Зоя Лопсонова
Конспект НОД по развитию речи «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по образовательной области Коммуникация по теме «Зимушка-зима».
Цель: Расширять знания детей о временах года. Закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; Активизировать словарь по темам «Зима», «Зимние забавы». Учить подбирать родственные слова к слову «снег», подбирать антонимы, находить в стихотворном тексте сравнения. Развивать связную речь, слуховое внимание, память, общую моторику. Показать красоту русской природы через стихотворные произведения.
Материал: Кукла Зима, бумажные снежинки.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового.
Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох –вдохнем свежесть этого зимнего утра, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнения повторяются три раза).
А сейчас я загадаю загадку:
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость людям подарила
И на санках прокатила» (Зима)
Звучит музыка П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». Воспитатель вносит куклу Зимушку.
Зима: Здравствуйте, ребята! Я решила заглянуть к вам в гости. Мне очень грустно и обидно, что меня все считают холодной, хмурой и колючей. Но ведь я хочу, чтобы люди меня любили и не называли такими грустными словами.
Воспитатель: Не огорчайся, Зимушка мы с ребятами что-нибудь придумаем. Ребята я предлагаю изобразить признаки Зимы.
Разминка «Зима».
Дети: Наконец пришла зима,
Стали белыми дома,
Снег на улице идет,
Дворник улицу метет.
Мы катаемся на санках,
Пишем на катке круги,
Ловко бегаем на лыжах
И играем мы в снежки. (Дети выполняют соответствующие движения).
Воспитатель: Сегодня на занятии будем слушать и обсуждать стихотворения о зиме, которые подготовили ребята, а также беседовать об этом времени года. А наша гостья зимушка будет нас слушать и смотреть, что мы для нее приготовили.
Чтение стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».
Ребенок: Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям
Есть раздолье у нас-
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай
Нам не стать привыкать-
Пусть мороз твой трещит;
Наша русская кровь
На морозе горит!
Воспитатель: О чем мы просим зиму в этом стихотворении?
Дети: Мы просим, чтобы она пела свои песни, покрыла всю землю снегом, построила из льда мосты на реках.
Воспитатель: А какой может быть зима?
Дети: Если зимой много снега - снежной. Если зимой сильные морозы - морозной. Если часто метет метель - метельной. Если часто гуляет вьюга - вьюжной. Если часто бывает стужа – студеной.
Чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима»
Ребенок: Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы-
И зима настала.
Воспитатель: Чем покрывается земля зимой?
Дети: Снегом
Воспитатель: Как ложится первый снег на поля?
Дети: Снег кружится в воздухе, а потом ложится на поля.
Воспитатель: Какой он, снег?
Дети: Белый, мягкий, пушистый, серебристый, искрящийся.
Зима: Ребята, я предлагаю вам игру «Слова наоборот» Давайте поиграем. Например, я скажу: «Холодная зима», а вы должнызаменить на слово с противоположным значением. Что вы скажите?
Дети: Теплая зима
Воспитатель: Верно. И так, играем!
Зимующие птицы - перелетные птицы
Мокрый снег – сухой снег
Высокая горка – низкая горка
Скользкий лед – шероховатый лед
Сытый зверь – голодный зверь
Чтение стихотворения А. Липецкого «Снежинки»
Ребенок: Снежинки пуховые,
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром.
Воспитатель: С чем в стихотворении сравнивают снежинки?
Дети: Снежинки сравнивают с серебром.
Воспитатель: Почему поэт назвал снежинки пуховыми?
Дети: Снежинки легкие, как пух.
Зима: А теперь, ребята, я хочу чтобы вы отгадали мои «снежные загадки». Попробуйте их отгадать.
Воспитатель читает загадки на снежинках.
Снег на полях, лед на водах.
Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
С неба падает зимою
И кружится над землею
Легкая пушинка, белая… (Снежинка)
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку (Снеговик)
Бел, да не сахар
Ног нет, а идет (Снег)
Мост, как синее стекло-
Скользко, весело, светло (Лед)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)
Воспитатель: Из слов – отгадок выберите и назовите только слова – родственники слова «снег»
Дети: Снежинка, снеговик, снегирь, подснежник
Воспитатель: Ребята, расскажите, что делает мороз, и изобразите его
Разминка «Мороз»
Дети: Ой мороз, мороз, мороз,
Снегом ветки он занес.
А мы не боимся,
А мы веселимся!
Ой мороз, мороз, мороз,
Он хватает нас за нос.
А мы не боимся,
А мы веселимся!
Ой мороз, мороз, мороз,
Щиплет щеки он до слез
А мы не боимся,
А мы веселимся!
Лыжи с санками возьмем
И кататься в лес пойдем
А мы не боимся,
А мы веселимся!
(Дети выполняют соответствующие движения)
Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина «Песня»
Ребенок: Расшумелась, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга
Не видать и свету.
Воспитатель:О каком явлении природы говорится в этом стихотворении?
Дети: О вьюге
Воспитатель:Что сделала вьюга в поле?
Дети: Накрыла белым снегом поле и дорогу, стало темно, ничего не видно
Воспитатель:Как можно назвать по-другому вьюгу?
Дети: Метель, пурга, буран, снежная буря.
Зима: Я предлагаю вам игру «Четвертый лишний»
Воспитатель называет цепочки слов, дети выделяют лишнее слово.
Воспитатель:Снег, снежинка, снегопад, мороз.
Мороз, жара, холод, стужа.
Санки, снегокат, велосипед, коньки.
Шуба, валенки, шапка, панамка.
Чтение стихотворения Х. Габитова «Зима»
Ребенок: Сыплет, сыплет белый снег
Тихо -тихо, как во сне.
Белый-белый и густой.
Скажем мы ему: «Постой,
Все уже бело кругом –
Белый лес и белый дом,
Поле белое, река.
Слепим мы снеговика,
В санках скатимся с горы»
Выпал снег для детворы.
Воспитатель:Почему в стихотворении стали белыми лес, дом, поле и река?
Дети: Потому что выпал снег
Воспитатель: Кто больше всех ждет зиму? Почему?
Дети:дети
Воспитатель:Посмотрите на картинке и скажите, почему дети с нетерпением ждут зиму (Воспитатель выставляет картины)
Дети: Зимой можно играть в снежки, кататься на коньках, на санках и лыжах, лепить снеговиков, строить снежные крепости, играть в хоккей.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня говорили много снежных слов, и наверное стало холодно. Наши пальчики замерзли. Давайте их согреем (дети делают глубокий вдох,затем выдох 3 раза)
Итог занятия:
Воспитатель:О каком времени года мы говорили сегодня?
Дети: Мы говорили о зиме
Воспитатель:Что мы делали? Кто к нам в гости пришла?
Дети: Пришла зима. Мы играли, читали стихотворение, отгадывали загадки, находили слова-родственники, подбирали слова с противоположным значением, объясняли почему любим зиму.
Зима: Ребята, я очень рада, что сегодня была у вас в гостях. Оказывается вы меня ждете с большим нетерпением, любите играть, кататься на лыжах, санках, коньках, как много чудесных стихов вы знаете обо мне. Я очень довольна вами. Спасибо вам за прекрасный, чудесный день. До свидания!
[/quote]