Наталья Суслонова
НОД: Изобразительное творчество: Конспект занятия «Зимняя сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Помочь детям почувствовать красоту природы в художественных образах (музыке, живописи, поэзии).
Расширить спектр приёмов и элементов бумажного фольклора (прорезного декора).
Формировать умение планировать индивидуальную работу и коллективную, пользоваться алгоритмами изображения. Развивать коммуникативные навыки сотрудничества.
Совершенствовать способность к композиции.
Публикация «НОД: Изобразительное творчество: Конспект занятия „Зимняя сказка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сказки, стихи, литература
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Воспитывать интерес к отражению представлений о сезонных изменениях. Учить замечать и воплощать в самостоятельной творческой работе красоту окружающего мира, используя имеющиеся знания, умения и навыки: рисование мятой бумагой, тампоном, фломастерами, гуашью (на выбор).
Упражнять детей в переводе предложений с поэтического языка на разговорный и обратно.
Создать соответствующее эмоциональное настроение через картины художников, слайды, художественное слово, музыку.
Обеспечить смену деятельности через пластический этюд-разминку «Снежки».
Материал:
2 листа А2 тонированные пастелью фиолетового, синего, розового тонов, гуашь,
палитры,
мятая бумага,
белая бумага для вырезания деревьев,
клеевой карандаш,
простой графитный карандаш,
фломастеры,
ножницы,
стихи,
музыка,
слайды «Зимние забавы»,
слайды «Зимние пейзажи»,
репродукции картин художников о зиме - слайд,
алгоритмы возможного расположения деревьев – композиции,
алгоритмы вырезывания деревьев на каждого ребёнка,
экран.
Предварительная работа:
* рассматривание зимних деревьев на прогулке,
* зимних пейзажей Шишкина «Зима», «На севере диком», Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», «Февральская лазурь», А. А. Борисова «Зимний пейзаж», К. Ф. Юона «Зимнее солнце»,
* чтение и заучивание стихов: С. Есенина «Пороша», А. С. Пушкина «Зимнее утро» и «Идёт волшебница-зима!», С. Есенина «Белая берёза» и др.,
* слушание музыки Чайковского, Вивальди «Времена года», перевод поэтических строк на разговорный язык и обратно.
Словарная работа:
* волшебница-зима,
* снег (белый, холодный, искрящийся, пушистый, лёгкий, мохнатый, блестящий);
* зимний лес (прозрачный, заколдованный, мохнатый, светлый, волшебный, сказочный, хрустальный, заснеженный,
* снежные шубы и шапки,
* снежные кружева,
* пуховая снежная косынка.
План занятия.
1. Игра в слова.
2. Рассматривание картин художников о зиме. Перевод поэтических строк на разговорный язык и обратно.
3. Практическая часть: обсуждение композиции с опорой на алгоритмы; вырезание деревьев с опорой на алгоритмы; наклеивание их; дополнение изображения гуашью (разные деревья).
4. Дополнение изображения фломастерами (люди, животные).
5. Разминки «Снежки».
6. Выставка детских работ.
7. Чтение стихов детьми.
Ход занятия.
На экране появляется образ летящей волшебницы Зимы под серебристый звон, педагог читает стихи А. Пушкина:
Идёт волшебница-зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
На экране появляется зимний пейзаж.
Педагог: «как удивительно преобразилась природа зимой: волшебница Зима берёзкам подарила снежные кружева, старушке-сосне – пуховую косынку, а маленьким ёлочкам – снежные шапочки и рукавички».
Снова на экране появляется образ волшебницы Зимы. А затем зимний пейзаж с падающим снегом.
Игра в слова. Ребята, давайте поиграем в слова. Я называю слово, а вы – называете то, что представили или вспомнили, услышав это слово.
* Зимняя сказка – деревья в снежных шапках и шубках, метель, зимний лес, сугробы, дети играют в снежки, застывшая во льду и снегу река, дома в снежных шапках.
* Снег какой? – белый, холодный, искрящийся, пушистый, лёгкий, мохнатый, блестящий.
* Лес зимой какой? – прозрачный, заколдованный, мохнатый, светлый, волшебный, сказочный, хрустальный, заснеженный.
На экране появляется образ волшебницы зимы под серебряные колокольчики и исчезает, появляется слайд с картинами художников.
Педагог: «Волшебница-зима всегда вдохновляла художников. И они создавали удивительные картины».
Рассматривание картин художников о зиме.
Какая на ваш взгляд картина напоминает вам зимнюю сказку? Почему?
Дети показывают и объясняют свой выбор.
Предлагаю детям следующие строчки: Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна.
- Как эти строчки будут звучать на обычном разговорном языке?
- Стоит красивый зимний лес.
- А такие слова поэтические как будут звучать в разговорной речи:
Идёт волшебница-зима!
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
- Наступила зима. Все покрылось снегом.
- А как бы вы перевели на поэтический язык такие слова: «Берёза стоит вся в снегу»?
- Белая берёза под моим окном принакрылась снегом будто серебром.
Снова появляется образ волшебницы-зимы на экране под звуки колокольчиков.
Практическая часть. Давайте вместе создадим творческую работу, которую можно будет назвать «Зимняя сказка». Как вы думаете, что можно будет изобразить?
Дети отвечают: «Деревья, дома, сугробы, снеговика и др.».
Подойдите к нашим листам, давайте договоримся, где мы будем располагать деревья. Эти места обозначим пастелью белого цвета. (Делаем пометки, опираясь на алгоритмы расположения, появившиеся на экране).
- А как можно изобразить деревья? Мы с вами знаем множество разных способов.
- Мятой бумагой, нарисовать красками, вырезать из бумаги, нарисовать ватным тампоном, а можно по мотивам гжельской росписи.
- Давайте сначала вырежем по одному заснеженному дереву и найдём ему место на листе.
Чтобы было удобно работать, давайте разделимся на две группы и выполним две работы. Выберите снежинку и пройдите к тому столу, на котором лежит такая же, приступайте к вырезыванию деревьев. (Дети вырезают и наклеивают их на общий лист, учитывая отмеченные места). В процессе работы звучит музыка и на экране меняются слайды с зимними пейзажами.
- Чем можно дополнить изображение? ( Обсуждение вариантов: нарисовать хвойные деревья, кусты красками; тампонами, мятой бумагой – снег, крону деревьев). Осуществляют задуманное.
Дополнение изображения фломастерами (люди, животные)
А теперь давайте оживим наши пейзажи. Что для этого можно сделать. (Дети высказывают свои предложения : играющих детей, животных и др.) Осуществляют задуманное. На экране меняются слайды «Зимние забавы». Законченные работы размещаются на мольбертах.
Снова появляется образ волшебницы-зимы.
Педагог: «Ребята, посмотрите, какие замечательные работы у нас получились. Как красиво в нашем лесу! Как там весело! Давайте и мы поиграем.
Игра-разминка: «Снежки»
Мы зимой в снежки играем – имитация бросания снежков
По сугробам мы шагаем – ходьба
И на лыжах мы бежим – «бег на лыжах»
На коньках по льду летим – руки за спину, ходьба в скольжении
И снегурку лепим мы – ходьба, наклонившись «катая шары»
Гостью Зиму любим мы – руки вверх, ноги врозь.
Выставка детских работ: «Ребята, посмотрите, у нас действительно, получилась зимняя сказка, удивительной красоты зимний пейзаж. Невольно вспоминаются строчки из стихов о зиме. Расскажите, пожалуйста.
Чтение стихов о зиме на фоне музыки.
Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Что вам понравил сь больше всего? Возьмите снежинки. Они вам будут на память о нашей сегодняшней встречи.
Стихи к занятию.
А. С. Пушкин
Идёт волшебница-зима!
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
***
«Зимнее утро»
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
«Зима»
И. Суриков
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
И по утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес
Что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
«Волшебница-зима».
С. Есенин
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна,
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Волшебница Зима берёзкам подарила снежные кружева, старушке-сосне – пуховую косынку, а маленьким ёлочкам – снежные шапочки и рукавички.
«Чародейкою Зимою»
Ф. Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.