Наталья Борисовна Любимова
НОД «Голубь — чудесная птица!»
▼ Скачать +Заказ
Автор работы: Любимова Наталья Борисовна, воспитатель.
«Детский сад компенсирующего вида № 57»
Пояснительная записка к непосредственно образовательной деятельности детей старшего возраста по художественно-эстетическому развитию и развитию представлений об окружающем мире.
Очень важно помочь ребенку с нарушением зрения увидеть окружающий мир во всем его многообразии, научить передавать его красоту и неповторимость в художественном образе. Интеграция познавательной и художественно-эстетической деятельности позволяет обогатить представления ребенка с недостаточным зрением слуховым и осязательными ощущениями, активизировать познавательный интерес с помощью наблюдения за птицами, как в живой природе, так и при просмотре видеозаписи полета голубя на экране. Это позволяет ребенку рассмотреть вблизи своеобразие птичьего парения в воздухе, особенности строения птицы. Включая, изобразительную деятельность в познавательное развитие ребенка с нарушением зрения, своей целью мы ставим не точность изображения птицы, а развитие у ребенка желания рисовать, передавая образ летящей птицы, свое настроение, чтобы дети почувствовали, изображаемое сердцем, отнеслись к созданному образу с любовью, чувством радостного удивления. (Как прекрасен этот мир) Очень важно мобилизовать возможности ребенка и раскрыть в нем желание ощутить гармонию окружающего мира.
Публикация «НОД „Голубь — чудесная птица!“» размещена в разделах
- Голубь. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Символ Мира. Голубь
- Темочки
Тип НОД: интегрированный.
Образовательные области: познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
Цель: познакомить детей с голубем как представителем домашних птиц.
Задачи:
Образовательные:
• дать понятие о том, что голубь – это домашняя птица;
• дать представление о разных породах голубей, их образе жизни, их пользе для человека;
• познакомить детей с новым словом «голубятня», закрепить значение слова «почтальон»;
• закрепить название перьев «маховые» и «пуховые»;
• формировать эстетическое отношение к явлениям окружающего мира через наблюдение за голубями, за своеобразие их полета;
• учить детей создавать образ голубя ладонями и пальцами с использованием пальчиковых красок;
Развивающие:
• развивать у детей воображение, память и внимание.
Воспитательные:
• воспитывать у детей интерес к голубям и бережное отношение к ним;
• воспитывать у детей желание работать вместе, рядом;
• воспитывать у детей умение слушать друг друга и взрослого;
Коррекционные цели:
• развивать у детей осязание, слуховое восприятие;
• продолжать развивать у детей ориентировку на листе бумаги;
• развивать мелкую моторику рук через обследование объекта, дорисовывая пальцами мелкие детали;
• развивать цветовосприятие;
• упражнять прослеживающую функцию глаза;
• закрепить порядок (алгоритм) обследования: голова, спина, крылья, хвост.
Материалы и оборудование:
Телевизор, для просмотра видеозаписи полета голубя;
Магнитофон для прослушивания голосов птиц;
картинки птиц;
макет птичьего двора с фигурками домашних птиц (курицы, петуха, утки, гуся, индюка, голубя);
голубь, вырезанный из толстого картона, для обследования;
фигура голубя с веточкой в клюве;
фотографии пород декоративных голубей, голубятен;
спокойная музыка для релаксации и рисования;
голубой картон; гуашь для рисования пальцами;
ванночки для гуаши;
салфетки.
Раздаточный материал:
фото голубей разного размера (для слабовидящих детей).
Предварительная работа:
наблюдение за голубями в природе;
кормление голубей на кормушке и на улице;
чтение детской библии, главы про всемирный потоп;
смачивание картона водой вместе с детьми в утренние часы до рисования;
рассматривание различных птиц;
обследование фигурок птиц на ощупь в рельефном альбоме для слепых;
чтение детям книги С. Образцова «Так нельзя, а так можно и нужно», глава «Голуби».
Конспект НОД:
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 этап. Вводная часть. Мотивация детей к проведению НОД (1 мин)
Цель этапа: активизировать внимание детей, вызвать у них интерес к теме занятия и настроить на дальнейшую деятельность. Цель этапа: организоваться и переключиться на новую деятельность.
Воспитатель привлекает внимание детей к кормушке (которая висит за окном, на нее прилетели гости. Дети подходят к окну и рассматривают птиц.
2 этап. Актуализация опыта и активного словаря детей (2 мин)
Цель этапа: актуализация опыта и активного словаря детей; создание игровой мотивации к деятельности. Цель этапа: закрепление словаря детей.
Дидактическая игра «Кто прилетел к нам на кормушку».
Прошу детей выбрать из картинок на доске зимующих птиц и назвать их.
- Кто чаще всех прилетает к нам на кормушку?
Дети выбирают картинки зимующих птиц и называют их (снегирь, синица, ворона, воробей, голубь).
- Голуби.
Наблюдение и рассматривание голубей на кормушке за окном
Чаще всего нашими гостями стали голуби. Вы знаете, что за птицами мы наблюдаем молча, чтобы их не вспугнуть., чтобы слышать, как они говорят нам «спасибо» за корм, воркуют на кормушке.
Мы наблюдали, как они клюют хлебные крошки, семечки в соседнем дворе.
Дети наблюдают и рассматривают голубей на кормушке.
Рассматривание фотографий с голубями (5 мин).
Цель этапа: уточнить и систематизировать знания детей о домашних птицах, обогатить их новыми представлениями.
Цель этапа: уточнить и получить новые знания.
Дидактическая игра «Посмотри и назови»
А у нас с вами есть еще один двор – птичий.
На столе стоит макет «птичьего двора».
Вопросы к детям:
- Чей это дом «Птичий двор»?
- Кто живет на птичьем дворе?
- Кого мы тут с вами встретили?
- А кто еще может жить на птичьем дворе?
Дети рассматривают макет «Птичьего двора»
Ответы детей.
- Домашних птиц.
- Утка, гусь, курица, петух.
- Индюк.
Дидактическая игра «Узнай по голосу» (слушание голосов домашних птиц)
- Вы знаете, а птицы умеют разговаривать между собой.
Слушаем запись голосов домашних птиц.
Дети слушают и называют голоса птиц.
Молодцы, вы всех узнали.
Петух у нас, как разговаривает…
Курица…
Утка…
Гусь…
Индюк…
А это чей голос, попробуйте узнать кто он такой, что он делает?
Добавляю фигурку голубя к остальным домашним птицам. Дети отвечают:
- кукарекает;
- кудахчет, квохчет;
- крякает;
- шипит, гогочет;
- кулдыкает, болбочет;
- это голубь, он воркует.
Дети рассматривают фигурку голубя, берут ее в руки.
Рассматриваем и обследуем фигурку голубя, его перышки (2 мин).
Цель этапа: закрепить умение обследовать предмет по схеме. Цель этапа: продолжать учиться способам обследования предмета.
Вспорхнули голуби ввысь,и остались лежать на земле их перышки… Рассматриваем и трогаем перья руками.
Большие жесткие - это маховые перья, а маленькие пушистые – это пуховые. Дети берут в руки перышки, обследуют их на ощупь, дуют на них, проверяя их легкость. Играют с ними.
3 этап. Основной. Беседа (2 мин).
Цель этапа: расширение и систематизация представлений (знаний) о голубях, о приносимой ими пользе, ознакомление детей с различными породами голубей. Цель этапа: получить новые знания о голубях, их красоте.
- Голубь – это домашняя птица. Скажу вам по секрету, это единственная домашняя птица, которая летает.
- А где живут голуби?
Живут голуби в домиках. Эти дома люди строят для них специально.
Этот дом называют голубятня.
Показываю фото голубятни.
Дом для голубей можно устроить и на балконе. Дети слушают и отвечают.
- На крыше.
Дети рассматривают фотографии голубятен.
Мини лекция о голубях (3 мин).
Проблемная ситуация.
- как вы думаете, зачем люди разводят голубей?
Люди любят голубей за их красоту.
Показываю фотографии разных пород голубей.
Вот этого голубя люди назвали «Павлиний хвост», хвост у него действительно, как у павлина.
- Что вам больше всего понравилось у этого голубя?
Этот голубь похож на сороку, этот на колобка….
Ответы детей.
Дети рассматривают фотографии и беседуют по ним.
Индивидуальная работа по рассматриванию фотографий голубей (1 мин). Приложение 5, 9.
Возьмите в руки фотографию того голубя, который вам понравился больше всех.
У голубей есть голова, проведите по ней пальчиком, она круглая. Туловище у голубя вытянуто и похоже на овал.
Рассмотрите, какие у голубя шея, лапки, хвост. Дети рассматривают их поближе (на доске, на подставке, за столом, и по размеру в зависимости от зрительного диагноза).
Отвечают на вопросы.
Загадывание загадки (1 мин).
Цель этапа: учить детей отгадывать загадки, развивая мышление детей.
Цель этапа: учиться отгадывать загадку.
Загадка: Известно с давних нам времен,
Что эта птица почтальон (голубь).
- Голуби хорошие почтальоны.
- А кто такие почтальоны?
Показываю фотографии голубей почтальонов. Дети слушают и отгадывают загадку.
- Это люди, которые доставляют почту.
Дети рассматривают фото.
Обращаю внимание детей на фигуру голубя с веточкой, висящую под потолком.
Подойдем и рассмотрим его.
- Вспомните, кто принес Ною известие, что вода ушла?
Дети рассматривают голубя.
- Голубь с оливковой веточкой.
Видеозапись «Полет голубя» (2 мин).
Цель этапа: учить видеть красоту полета голубя.
Цель этапа: учиться любоваться красотой полета голубя.
На экране видеозапись полета голубя.
- А как красив полет голубя, размах его крыльев, посмотрите какая у голубя голова, клюв, хвост.
Дети смотрят видеозапись.
Физкультминутка и тифломинутка (2 мин)
Танец – полет голубиный.
До самой души восхитил.
Белоснежные яркие крылья.
Сильные взмахи крыл.
Полет утонченно красивый
На творчество нас вдохновил. Дети выполняют движения по показу.
4 этап. Коллективное рисование «Полет голубей» (3 мин).
Цель этапа: учить детей рисовать новым способом,
формировать у детей элементарные умения и навыки рисования ладонями и пальцами. Цель этапа: научиться рисовать голубя новым способом рисования ладонями и пальцами.
- Именно белые голуби являются символом мира и счастья, и я предлагаю вам сегодня нарисовать таких голубей.
Еще раз предлагаю обследовать голубя по порядку : голова, спина, крылья, хвост, лапки.
Рисовать голубя мы сегодня будем руками, белой краской вот на этом «кусочке неба». Дети обследуют голубя.
Пальчиковая гимнастика (1 мин)
- А для этого разогреем пальчики.
- Приготовим наши пальчики к рисованию:
Птички прилетели,
Крыльями махали.
Сели,
Посидели и дальше полетели. Дети из рук складывают голубя.
Дети выполняют по тексту движения пальцами.
Показываю детям образец рисунка, способ нанесения краски на руки и рисование голубя.
Распределяем с детьми места, где каждый будет рисовать своего голубя.
Включаю музыку.
Помогаю детям рисовать. Дети слушают.
Дети выбирают место, где они будут рисовать голубя.
Дети рисуют под музыку.
Чтение стихотворения Л. Кузьмина (1 мин)
Цель этапа: познакомить детей с произведением художественной литературы про голубей. Цель этапа: учиться слушать новое стихотворение.
Выше голуби взлетают
Ранним утром на заре.
В синь взлетают, всем желают
Счастья, мира на земле. Под чтение стихотворения дети заканчивают рисование голубей.
Релаксация (приложение) (2 мин).
Цель этапа: учить детей расслабляться под спокойную музыку, представляя себя в виде голубя. Цель этапа: снять мышечную и зрительную усталость.
Предлагаю детям отдохнуть и расслабиться на ковре. Дети удобно устраиваются на ковре.
5 этап. Заключительный. Рефлексия (1 мин).
Цель этапа: закрепить полученные знания детей. Вызвать интерес к голубям. Побуждать у детей стремление играть с голубями и рисовать их различными способами. Предлагаю трафареты голубей и раскраски.
Цель этапа: осознать полученные знания и освоить новые игровые действия.
Сюрпризный момент (1 мин)
Дарю детям голубей, сделанных, из бумаги на память со словами:
Летите, голуби, летите.
Для вас нигде преграды нет!
Несите, голуби, несите,
Людям мира наш привет!
Самостоятельная деятельность детей: дети, раскрашивают голубей, рисуют их по трафарету,
играют с ними; играют в игру «Птичий двор».
Информационные ресурсы:
1. А, Ф, Акопова, Л. А, Руденко, Л. Ф. Сербине «Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения» 2004г. №1,2,3,4.
2. Яндекс. Картинки. Голуби. Голубятни. Yandex.ru/mages/seach
3. Яндекс. Видео. Полет голубя. www. yandex.ru/vandearch
4. Яндекс. Оригами голубя. paper_life.ru/origami-dove