Галина Давыдова
НОД по ФЭМП «Путешествие в Африку» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Путешествие в Африку»
ОО: «Познание. Формирование элементарных математических представлений»
Интеграция ОО: «Познание. ФЭМП», «Познание. Формирование целостной картины мира», «Художественное творчество»,«Физическая культура», «Здоровье»,«Коммуникация», «Музыка», «Социализация».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1) Познакомить с составом числа 9.
Публикация «НОД по ФЭМП „Путешествие в Африку“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
2) Учить группировать геометрические фигуры по цвету, форме и размеру.
3) Закрепить знания о природе Африки и ее обитателях.
4) Учить делать бусы из нетрадиционного материала (макарон).
Развивающие задачи:
1) Развивать логическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической деятельности и в играх с блоками Дьенеша.
2) Развивать внимание, память, воображение, речь, творчество, наблюдательность, познавательный интерес;
3) формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов по 4 признакам: цвету, форме, размеру и толщине, находить общее свойство совокупности.
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать любознательность, интерес к природе Африки.
2) Воспитывать сочувствие, сострадание, желание помочь.
3) Воспитывать уважительное отношение к собеседнику.
Материал и оборудование:Блоки Дьенеша, палочки Кюйзенера, карта Африки, силуэт 9 африканских животных, плакат «Состав числа 9»,карточки с примерами, цифры, замок с геометрическими фигурами, мяч, схема-алгоритм, игра «Засели дом», макароны красного и синего цветов, шнуры, аудиозапись песни «Чунга-Чанга».
1. Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона занятия. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: На лице цветет, от радости растет. (улыбка).Давайте улыбнемся и будем думать только о хорошем. Что вы ждете от занятия? Что нового желаете узнать?
Воспитатель: Надеюсь, ваши ожидания будут оправданы. А кто скажет какое сейчас время года? Не надоели вам холод и дожди со снегом? Тогда предлагаю отправиться в Африку. Нам придется столкнуться с трудностями на нашем пути. Готовы?
Воспитатель: Отправляемся в путь. Как вы думаете, на чем мы можем добраться до жаркой Африки? А на каком виде транспорта будет быстрее? Правильно, на самолете. Я уже приобрела билеты в авиакассе, поэтому проходим на посадку и садимся в соответствии с билетами.
Раздает билеты-карточки, на которых написаны примеры. На каждом стуле сзади прикреплена карточка с цифрой, обозначающий номер места. Чтобы найти свое место, надо решить пример, полученный ответ подскажет нужный номер. Дети выполняют задание и рассаживаются. Взрослый проверяет, правильно ли они нашли свои места.
Воспитатель: Все разместились? Можно отправляться. Пристегнули ремни, взлетаем.
Чтобы хорошо мыслить, сделаем в полете точечный массаж. Дети находят пальцами точки: бугорки у переносицы, в верхней части крыльев носа, ямка в районе грудины, впадина между большим и указательным пальцем. Нажимают пальцами на эти точки. Затем прищипыванием массируют края ушной раковины снизу вверх и обратно.
2. Деление геометрических фигур по цвету, форме и размеру
Воспитатель: Вот мы и прилетели. Дети, посмотрите, кругом пески. Где мы? Да, в пустыне. А кто знает, как называется самая известная африканская пустыня? Правильно, Сахара. Как жарко, а у нас нет воды, нужно срочно искать оазис. Чтобы его найти, мы должны открыть символический замок, а ключа у нас нет. Подумайте, может какая-то фигура отличается от других? Какая фигура лишняя? Не такая, как все другие?
Дети: Лишняя маленькая фигура, потому что все большие.
Воспитатель: Какая это фигура?
Дети: Маленький красный круг
Воспитатель: Да, она отличается величиной. Посмотрите, все фигуры желтые, а эта фигура красная. Она отличается от других чем? Конечно, цветом. Нажимай на нее, Саша, скорее.
Воспитатель: Какая фигура еще может быть лишней? А она чем не похожа на другие? Конечно, формой. Еще какая фигура отличается от других? В чем ее отличие? Да, в размере. Вот мы и в оазисе, у воды. Давайте искупаемся.
3. Физкультминутка. Снятие мышечного напряжения.
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Воспитатель: Идем дальше. Пустыня закончилась и на нашем пути - широкая река Кто скажет её название? Вспоминайте сказку «Доктор Айболит»
А в Африке,, А в Африке,
На жаркой (Лимпоппо)
Как мы можем пройти через неё? Давайте переплывём её. Правильно, в Лимпоппо водятся зубастые крокодилы, значит, ищем другой путь. Правильно, чтобы преодолеть реку, надо построить мост из блоков, следуя схеме. Дети описывают свои действия по алгоритму и строят мост по схеме.
4. Знакомство с составом числа 9
Воспитатель: А сейчас мы оказались в саванне. Кто подскажет, какие животные обитают в африканской саванне? (крокодилы, носороги, обезьяны, бегемоты, антилопы, попугаи. игуаны) Давайте сосчитаем, скольких животных мы назвали. Правильно, 9. Давайте сядем на трпаву и познакомимся с составом числа 9. Но прежде помассируем ладошки, чтобы наш мозг хорошо работал.
Воспитатель: Итак, мы обозначим африканских животных кругами и квадратами. Как одним словом можно назвать эти фигуры? Правильно, геометрические. Сколько всего геометрических фигур? Обозначим число девять цифрой 9.
Воспитатель: Дети, на какие 2 группы можно разделить фигуры? Да, на красные и синие, то есть по цвету. Сколько синих фигур? Выкладываем число один цифрой 1. Посчитайте, сколько красных фигур. Обозначим число восемь цифрой 8. Значит 9 – это сколько и сколько? (1 и 8).
Воспитатель: Молодцы. А теперь разделим фигуры по другому признаку на 2 группы. Правильно, по форме – на круги и квадраты. Сколько всего квадратов? Обозначим число два цифрой 2. А сколько кругов? Обозначаем число 7 цифрой 7. Итак, 9 – это сколько и сколько (2 и 7).
Воспитатель: Умницы. Подумайте, как еще можно разделить геометрические фигуры? Совершенно верно, по размеру – на большие и маленькие. Сколько всего больших фигур? Обозначим число три цифрой 3. А теперь сосчитаем маленькие фигуры и обозначим число цифрой. Получается, что 9 – это 3 и 6.
Воспитатель: Очень хорошо. Я хочу познакомить вас еще с одним способом деления геометрических фигур на 2 группы – по толщине, на толстые и тонкие. Сколько у нас толстых фигур? Обозначим количество цифрой. Сколько всего тонких фигур? Обозначаем цифрой. Значит. 9 – это сколько и сколько? (4 и 5).
5. Закрепление представлений о составе числа 9
Воспитатель: Вы большие молодцы. А поиграть хотите? Встаем в круг и ловим мяч: 9 – это 8 и, 7 и, 6 и, 4 и…
Воспитатель: Впереди горы. Давайте вспомним К. Чуковского 6
Он идет от Занзибара,
Он идет к Калиманджаро…
Как вы думаете, Калиманджаро – это что? Да, это гора, и чтобы ее перейти, мы должны прорубить в горе лестницу. Садимся на пенечки и знакомимся с материалом, из которого нам предстоит собрать лестницу. Перед вами цветные полоски, каждый цвет обозначает число. Первая белая полоска – число один, вторая голубая –число 2 ит. д. Для начала мы отсчитаем девятую по счету полоску. Какого она цвета. Выкладываем ее на стол, это наша первая ступенька. Теперь вспоминаем, 9 – это сколько и сколько? Да, 1 и 8. Берем белую полоску, обозначающую число1 и добавляем к ней восьмую по счету полоску. Какого она цвета? Мы сделали вторую ступеньку. Далее, 9 – это 2 и (7). Совершенно верно, находим вторую и седьмую полоски и соединяем их вместе. Какие цвета вы взяли? Верно, умницы. И, наконец, 9 –это 4 и (5). Составляем последнюю ступеньку из полосок, находящихся четвертыми и пятыми по счету. Какие цвета вы взяли для последней ступеньки?
Воспитатель: Молодцы, мы успешно перешли через гору Но прежде чем продолжим свой путь, сначала сделаем гимнастику для глаз «Обезьянка».
6. Гимнастика для глаз «Обезьянка»
Речевое сопровождение Зрительные упражнения
Обезьянка потянулась
Раз – направо оглянулась
Два – налево посмотрела
Лапы в стороны развела
Банана,видно, не нашла.
(А. Гриднева) Движения глазами вверх
Направо
Налево
Смотрит вдаль и разводят руками
Закрывают глаза
7. Игра «Засели дом»
Воспитатель: Перед нами простираются джунгли. Ребята, смотрите нас встречает житель джунглей ИГУАНА. Наверное, что-то случилось?
- В этих джунглях живут веселые и любознательные игуаны. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются в огромных джунглях.
И в один прекрасный день, случилось, у мамы Игуаны несчастье: ушел её сынишка Игунчик. Давайте поможем маме найти сына. Игра «Засели дом»
8. Физкультминутка. Снятие мышечного напряжения
Руки подняли и помахали
Это в джунглях лианы.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Так ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят
Как они сядут, покажем
Крылья сложим назад.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что любят жительницы Африки? Они просто обожают такие украшения, как бусы. Давайте и мы на память об африканском путешествии сделаем себе разноцветные бусы. Но есть одно правило. С составом какого числа мы познакомились сегодня? Поэтому число бусин должно быть 9, при этом соответствовать составу числа 9. То есть берем бусины 2 цветов, вспоминаем: 1 и 8, 2 и 7, 3 и 6, 4 и 5.
9. Художественное творчество. Самостоятельное изготовление бус.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой. Обратный путь гораздо проще:
10. Физкультминутка. Снятие мышечного напряжения
Один, два, три, четыре, пять-
(Дети загибают пальцы на правой руке)
Вышли антилопы погулять.
(Показывают руками уши и двигают ими)
Тигр на встречу – шесть, семь,
(Прямыми руками изображают пасть волка)
Говорит: «Сейчас вас съем».
(Грозят пальцем)
Восемь, девять – это ясно,
В джунглях тут гулять опасно.
(Оглядываются)
Десять – это всем понятно-
Будем убегать обратно!
(Бег на месте)
Десять, девять, восемь, семь –
Надо спрятаться совсем.
(Садятся на корточки и закрываются руками)
Шесть, пять, четыре, три –
Ну-ка, тигр, теперь смотри!
(Приставляют ко лбу руку козырьком)
Два - и твой обед уплыл,
Ты остался, тигр, один!
(Подпрыгивают и показывают один палец)
11. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми. Формирование навыков самооценки. Формирование коммуникативных навыков.
Воспитатель: Мы снова в детском саду. Дети, где мы сегодня были?.Как называются африканские пустыня (река, гора? С составом какого числа мы познакомились? Что интересного вы узнали? Что вам понравилось? Давайте попрощаемся с гостями. А на память об африканском путешествии у вас остались нарядные бусы.