Лозямова Марина
НОД по познавательному развитию для детей 4–5 лет «Берестяное кружево»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Расширять представления детей о берёзе как символе России. Используя малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, народные песни, танцы и игры, предметы декоративно-прикладного искусства, воспитывать уважение к труду народных мастеров. Знакомить детей с берестой как природным материалом, используемым для изготовления предметов разного назначения, с технологией её обработки и видами декоративных изделий из неё.
Обогащение словаря: кора, береста, кружево, орнамент, резьба, пахучая, ломкая, лечебные свойства, лучина, берёзовый сок, снежно-белая, туес, шило, циркуль, резец.
Публикация «НОД по познавательному развитию для детей 4–5 лет „Берестяное кружево“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Материал. Изделия из бересты. Круги с изображением орнаментов разных видов (растительные, геометрические, жанровые) и отдельные элементы этих узоров. Костюмы Лесовика, Берёзки.
Ход НОД:
Лесовик. Здравствуйте, детушки-касатушки! Проходите в мой берёзовый лес. Под аудиозапись мелодии «Во поле берёза стояла» входит девочка в костюме Берёзки.
Берёзка.
Колокольчики, звените,
Всех ребяток созовите,
Как услышат – прибегут
И со мной играть пойдут.
Проводится игра «Берёзка». Звучит аудиозапись по выбору воспитателя. Дети образуют круг, в центре стоит Берёзка с платочками в руках. В соответствии с текстом, который произносят дети, она показывает движения.
Дети.
Берёзка зелененькая,
Летом – весёленькая,
(Берёзка поднимает руки над головой.)
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
(Покачивает руками.)
Золотым венцом звенит.
Как по осени она усыхает,
(Медленно опускает руки.)
И листочки у неё опадают.
(Идёт вдоль хоровода, кладёт каждому ребёнку на плечо платочек.)
Дети исполняют русский танец.
Лесовик. Берёзу называют символом России. Про неё слагают песни и стихи. Ценят её не только за красоту. Расскажите, как это дерево используют люди.
Дети (поочерёдно). В древни времена берёзовую кору использовали вместо бумаги, на ней писали.
Берёзовыми дровами топят печи.
Берёзовый сок – полезный напиток.
Берёзовыми вениками парятся в бане.
Отваром берёзовых листьев ополаскивают волосы.
Настой берёзовых почек – лекарство от многих болезней и т. п.
Лесовик (по ходу рассказа демонстрирует изделия из бересты и приёмы её обработки). Из коры берёзы – бересты – народные мастера с давних времён делали лёгкие, прочные и очень красивые вещи – туеса, кружки, шкатулки и т. п. ранней весной заготавливают для работы материал – кору. Чтобы она стала пригодной для изготовления всех этих полезных предметов, ее делают плоской (кладёт кусок коры под пресс, затем шкурят и шлифуют (при помощи наждачной бумаги счищают с коры грубые высохшие частицы, делает поверхность бересты гладкой). После этого мастера вырезают заготовку нужной формой, при необходимости скрепляют их между собой и украшают узорами. Вспомните, инструментами пользуются мастера, вырезая узоры.
Дети (перечисляют инструменты и находят их на демонстрационном столе). Линейка, циркуль, нож, резец, шило.
Лесовик (показывает приёмы вырезания узора из бересты). Берестяное кружево вырезали и наклеивали на заготовку будущего изделия.
Посмотрите на эти затейливые узоры. (Показывает изделия с разными видами узоров.) Если мастер вырезал листья и цветы – получается растительный орнамент. Геометрический узор состоял из кругов, треугольников, квадратов и т. п. самым сложным считался жанровый узор – изображения птиц, животных и человека.
Проводится игра «Определи узор». На фланелеграфе закрепляются круги с изображением изделий, украшенных разными видами орнаментов. Детям раздают образцы элементов узора, они определяют их вид и располагают в соответствующем круге.
По окончании игры Лесовик и Берёзка дарят детям кусочки бересты и предлагают использовать их при изготовлении поделок из природного материала.