Маргарита Хлебникова
НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Лесные жители»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми.
«Лесные жители»
Образовательные области: Коммуникация. Познание.
Публикация «НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе „Лесные жители“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Цель: Развивать лексико – грамматический строй речи.
Задачи:
- Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные (лисья, медвежья, волчий, заячья, кабаний)
- Закреплять понимание и употребление предлогов (над, под, между, около)
- Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и доске (слева, справа, верхний нижний угол, нижний правый угол и т. д.)
- Упражнять в умении подбирать антонимы (длинный – короткий, колючий – мягкий, злой – добрый)
- Упражнять в умении согласовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа (белки, зайцев, лисенка и т. д.)
- Образовать существительные с окончанием: - ца – ха – (лисица, лосиха и т. д.)
- Совершенствовать и развивать общую и мелкую моторику.
- Обобщать и систематизировать знания о диких животных.
- Развивать зрительно – моторную координацию.
- Развивать логическое мышление.
Материалы и пособия:
- Игровое упражнение «Прогулка»
- Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
- Речевая гимнастика «Лес ночной был полон звуков.»
Игровое упражнение, пальчиковая и речевая гимнастика взяты из книги Нищевой Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Детство — Пресс 2010 г.
- Наглядный материал: картинки с изображением диких животных и их детенышей, изображения частей тела животных, картинка «Кто спрятался в лесу» (наложенные друг на друга изображения, все с магнитами.
- Большая магнитная доска.
- Мяч.
- Альбомные листы бумаги + пластмассовые крышки от бутылок.
- 1\2 тетрадного листа в крупную клеточку + простой карандаш.
Действия и вопросы педагога:
- Ребята, сейчас мы отправляемся в путешествие.
1. Игровое упражнение «Прогулка»
(По дорожке, по дорожке, скачем мы на правой ножке,
и по этой же дорожке, скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до полянки добежим.
А на этой на полянке, мы попрыгаем, как зайки.
С-С-С-С – немного отдохнем, дальше мы пешком пойдем.)
- Вот добрались мы до леса, кого мы можем встретить в лесу?
2. Игра с мячом (лови – кидай – и отвечай)
«Кто живет в лесу?»
- Вопросы к детям:
Кого можно встретить в лесу?
Кто прячется чаще леса?
Кто живет в лесу?
- У каждого животного в лесу есть свой дом.
3. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
(У лисы в лесу глухом, есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели, белочке в дупле на еле.
Под кустами, еж колючий, нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры, хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем.)
4. Игра с мячом (лови – кидай – и отвечай)
«У кого какой дом?»
- Вопросы к детям:
Дом лисы – это?
Дом волка?
Как называется дом медведя?
Домик ежа - это?
Дом зайца?
- В лесу живут животные, которые всегда ходят стаей, кто это такие?
5. Ориентировка на листе бумаги «Волчья стая»
- Задания для детей:
Вожак стаи побежал в верхний правый угол поляны, потом спустился в нижний левый угол, выбежал на середину поляны и т. д.
- В волчьей стае есть не только взрослые волки, но и детеныши.
6. Игра с мячом (лови – кидай - и называй)
«У кого, кто детеныш?»
- Вопросы к детям:
Кто детеныш у лисы?
Как называются детеныши у медведя?
Кто детеныш у волка?
и так далее про всех животных.
- Очень часто у животных появляется не один, а несколько детенышей.
7. Игра с мячом (лови – кидай – и называй)
«Один – много»
- Вопросы к детям:
Один это волчонок, а много это кто?
Один это лисенок, а много это кто?
Один это медвежонок, а много это кто?
и так далее про всех детенышей.
- В лесу никогда не бывает тишины, всегда слышны какие – то звуки.
8. Речевая гимнастика «Лес ночной был полон звуков.»
( Лес ночной был полон звуков:
кто – то выл: у-у-у-у-у,
а кто мяукал: мяу-мяу-мяу,
кто – то хрюкал: хрю-хрю-хрю
и топтал: топ-топ-топ
и глазищами вращал: фр – фр- фр,
ну а кто – то тихо, тихо, тихим голосом молчал: с-с-с-с
- Все эти звуки напугали детенышей, они разбежались и потерялись, давайте поможем им найти мам.
9. Игра с мячом (лови – кидай – и называй)
«У кого, кто мама?»
Вопросы к детям:
Мама лисенка – это?
Кто мама у медвежонка?
Кого ищет зайчонок?
Кого потерял волчонок?
и так далее.
- Ребята, посмотрите и скажите?
10. Речевая игра «Кто где?»
Вопросы к детям:
Кто находится в верхнем правом углу?
Кто находится между лисицей и волчонком?
Кто под ежихой?
Кто справа от бельчонка?
и так далее.
11. Речевая игра: «Кто какой?»
Вопросы к детям:
Медведь сильный, а заяц?
Белка маленькая, а медведь?
Лиса рыжая, а заяц?
Еж колючий, а заяц?
Волк злой, а еж?
Лиса длиннохвостая, а заяц?
и так далее.
12. Речевая игра: «Возьми и назови»
Задания детям:
Возьми картинку, которая находится слева от волчихи, кого ты взяла?
Возьми картинку под зайчонком, кого ты взял?
Возьми любую картинку, где ты взял картинку, кто это?
Возьми картинку между ежонком и медведицей, кого ты взяла?
и так далее, пока не разберут все картинки.
13. Речевая игра «У меня нет. ?»
Каждый игрок начинает фразу словами : «У меня нет…» и называет предыдущую картинку
и оставляет ее на магнитной доске.
- Ребята, посмотрите, как много диких животных, но все они разные и у всех свои повадки. Я буду вам называть 4 животных, а вы должны назвать одного, который отличается от других.
14. Игра «4 лишний»
со зрительной опорой.
Зайчиха – лисица – ежиха – медведица.
Бельчонок – лисица – ежонок – волчонок.
Зайчиха – лисица – волчица – медведица.
15. Речевая игра «Кого не стало?»
Вопросы к детям:
Кто это? - кого не стало?
16. Речевая игра: «Чей? чья? чьи?»
со зрительной опорой.
Вопросы к детям:
Хвост волка, чей хвост?
Уши зайца, чьи уши?
Лапы медведя, чьи лапы?
Мордочка лисы, чья мордочка?
Рога лося, чьи рога?
и так далее.
- Ребята, перед вами нарисован лес, посмотрите и найдите животных, которые там спрятались?
17. Игра «Кто спрятался в лесу?»
Вопросы к детям:
Кого вы увидели?
Сколько спряталось животных?
Какое самое маленькое животное вы нашли?
Кто самый большой?
Найди и обведи лису.
- Ребята, мы побывали с вами в лесу, увидели много диких животных, а вот почему они называются дикие животные?
-Вы ответили все правильно, теперь можно отправляться обратно.
18. Игровое упражнение «Прогулка»
Подведение итогов.