Ольга Сидорова
Конспект НОД «Право на имя» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• закрепить представление детей о правах, довести до сознания детей, что каждый человек, имеет право на имя; дать представление о важности права на имя; довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, каждого человека;
• развивать умения рассуждать, делать выводы;
• воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
Оборудование:
• кукла Незнайка;
• жетоны-символы: «Все имеют равные права», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота», «Имя»;
Публикация «Конспект НОД „Право на имя“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
• «Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);
• фотографии воспитателя в разные возрастные этапы;
• картинки с изображением сказочных героев;
• индивидуальные карточки на каждого ребенка;
• гуашь, лупа;
• клей, блестки;
• телевизор, DVD, диск с мультфильмом «Приключения Незнайки и его друзей»;
• мяч.
Предварительная работа: заучивание стихотворения «Восемь Тань» З. Александровой. Работа на дом детям, узнать почему «тебя» так назвали.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом
В. : дети, сегодня к нам в гости пришел маленький человечек, вы узнали этого героя? (Ответ детей.)
В. : правильно, это - Незнайка. Он прибыл к нам из Цветочной страны, для того, чтобы рассказать историю о своем городе и попросить у нас совета, как быть
В волшебной стране Незнайки живут очень хорошие, умные, люди. Все они маленького роста, как и Незнайка. Эти люди дружат между собой, любят друг друга, но иногда они ссорятся, обижаются и это смущает нашего Незнайку. Маленькие человечки совсем не знают ничего о своих правах, поэтому у них и случаются ссоры.
В. : ребята, давайте расскажем Незнайке о важном документе, в котором записаны все права детей. Скажите, как называется этот главный международный документ детей? (Ответы детей : этот документ называется «Конвенция о правах ребенка».)
В. : почему это международный документ? (О. д. : потому что этот документ подписали люди всей планеты.)
В. : давайте вспомним, с какими правами детей мы уже знакомы? (В. выкладывает жетоны-символы на фланелеграф, дети называют известные им права : «Право на жизнь», «Право на дом», «Право знать своих родителей и право на их заботу», «Право на обучение», «Право на лечение»).
В. : молодцы. Теперь Незнайка расскажет маленьким человечкам о правах детей, и я думаю, что они всегда будут жить дружно. А сегодня мы поговорим с вами еще об одном праве, вам, ребята, оно уже знакомо, а вот Незнайка я думаю, с ним не знаком. Так что, Незнайка, слушай внимательно и запоминай. А вы ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи? (О. д. : у нас есть руки, ноги, голова, туловище.)
В. : а чем мы отличаемся? (О. д. : а отличаемся цветом глаз, волос, интонацией голоса.)
В. : молодцы. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, то, что отличает его от других. Что же это? (О. д. : имя.)
В. : имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя – это слово, но особенное. Оно значит очень много. В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа).
В. : в этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения. У каждого из вас есть такой документ. Я хочу рассказать вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Владимир (владеющий миром, Богдан (Богом данный, Людмила (милая людям).
В. : скажите, а вам нравятся ваши имена? (О. д.)
В. : ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители? (Рассказ Наташи К.)
В. : в честь кого тебе дали имя? (Рассказ Мирославы Б.)
В. : как называют тебя в семье? (Рассказ Дениса Б.)
В. : по имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку»? (О. д. : «Андрюшенька» - это мальчик.)
В. : а что вы можете сказать про «Анну Петровну»? (О. д. «Анна Петровна» - это взрослая тетенька.)
Воспитатель: правильно. А если ребенка назвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать про этих детей? (Ответы детей : можно сказать, что это мальчик и девочка.)
В. : молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени? (Ответы детей : по имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.)
В. : правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей : по имени и отчеству обращаются к старшим людям.)
В. : правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.
Воспитатель: ребята, а знаете ли вы что такое тезки? Вы знакомы с этим словом? Что оно значит? (Ответы детей).
В. : тезки – это люди, у которых одинаковые имена. Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань», которое нам расскажет Юля Б. (Чтение стихотворения).
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
В. : А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации? (Ответы детей : по фамилии.)
В. : верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае? (Ответы детей : в этом случае поможет отчество.)
В. : молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А есть ли у нас в группе тезки? (Ответы детей : в группе у нас есть две Насти (Талабаева и Татарова); две Наташи (Батяйкина и Кострюкова).
В. : молодцы. Мы устали, засиделись. Предлагаю немного размяться.
Физкультминутка:
Эй, ребята! Встаньте в круг! (Дети встают в круг.)
Вот как много стало рук! (Руки вперед, тыльной стороной кверху.)
Чьи же руки подскажите, (Дети называют свои имена).
И ладошки покажите. (Переворачивают ладошки кверху).
А теперь за руки взялись, и по кругу пробежались.
(Берутся за руки и бегут по кругу)
Сделали поуже круг, крышу сделали из рук. (Все дети соединяют руки над головой).
Получился дом имен. (Взявшись за руки, делают круг шире).
В этом доме мы живем! (руки вверху).
В. : дети, как вы думаете, может ли имя расти? (Ответы детей : нет, имя расти не может.)
В. : а я сейчас вам докажу, что имя расти может. Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. (Рассказ воспитателя).
Это было давно, жила – была маленькая девочка, и звали ее ласково: Олечка. (Воспитатель выкладывает на фланелеграфе свою детскую фотографию.) Девочка выросла, пошла в школу, и ее стали называть Олей. (Воспитатель выкладывает на фланелеграфе свою школьную фотографию). Когда девочка стала совсем взрослой и пошла, работать воспитателем ее стали называть по имени и отчеству - Ольга Николаевна. Вы догадались, о ком я говорю? (Ответы детей).
В. : правильно, я говорю о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково, как? (Ответы детей.)
В. : Олечка. Моя дочка называют меня «мама». Муж и друзья зовут Оля. А в детском саду я для всех Ольга Николаевна. Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Дениска в школе станет Денисом. Сашенька – Александром, Настенька – Настей, Наташенька - Натальей.
В. : когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас? (Ответы детей. Воспитатель помогает детям.)
В. : ребята к этому занятию я приготовила вам интересные загадки про имена. Послушайте, пожалуйста. (Воспитатель загадывает загадки и выставляет иллюстрации героев)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
(Красная Шапочка).
В. : почему девочку называли Красной шапочкой? (Ответы детей : потому что она носила всегда красную шапочку.)
В. : слушайте вторую загадку.
Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка).
В. : почему Белоснежку так называли? (Ответы детей : потому что у нее была белая кожа.)
В. : слушайте третью загадку.
Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
(Золушка.)
В. : почему так звали Золушку? (Ответы детей : потому что она работала, убирала золу.)
В. : слушайте последнюю загадку.
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
(Незнайка.)
В. : правильно, Незнайка. Я хочу вам предложить посмотреть отрывок из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей». (Просмотр мультфильма).
В. : ребята, вы заметили, что у героев мультфильма очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин. Как вы думаете, почему их так звали? (Ответы детей : Знайку так назвали, потому что он много знал. Цветика, потому что он любил цветы. Торопыжку, потому что он всегда торопится.)
В. : послушайте, какие стихи, сочинил Незнайка про своих друзей. (Чтение воспитателем стихотворений).
Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.
Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.
У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка.
В. : вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка? (Ответы детей : нет, мне его стихи не понравились.)
В. : а вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки? (Ответы детей : я бы не хотел, чтобы меня так дразнили.)
В. : я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени, ласково. А сейчас я предлагаю сыграть в игру «А ты…». (Дети передают мяч по кругу, при этом называют друг друга ласковыми именами.)
В. : человек проносит свое имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Каждый из вас уникален и неповторим. А я вам помогу в этом убедиться. Сейчас мы сделаем отпечатки ваших пальцев и займемся исследовательской работой. (Дети подходят к экспериментальному столу и делают отпечаток своего пальца на специально заготовленную карточку, рассматривают с помощью лупы линии и узоры отпечатков.)
В. : посмотрите, ребята похожи ли ваши линии пальцев с отпечатками пальцев вашими товарищей? (Ответы детей).
В. : нет, не похожи, каждый отпечаток уникален, у всех людей они разные. Теперь я вам предлагаю взять свои карточки и пройти за столы, чтобы продолжить дальше нашу исследовательскую работу. (Дети с карточками садятся за столы.)
В. : на вашей карточке написано ваше имя, для того чтобы оно стало видимым, необходимо по контору имени обвести клеем и обсыпать волшебной пыльцой из Цветочного города Незнайки. (Выполнение работы детьми, воспитатель помогает.)
В. : молодцы, справились с заданием. Теперь ваши карточки, с вашими отпечатками пальцев, останутся у нас в саду на память, мы будем о вас вспоминать.
В. : ребята, о каком праве мы сегодня говорили на занятии? (Ответы детей.)
В. : мы с вами знаем, что каждый ребенок имеет право на имя, теперь об этом узнают и жители Цветочного города. Нашему гостю – Незнайке очень понравилось занятие. Мы будем ждать его еще к нам и обязательно расскажем ему о других правах маленьких детей.