке!
И среди брусники,
На зелёной кочке Вылез гриб - грибочек В красненьком платочке. Е. Трутнева.
Ребята, какие признаки осени вы знаете?
(Постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва. Изменились листья на деревьях, идёт листопад, не слышно. пение птиц).
А какие ещё признаки осени Вам Знакомы?
Если небо хмурое,
Если дождик льётся -
Это время года осенью зовётся.
Звучит шорох листвы, лёгкого ветра.
Как приятно ходить по земле, устланной разноцветными листьями. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?
(На ковёр).
Дует ветер, летят листья.
Ребята, что это сейчас было?
(Листопад)
А что это такое Листопад?
(Деревья приспосабливаются к условиям зимы. Осенью много воды, но дерево не может её взять. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. Поэтому листья желтеют и опадают).
Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад!
(Дети играют с листьями, подбрасывают их и находят письмо).
Посмотрите ~ письмо. Адрес верен: Детский сад № 2 «Теремок», ребятам.
Адрес отправителя: Лес, зверям и птицам.
Давайте прочитаем, что же они нам пишут.
(Читают письмо от зверей)
Лесные жители просят нас вести себя тихо у них в гостях и не мешать им готовится к зиме. А как животные готовятся к зиме?
(Запасают запасы на зиму, утепляют норки, меняют мех на более тёплый и светлый цвет, чтобы быть менее заметными среди снега зимой.)
Лес - это как большой, многоэтажный дом, в котором живёт много-много жильцов, соседей и каждый из них занимает свой «этаж». Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнёзд, нор. Звери задали нам задание, догадаться, кто на каком этаже живёт в лесном доме. Справимся?
Вот у нас Лесной дом, который состоит из пяти этажей. Его мы и будем заселять. Посмотрите, лесные жители оставили нам свои фотографии. Давайте поместим каждого зверя на свой этаж лесного дома. Как Вы думаете, кто где живёт?
(Дети берут изображения зверей и размещают их на плакате Лесного дома.)
Но жители лесного дома - это не только птицы, звери и насекомые, а как Вы думаете, кто ещё?. .
(Грибы, деревья, ягоды, цветы).
А вы знаете, кто самые главные жители в лесу?
(Деревья).
Почему Вы так думаете?
(Деревья - это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц).
Люди - гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес - приятное место для отдыха и прогулок.
Какие виды леса Вы знаете?
(Березняк или берёзовый лес)
Какой ещё бывает лес?
(Ельник, дубрава, смешанный,
А как выдумаете, в какой лес попали мы с вами?
(Смешанный, здесь растут дуб, осина, ель, берёза).
Какое дерево самое высокое в смешанном лесу?
(Сосна, старый дуб).
А есть в лесу невысокие деревья? (Липа, рябина).
Между деревьями растут деревянистые растения - кустарники. Чем отличаются кустарники от деревьев?
(У дерева один ствол, а у кустарника - несколько, кустарник ниже).
Какие кустарники вы знаете?
(Шиповник, малина, боярышник).
У каждого дерева и кустарника есть листья и семена.
Давайте поиграем в игру «Детки и ветки».
«Детки», разбирайте семена, «Ветки», берите свои листики.
(«Детки» встают во внутренний круг, а «ветки» - во второй круг с внешней стороны. Под музыку дети водят хороводы в разных направлениях. Как только музыка останавливается, собираются парами - лист от дерева и семена - и вместе вешают «ветки» и «деток» на нужное дерево). .
Вот мы украсили самых главных обитателей леса, Посмотрите, как сразу стало уютнее и наряднее в лесном осеннем доме. А деревья такие красивые, что стихи сами так и просятся.
(Дети читают стихи про деревья).