Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи «Зимушка-зима»

Зоя Лопсонова
Конспект НОД по развитию речи «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД по образовательной области Коммуникация по теме «Зимушка-зима».

Цель: Расширять знания детей о временах года. Закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; Активизировать словарь по темам «Зима», «Зимние забавы». Учить подбирать родственные слова к слову «снег», подбирать антонимы, находить в стихотворном тексте сравнения. Развивать связную речь, слуховое внимание, память, общую моторику. Показать красоту русской природы через стихотворные произведения.

Материал: Кукла Зима, бумажные снежинки.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Зимушка-зима“» размещена в разделах

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового.

Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох –вдохнем свежесть этого зимнего утра, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнения повторяются три раза).

А сейчас я загадаю загадку:

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость людям подарила

И на санках прокатила» (Зима)

Звучит музыка П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». Воспитатель вносит куклу Зимушку.

Зима: Здравствуйте, ребята! Я решила заглянуть к вам в гости. Мне очень грустно и обидно, что меня все считают холодной, хмурой и колючей. Но ведь я хочу, чтобы люди меня любили и не называли такими грустными словами.

Воспитатель: Не огорчайся, Зимушка мы с ребятами что-нибудь придумаем. Ребята я предлагаю изобразить признаки Зимы.

Разминка «Зима».

Дети: Наконец пришла зима,

Стали белыми дома,

Снег на улице идет,

Дворник улицу метет.

Мы катаемся на санках,

Пишем на катке круги,

Ловко бегаем на лыжах

И играем мы в снежки. (Дети выполняют соответствующие движения).

Воспитатель: Сегодня на занятии будем слушать и обсуждать стихотворения о зиме, которые подготовили ребята, а также беседовать об этом времени года. А наша гостья зимушка будет нас слушать и смотреть, что мы для нее приготовили.

Чтение стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».

Ребенок: Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям

Есть раздолье у нас-

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай

Нам не стать привыкать-

Пусть мороз твой трещит;

Наша русская кровь

На морозе горит!

Воспитатель: О чем мы просим зиму в этом стихотворении?

Дети: Мы просим, чтобы она пела свои песни, покрыла всю землю снегом, построила из льда мосты на реках.

Воспитатель: А какой может быть зима?

Дети: Если зимой много снега - снежной. Если зимой сильные морозы - морозной. Если часто метет метель - метельной. Если часто гуляет вьюга - вьюжной. Если часто бывает стужа – студеной.

Чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима»

Ребенок: Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы-

И зима настала.

Воспитатель: Чем покрывается земля зимой?

Дети: Снегом

Воспитатель: Как ложится первый снег на поля?

Дети: Снег кружится в воздухе, а потом ложится на поля.

Воспитатель: Какой он, снег?

Дети: Белый, мягкий, пушистый, серебристый, искрящийся.

Зима: Ребята, я предлагаю вам игру «Слова наоборот» Давайте поиграем. Например, я скажу: «Холодная зима», а вы должнызаменить на слово с противоположным значением. Что вы скажите?

Дети: Теплая зима

Воспитатель: Верно. И так, играем!

Зимующие птицы - перелетные птицы

Мокрый снег – сухой снег

Высокая горка – низкая горка

Скользкий лед – шероховатый лед

Сытый зверь – голодный зверь

Чтение стихотворения А. Липецкого «Снежинки»

Ребенок: Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном

И землю устилаете

Блестящим серебром.

Воспитатель: С чем в стихотворении сравнивают снежинки?

Дети: Снежинки сравнивают с серебром.

Воспитатель: Почему поэт назвал снежинки пуховыми?

Дети: Снежинки легкие, как пух.

Зима: А теперь, ребята, я хочу чтобы вы отгадали мои «снежные загадки». Попробуйте их отгадать.

Воспитатель читает загадки на снежинках.

Снег на полях, лед на водах.

Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

С неба падает зимою

И кружится над землею

Легкая пушинка, белая… (Снежинка)

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку (Снеговик)

Бел, да не сахар

Ног нет, а идет (Снег)

Мост, как синее стекло-

Скользко, весело, светло (Лед)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять (Снегирь)

Первым вылез из темницы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник)

Воспитатель: Из слов – отгадок выберите и назовите только слова – родственники слова «снег»

Дети: Снежинка, снеговик, снегирь, подснежник

Воспитатель: Ребята, расскажите, что делает мороз, и изобразите его

Разминка «Мороз»

Дети: Ой мороз, мороз, мороз,

Снегом ветки он занес.

А мы не боимся,

А мы веселимся!

Ой мороз, мороз, мороз,

Он хватает нас за нос.

А мы не боимся,

А мы веселимся!

Ой мороз, мороз, мороз,

Щиплет щеки он до слез

А мы не боимся,

А мы веселимся!

Лыжи с санками возьмем

И кататься в лес пойдем

А мы не боимся,

А мы веселимся!

(Дети выполняют соответствующие движения)

Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина «Песня»

Ребенок: Расшумелась, разгулялась

В поле непогода;

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следу,

Поднялася пыль и вьюга

Не видать и свету.

Воспитатель:О каком явлении природы говорится в этом стихотворении?

Дети: О вьюге

Воспитатель:Что сделала вьюга в поле?

Дети: Накрыла белым снегом поле и дорогу, стало темно, ничего не видно

Воспитатель:Как можно назвать по-другому вьюгу?

Дети: Метель, пурга, буран, снежная буря.

Зима: Я предлагаю вам игру «Четвертый лишний»

Воспитатель называет цепочки слов, дети выделяют лишнее слово.

Воспитатель:Снег, снежинка, снегопад, мороз.

Мороз, жара, холод, стужа.

Санки, снегокат, велосипед, коньки.

Шуба, валенки, шапка, панамка.

Чтение стихотворения Х. Габитова «Зима»

Ребенок: Сыплет, сыплет белый снег

Тихо -тихо, как во сне.

Белый-белый и густой.

Скажем мы ему: «Постой,

Все уже бело кругом –

Белый лес и белый дом,

Поле белое, река.

Слепим мы снеговика,

В санках скатимся с горы»

Выпал снег для детворы.

Воспитатель:Почему в стихотворении стали белыми лес, дом, поле и река?

Дети: Потому что выпал снег

Воспитатель: Кто больше всех ждет зиму? Почему?

Дети:дети

Воспитатель:Посмотрите на картинке и скажите, почему дети с нетерпением ждут зиму (Воспитатель выставляет картины)

Дети: Зимой можно играть в снежки, кататься на коньках, на санках и лыжах, лепить снеговиков, строить снежные крепости, играть в хоккей.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня говорили много снежных слов, и наверное стало холодно. Наши пальчики замерзли. Давайте их согреем (дети делают глубокий вдох,затем выдох 3 раза)

Итог занятия:

Воспитатель:О каком времени года мы говорили сегодня?

Дети: Мы говорили о зиме

Воспитатель:Что мы делали? Кто к нам в гости пришла?

Дети: Пришла зима. Мы играли, читали стихотворение, отгадывали загадки, находили слова-родственники, подбирали слова с противоположным значением, объясняли почему любим зиму.

Зима: Ребята, я очень рада, что сегодня была у вас в гостях. Оказывается вы меня ждете с большим нетерпением, любите играть, кататься на лыжах, санках, коньках, как много чудесных стихов вы знаете обо мне. Я очень довольна вами. Спасибо вам за прекрасный, чудесный день. До свидания!

[/quote]

Публикации по теме:

Календарное планирование работы в младшей группе 14. Планирование воспитательно- образовательной работы по теме «Зима. Зимние забавы. Сезонная одежда, обувь, головные уборы»» на неделю с.

Проект «Зимние забавы» Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Зимушка-зима»
Опубликовано: 29 января 2015 в 09:41
+53Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи «Зимушка-зима»» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Лопсонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД