Екатерина Ерохина
НОД по основам фитодизайна «Вторая жизнь растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: углублять и закреплять знания детей о фитодизайне. Познакомить со способами сохранений растений: высушивание на воздухе, прессование, окрашивание, кристаллизации, засахаривание. Уточнить, обобщить и расширить знание детей о растениях, их многообразии, характерных признаках, особенностях. Закрепить правила сбора природного материала. Продолжать знакомить с профессиями флориста, фитодизайнера. Развивать эстетический вкус, оценку, суждение; развивать воображение, внимание, память; аккуратность. Воспитывать бережное отношение к природе, поддерживать интерес к фитодизайнерской деятельности.
Публикация «НОД по основам фитодизайна „Вторая жизнь растений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Материал: растения (листья деревьев, цветы, злаки, травы, вазы, бумага, газетные листы, груз, гуашь, кисточки, салфетки. Оборудование: DVD, телевизор.
Словарь: фитодизайн, флорист, прессование, кристаллизация, засахаривание, высушивание.
Предшествующая работа: экскурсия в сквер.
Ход занятия.
- Ребята, послушайте какое стихотворение я для вас приготовила:
Подрастает цветок
В нашем славном саду,
Со спасительной лейкой
К нему я иду. Напивайся водички,
Любой лепесток,
Расцветай всем на радость,
Любимый цветок.
Понравилось вам стихотворение?
О чём оно?
А у вас какой любимый цветок? (ответы детей)
- Да, у каждого из нас есть свои любимые цветы и растения. Они нас радуют своей красотой. Но жизнь некоторых растений очень коротка, поэтому любоваться ими всё время мы не можем. Как грустно от этого, правда, ребята? Но я знаю один волшебный способ, который сможет сделать так чтобы наши любимые растения долго сохранялись и радовали нас даже зимой. Хотите я и вам расскажу, как это сделать?
Тогда занимайте свои места в нашей творческой мастерской.
- На земном шаре обитают сотни тысяч видов растений. Все они по-своему хороши, а очень многие не теряют привлекательности и после высушивания. Люди заметили это свойство - и растения получили вторую жизнь. Для того чтобы дать вторую жизнь растениям, и чтобы они потом украшали наш дом нужно пройти несколько этапов.
- Ребята, хотите узнать, что же это за этапы? (ответы детей)
Итак, первый этап - это сбор, самый приятный из этапов. И мы его уже с вами прошли, помните вчера мы ходили на экскурсию в сквер и собрали природный материал.
Что мы собрали на экскурсии? (листья деревьев, траву, цветы).
Но прежде чем собирать мы научились правилам сбора. Расскажите об этих правилах (ответы детей):
• собирать только в сухую, солнечную погоду;
• для каждого растения своё время сбора. Собирать природный материал можно круглый год, с ранней весны до поздней осени. У каждого времени года есть свои прелести: одни растения интересны в бутонах, вторые - в полном цвету, третьи - в плодах;
• бережно относиться к природе: нельзя губить, уничтожать, ломать, обрывать, гнуть растения.
- Молодцы, с первым этапом мы справились. А теперь второй этап - самый ответственный.
Существует несколько способов сохранения растений. Сначала я вам расскажу о легких способах, которые может сделать самостоятельно каждый из вас.
- Первый способ и самый легкий называется - высушивание на воздухе.
Помещение для сушки растений должно быть затененное, теплое, сухое и хорошо проветриваемое.
Растения можно просто поставить в вазочки, баночки без воды и через некоторое время они сами высохнут. А можно повесить за стебли растения вниз соцветиями.
Посмотрите у меня в коробочке много разных растений. Как вы думаете, какие из этих растений мы можем сохранить с помощью высушивания на воздухе? (предположения детей).
Дети выбирают, предполагают и обосновывают свой выбор. Воспитатель помогает дошкольникам:
- Давайте в вазу без воды поставим колоски пшеницы, ржи – стебли у них прочные, поэтому они согнуться при высыхании. А подвесим декоративную травку, которую мы специально вырастили на нашей клумбе. Её нужно собрать в пучок, завязать ниточкой. Через несколько дней они высохнут, и мы сможем из них составлять букеты, которыми мы потом украсим нашу группу. Дети самостоятельно выполняют действия.
- Ребята, а у меня тут в коробке есть листья деревьев. Может мы тоже поставим их в вазу и пусть они сохнут? Можно так сделать? (предположения детей). Почему нельзя? (потому что при высыхании они загнуться, сморщатся). Для листьев и мелких цветочков есть другой способ - называется прессование. Называется он так, потому что растения сушат под прессом, т. е. под тяжелыми предметами. Для этого нам нужна будет бумага, газеты и тяжелый груз.
Воспитатель демонстрирует и сопровождает действия рассказом: Листочек бумаги или газету нужно согнуть пополам – в виде книжки и поместить растения внутрь листа. Бумага, газета нужна для того, чтобы она впитывала в себя влагу от растений. А теперь сверху этих листов с растениями нужно положить что-то тяжелое, чтобы они как можно сильнее прижали их.
Дети самостоятельно работают с остальными листьями.
Листочки, газеты нужно каждый день менять, потому что они становятся за день влажными от сока растений. Завтра вы в этом убедитесь. Через 5 дней листья высохнут и из них можно будет делать картины, панно, коллажи. Давайте пофантазируем, что бы мы могли изобразить на картине с помощью листочков, когда они высохнут? (ответы детей)
- Какие замечательные картины у нас получатся, осталось только немножко подождать.
А пока я вам расскажу о третьем способе - самом ярком, называется он окрашивание. Когда растения выглядят блеклыми или мы хотим, чтобы они были другого цвета, то их можно покрасить. Растения можно красить и сухие, и живые с помощью специальных баллончиков с краской или гуашью.
- Вы держали в руках когда-нибудь цветик-семицветик из сказки про Женю? А мы легко сможем это сделать, можно покрасить ромашку в разные цвета и получится волшебный цветик-семицветик. А хотите, чтобы летом у вас зелёные кленовые листья превратились в желтые? Для этого не надо ждать осени, их можно просто покрасить. Выбирайте понравившееся растения, берите кисточки, гуашь и начинайте раскрашивать.
Дети выполняют работу. По окончанию работы делятся впечатлениями.
- Вы сегодня настоящие волшебники.
- Какие способы сохранения цветов вы запомнили? (ответы детей).
- Это были все легкие способы. А теперь я расскажу о сложных, которые можно выполнять только со взрослыми.
Эти способы нам покажут настоящие флористы. Следующий способ сохранения растений, о котором нам они расскажут – самый необычный.
Видеоролик «Кристаллизация растений».
После просмотра воспитатель задает вопросы:
- Как называется способ сохранения растений, который вы только что увидели? (кристаллизация)
- Что использовали флористы для этого способа? (соль и горячая вода)
- Что происходит после того как вода с растениями остынет? (растения покрываются мелкими кристалликами, как будто в снегу)
А теперь я вам покажу самый вкусный и самый сладкий способ. Он вам точно понравится.
Видеоролик «Засахаривание цветов и растений».
После просмотра видеоролика воспитатель задает вопросы:
- О каком ещё способе нам рассказали флористы? (о засахаривании)
- Что для него необходимо? (яичный белок и сахар).
- Расскажите, что делали флористы, чтобы получились такие сладкие растения?
(яичный белок взбивали в густую пену и затем кисточкой наносили ее толстым слоем на обе стороны лепестков и листьев. После этого растения посыпали сахарным песком, положили на кальку и поставили в духовку).
Из таких засахаренных растений получаются самые необычные картины. Такие цветы можно даже кушать или украшать блюда.
Ребята, вы сегодня узнали только о пяти способах обрабатывания растений, а их ещё очень-очень много. О них я вам расскажу в следующий раз.
- Какой из способов вам понравился больше всего? Почему? (ответы детей)
Когда высохнут наши растения, мы сможем сделать из них поделки, картины, букеты и украсить ими нашу группу. А пока мы будем наблюдать, следить за тем как высыхают растения, которые мы вместе собрали и создавать для этого благоприятные условия.