Наталья Здесенко
НОД по реализации ОО «Коммуникация» в подготовительной логопедической группе «Путешествие по карте»
Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области «Коммуникация» в подготовительной логопедической группе
Тема: «Путешествие по карте»
Программные задачи:
• Воспитывать у детей активную деятельную любовь к родному краю
• Уточнить знания детей в работе с географической картой Краснодарского края. Обратить внимание на географические обозначения равнин, гор, морей.
• Углубить знания детей о Красной книге. Закрепить представления детей о том, как люди заботятся о природе, охраняют её.
Публикация «НОД по реализации ОО „Коммуникация“ в подготовительной логопедической группе „Путешествие по карте“» размещена в разделах
• Совершенствовать умения строить высказывания логически правильно, точно, грамотно употребляя в речи предлоги.
• Совершенствование навыков чтения, звукового и слогового анализа слов.
• Закреплять умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
• Углубить понимания детьми смысла, значений слов: рельеф, батискаф, скафандр. Успешно применять усвоенные слова в связных высказываниях.
Оборудование:
- карта Краснодарского края (указка)
- макеты гор и равнин
- Гимн Краснодарского края
- аудиокассета с записью морского прибоя
- песок и палочка
- ширма, Нептун, морские звёзды, кубики со слогами БЕ-РЕ-ГИ-ТЕ ПРИ-РО-ДУ, ракушки с «морскими камешками» (конфеты)
- пазлы с изображение морских рыб
- плакат с изображением морского дна
- игра «Поймай рыбку» (картинки рыб на магнитах, удочка с магнитом)
- рыболовная сеть с «мусором»
- шапочка золотой рыбки
- лапти, палка «дедушке»
- карточки с буквами, картинки дельфина и осётра.
Звучит гимн Кубани «Ты Кубань, ты наша Родина».
Вос-ль:
- Ребята, какую композицию мы сейчас прослушали? (Это прозвучал гимн Краснодарского края).
- Сегодня мы и поговорим о нашем большом и любимом крае. Давайте вспомним, как ещё называют наш край?
Дети: Кубань.
Вос-ль: Откуда такое название у края?
Дети: Кубань самая главная и самая большая река, которая протекает через Краснодарский край, поэтому и край называют Кубанью.
Вос-ль: замечательно! А сейчас Вероника расскажет нам, что она знает о нашем крае.
Доклад:
- территория края очень большая, чтобы проехать из одного конца в другой понадобиться
2 дня.
- край плодородный, здесь собирают большой урожай зерна, много овощей и фруктов,
выращивают рис.
- есть леса, моря, горы.
- в крае живут добрые, гостеприимные и красивые люди. [/h3]
Вос-ль: А как называют людей живущих у нас, на Кубани?
Дети: Казаки и казачки.
Вос-ль: Давайте вспомним, как называется главный город нашего края. Кто хочет найти и показать его на карте?
(Работа с картой. Столица нашего края обозначена большим красным кружочком - это город Краснодар.)
Вос-ль: Как вы думаете, почему карта такая разноцветная?
Дети: Если раскрасить карту одним цветом мы не увидим леса, моря, горы.
Вос-ль: Что на карте обозначают коричневым цветом?
Дети: Коричневым цветом обозначают горы.
Вос-ль: Правильно, кто хочет выйти показать эти горы? Как они называются? (Кавказские).
Вос-ль: А что обозначают зелёным цветом.
Дети: Зелёным цветом обозначают леса, степи, поля, луга это – равнины.
Вос-ль: Верно, равнина. Это конечно не значит, что земля такая же ровная как стол, но гор здесь нет. Итак, рельеф может быть равнинный и горный. (Показ на макетах).
Вос-ль: Скажите каким может быть рельеф?
Дети: Равнинный и горный (показываем на макетах).
Вос-ль: Ребята, послушайте стихи, определите формы рельефа, о которых говорится в стихотворениях.
(Стихи читают дети)
Посмотри, какая даль
Без конца и края,
Речка тихая журчит
В камышах, вздыхая
Ширь полей, размах степей
Милая картина.
Сердцу нет тебя родней
Кубанская (равнина).
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут,
Ну какие разговоры
Это… (горы).
Вот теперь мы можем гордо
Посмотреть на малышей
Мы узнали с вами много,
Стали мы теперь умней
Это вам не просто шутка
И не песенки припев,
А научное названье…
Слово трудное (рельеф).
Вос-ль: Молодцы ребята всё запомнили.
Скажите, а вы знаете, что на карте обозначают голубым цветом?
Дети: Воду.
Вос-ль: Верно, воду, т. е и моря и озёра и реки.
Наш край богатый, его омывают два моря. Как они называются.
Дети: Чёрное и Азовское.
Вос-ль: Маша, выходи, найди и покажи эти моря. Расскажи о них.
Чёрное море очень тёплое, оно не замерзает даже зимой, но неспокойное и бурное. Во время шторма вода там становится чёрной и поэтому его так и назвали. А ещё его назвали так, потому что если опустить на дно морское кусочек железа оно станет чёрным. На Чёрное море приезжают отдыхать люди со всей России.
Азовское море – маленькое и мелкое. Глубина его небольшая, вода хорошо прогревается солнцем, поэтому в Азовском море водится очень много рыбы.
(Включается звукозапись шума морского прибоя.)
Вос-ль: Что это за шум?
Дети: Это шум моря.
Вос-ль: А вам хочется побывать на дне морском? (Да). Как мы можем попасть на дно морское. С помощью чего? (с помощью подводной лодки, батискафа, скафандра).
- А на чём бы вы хотели отправиться сегодня?
(Тогда войдём все в батискаф. Медленно начинаем погружаться. Вот, ребята, мы с вами и на дне морском. Посмотрите, вокруг какая красота.)
Появляется Нептун. (за ширмой)
Нептун: Это кто пожаловал в морское царство. Кто нарушил мой покой.
Дети: Это мы ребята из детского сада. Хотели побывать на дне морском, чтобы побольше узнать о нём.
Нептун: Раз вы такие любопытные сначала я проверю ваши знания.
• Почему море называется Чёрным? (Потому что вода в нём не спокойная, когда бывает шторм она становится чёрная. И если на дно положить железо оно станет чёрным).
• Назовите рыб обитающих в море? (Акула, морской конёк, скумбрия, камбала, кефаль, дельфин, скат, летучая рыба и т. д)
• Почему Чёрное море никогда не замерзает? (Потому что вода летом хорошо прогревается солнцем, а зимой Кавказские горы закрывают море от ветра)
• Можно ли пить морскую воду? (Пить её нельзя, очень полезно в ней купаться, в ней много солей и содержится йод)
• Кто знает, какое лекарство делают из водорослей, которого больше всего боятся дети. (Йод)
Нептун: Что молодцы то молодцы, да вы мне всю рыбу распугали. Вся спряталась. А ну-ка пойдите рыбку найдите.
Пазлы.
Вос-ль: Всё. Все рыбку нашли все такие молодцы. Наташа, ты какую рыбку нашла? И т. д.
Нептун: Если вы будете внимательными, под ракушкой найдёте ещё рыбок.
Работа с карточками – дорисуй недостающую букву.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки».
Нептун: Раз вы нашли рыбку попробуйте теперь её поймать, рассказать о ней и отпустить.
Игра «Поймай рыбу».
Дети: Я поймала акулу. Акула – хищная рыба. Она большая. У неё длинное туловище и удлинённая голова. У акулы сильный хвост и плавники.
Я поймала морского конька. Это тоже рыба, но плавает она вертикально. Морские коньки носят икринки в «сумочке» на животе. Своим хвостиком может прицепиться к водорослям.
Я поймала осётра. Окраска коричнево-жёлтая. На теле имеются чешуйки похожие на звёздочки. Эта рыба обитает в море, а для размножения заходит в реки. Она питается рыбой селёдкой, бычками, моллюсками. и т. д.
(После рассказов – описаний рыбки выставляются на плакат с изображением морского дна.)
Вос-ль: А теперь мы все превратимся в летучих рыб и порезвимся в морских волнах. Вокруг себя повернитесь и в рыбок превратитесь.
Подвижная игра: «Летучая рыба»
Я летучая, прыгучая, (Дети двигаются по кругу поскоками
Улетела бы за тучу я Двигаются, взмахивая руками, как крыльями.)
Да соскучилась бы вскоре (Вновь двигаются по кругу, совершая поскоки.)
До того люблю я море.
Вос-ль: Вокруг себя повернитесь и в детишек превратитесь.
Игра «На дне морском».
Вос-ль: Посмотрите где находится морской конёк?
Дети: Морской конёк находится между кораллами.
Вос-ль: Где плывёт медуза?
Дети: Медуза плывёт над скатом.
Вос-ль: Откуда выбирается краб?
Дети: Краб выбирается из-под камня.
Вос-ль: За кем гонится акула?
Дети: Акула гонится за бычком.
Вос-ль: Ещё раз внимательно посмотрите, чтобы запомнить, как расположены рыбы. (Отвернитесь.)
(Дети отворачиваются. Воспитатель меняет местами медузу и ската).
Дети: Медуза и скат поменялись местами. Раньше медуза была над скатом, а теперь медуза под скатом.
Нептун: Хорошо живётся рыбам да с каждым годом всё труднее. Много рыбы погибает от того, что в море попадает мусор.
- Послушайте, какая беда случилась с золотой рыбкой.
Экологическая сказка.
Нептун: В синем море на просторе
Рыбка весело плескалась.
Только вот беда и горе:
В сеть рыбацкую попалась…
(Звучит музыка, выплывает Рыбка, на ней рыбацкие сети, в них банки, мусор)
Рыбка: Была когда – то я волшебной
И все желанья исполняла.
Плескалась я в воде целебной!
Что делать? В сети я попала!
(Выходит старик, берётся за сеть).
Старик: Забросил в море сети ловко!
Попалась рыбка золотая.
Неужто счастье привалило?
(Разочарованно)
А рыбка, кажется, больная.
Рыбка: Ну как, скажи, здоровой быть?
Пропало волшебство, погибла!
Залито нефтью море всё…
Как мне в нём жить?
Поверь, обидно…
Старик: Вот невезенье, вот напасть!
Кто мне придумал наказанье!
Придётся мне тебя спасать
Какие у тебя желанья?
(Рыбка топает).
Хочу, чтоб рыбу не ловили!
Пруды, озёра охраняли,
В реке не строили плотины,
И в море мусор не бросали!
Старик: Я мигом всё исполню точно
В сетях запуталась, бедняжка:
И как же эти сети прочны,
Смотри, совсем ты дышишь тяжко…
(С трудом освобождает рыбку из сетей. Рыбка отряхивается)
Рыбка: Спасибо, старче, за спасенье,
Но только ты служить мне будешь
(Повелительно)
Ловить мальков я запрещаю,
Иначе в море корабли
На дно, немедля отправляю!
Ступай! И помни: все желанья
Твои исполню лишь тогда,
Когда в воде хрустальной рыба
Плескаться сможет без труда!
Старик: (в ужасе)
Погибло всё! О всё пропало!
Как я очищу всё от грязи…
(Поучительно)
Теперь подумаю сто раз,
Бросать ли в море мусор разный.
(Рыбка уплывает, старик плача уходит за рыбкой).
Нептун: Эта сказка – всем намёк,
Важный навсегда урок:
Сохраняйте воду чистой,
И прозрачной, и искристой
Надо, чтобы вся планета
Беспокоилась об этом,
Чтобы в реках и прудах
Рыба плавала всегда!
Вос-ль: Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить морское царство.
- Не засорять моря и реки
- Не бросать мусор
- Нельзя ловить на память жуков и бабочек.
- Уничтожать медуз и крабов. Некоторые люди выбрасывают медуз на берег, и они погибают под лучами солнца.
- Нельзя ловить мальков.
- Запрещено ловить рыб, которые занесены в Красную книгу.
Вос-ль: Люди давно задумываются о том, как легко ранить природу и как трудно её вылечить. Красная книга помогает охранять животных, которых осталось мало.
- И сейчас нам Катя расскажет о некоторых рыбах, которые занесены в Красную книгу.
Доклад: (о дельфине и осётре)
Нептун: Я очень рад, что есть Красная книга.
Ведь жить в подводном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг
Человек – природе друг.
- Ребята, а давайте с вами сделаем плакат. Вот вам волшебные кубики, подумайте, что можно написать. (БЕ-РЕ-ГИ-ТЕ ПРИ-РО-ДУ)
Нептун: Ребята, а на память я вам дарю морские звёзды. Если вам понравилось у меня в гостях, возьмите красную звезду, если не понравилось, возьмите синюю звезду.
(Дети выбирают по желанию)
Нептун: Есть ребята, у меня ещё подарочек. Морские камешки. Они не простые, а волшебные. Кто их съедает, тот подрастает.
Вос-ль: Ребята вот и пришла пора возвращаться в детский сад. Приготовились, начинаем медленно всплывать… Вот мы с вами и в детском саду.