Олеся Данилова
НОД «Почему растаяла Снегурочка»
▼ Скачать
Цель: расширять представления детей о физических свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи в неживой природе.
Задачи: закрепить знания примет зимы детьми; расширить представления о свойствах воды, снега и льда с помощью опытно-экспериментальной деятельности; учить детей анализировать и делать выводы в процессе экспериментирования; развивать интерес к зимним явлениям природы.
Публикация «НОД „Почему растаяла Снегурочка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
Материал: Снегурочка-взрослый в костюме или кукла, снежок из ваты, снег в ёмкости, лёд в формочках, снежинки из бумаги, темные листы бумаги для выкладывания снежинок. Белая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, ёмкость с водой. Пластилин для лепки снеговиков.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Снегурочка», игры со снегом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинки». Замораживание льда в формах.
Ход занятия.
Звучит тихая музыка.
Воспитатель читает стихотворение М. Познанской «Снег идет» :
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый,
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой,
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
Входит Снегурочка и вносит в группу ёмкость со снегом.
Снегурочка. Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской сказки «Снегурочка»
Дети. Здравствуй, Снегурочка!
Снегурочка. Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?
Дети называют приметы зимы.
Снегурочка (обобщает) : Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной. Земля, деревья, дома покрыты снегом. Часто дует холодный ветер. Реки замёрзли. Птицы улетели в тёплые края. Зайцы, белки, лисы поменяли старые шубки на новые. Медведи и ежи впали в спячку. Дети и взрослые надели теплую одежду и обувь.
Снегурочка. Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Дети, как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?
Дети. Нет.
Воспитатель. Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что с ним произойдет в помещении. Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?
Ответы детей.
Воспитатель (обобщает). Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили её из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса!
Снегурочка. Давайте поиграем в игру.
Подвижная игра «Выпал беленький снежок». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Выпал беленький снежок, (Дети приседают)
Собираемся в кружок. (образуют круг)
Мы потопаем, мы потопаем! (топают ногами)
Будем весело плясать, (кружатся вокруг себя)
Будем ручки согревать. (потирают ладони)
Мы похлопаем, мы похлопаем! (хлопают в ладоши)
Будем прыгать веселей, (прыгают)
Чтобы было потеплей. (прыгают)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем. (прыгают)
Снегурочка. Ой, что-то жарко у вас стало. Мне пора уходить, скоро Новый год, и я обязательно к вам приду вместе с Дедушкой Морозом. На память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.
(Снегурочка дарит снежинки, прощается с детьми и уходит)
Воспитатель. Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!
(Дети рассматривают их строение и форму).
Воспитатель. Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!
Воспитатель предлагает каждому ребенку вспомнить, какие снежинки он видел на прогулке, придумать и нарисовать свою снежинку. Обращает внимание детей на то, что все снежинки имеют шесть лучиков.
Затем воспитатель предлагает пройти детям к столу и нарисовать белой гуашью снежинку на темном листе бумаги.
Воспитатель. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? (Ответы детей). Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.
Воспитатель (обобщает). Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится вода снова в снег?
Воспитатель вносит в группу заранее замороженную в формочках воду и предлагает детям рассмотреть кубики льда.
Воспитатель (обобщает). Вода на морозе замерзла и превратилась в лёд.
Воспитатель. Теперь посмотрите и потрогайте кубики льда.
Воспитатель. Какой лёд?
Воспитатель. Наши руки стали мокрыми. Почему? (Снег и лёд начали таять, так как в помещении тепло и наши руки тёплые)
Вывод: лёд прозрачный, твердый, холодный, в ладошке тает.
Положите ваши снежки и льдинки на подносы, вытрите руки.
Воспитатель. А как вы думаете, тонет ли лёд в воде?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель опускает кусочки льда в воду и говорит: «Что происходит со льдом в воде? Лёд не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает.
Делают вывод: лёд не тонет в воде.
Воспитатель. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает, а обязательно к нам придет на новогодний праздник.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, что ещё можно слепить из снега? (Ответы детей).
Из снега можно слепить снеговика с морковкой вместо носа или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и помогает пережить морозы растениям, насекомым и животным.
Мы узнали много интересного о свойствах льда и снега. Давайте назовём их ещё раз. Я буду задавать вопрос и бросать снежок, кто его поймает, тот будет отвечать.
Речевая игра для закрепления знаний о свойствах воды, снега и льда :
«Снег какой? Лёд какой?»
Молодцы! Наше занятие подошло к концу.