Татьяна Беркутова
НОД для старшей группы общеразвивающего детского сада «Путешествие в старину: русская изба»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Развивать познавательный интерес к нашему историческому прошлому.
Задачи:
Обучающие:
• Формировать целостную картину мира.
Воспитательные:
• Воспитывать уважение к прошлому, патриотические чувства.
Развивающие:
• Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
• Расширять кругозор детей.
Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественно-эстетическое творчество.
Дидактические материалы и оборудование
• Русские национальные костюмы для мальчика и девочки
• Презентация
Публикация «НОД для старшей группы общеразвивающего детского сада „Путешествие в старину: русская изба“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
• Экран
• Медиапроектор
• ПК или ноутбук
• Самовар
• Кружки с блюдцами, печенье
Конспект НОД:
Тема: Путешествие в старину : русская изба.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Звучит русская народная музыка. На экране: Путешествие в старину (слайд 1)
Воспитатель: Здравствуйте, мальчики и девочки.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, это прозвучала Русская плясовая. Сейчас мы с вами отправимся в гости к Алёнушке и Иванушке. Они живут в русской избе.
2. Новый материал.
На экране: русская изба (слайд 2)
Воспитатель: Ребята, это дом Алёнушки и Иванушки. Давайте постучимся к ним. (звук 2 слайда)
Из-за экрана выходят мальчик и девочка в русских национальных костюмах.
Алё нушка: Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В избу заходите. (слайд 3) А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, и на девочек полюбуюсь: какие они ласковые. Меня зовут Алёнушка, а это мой братец Иванушка.
Иванушка: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Алё нушка: Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите?
Используя вопросы-подсказки, Алё нушка помогает вспомнить: в больнице, в парикмахерской, в гостях, при встрече со знакомыми и т. п.
Иванушка: Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?
Дети: Это люди приветствуют друг друга.
Иванушка: Здравствуйте от слова здравие - здоровье. Т. е. мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Это пожелание доброе или злое?
Дети: Это доброе пожелание.
Алё нушка: А ещё я вам сказала: «милости прошу!». Милость - от слова милый, т. е. прошу вас быть милыми. Милый человек, какой?
Дети: Наверное - это добрый человек.
Иванушка: А ещё ласковый, внимательный, заботливый. Вот об
этом и просит хозяйка: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает.
Алё нушка: Вот какие наши русские приветствия - не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские - народ доброжелательный». Ну что, Иванушка, покажем нашу избу детям?
Иванушка: Пусть посмотрят, уму разуму поучатся.
Показ презентации (слайд 4,5,6,7,8,9,10)
Алё нушка: Ребята, а что такое люлька?
Дети: Это кровать для маленького ребенка.
Алё нушка: Правильно. Не одна русская изба не обходилась без люльки. Люлька – это маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка.
Иванушка: Ребята, в каждой избе есть печь (слайд 11).
Алё нушка: Как вы думаете, зачем нужна печь?
Дети: На ней готовили еду, она была вместо батареи.
Иванушка: Вы совершенно правы. Печь варит, греет, но и еще сушит и моет. Когда-то на Руси не было ванн, а у некоторых крестьян не было и бань, и они мылись в печке. С печью было связано множество поверий и обрядов и относились крестьяне к печи почтительно, заботливо. Называли её печка-матушка, кормилица, хранительница, защитница. Но важная особенность русской печки в том, что печная лежанка - верное средство от простуды. Полежишь на ней, погреешь бока и вновь как молодой, да здоровенький. Словно заново родился.
Аленушка: В каждой избе есть стол. (слайд 12) Стол стоит в святом красном углу, перед образами, садясь за стол крестились, читали молитву. Стол никогда не должен быть пустой. На нём всегда лежит хлеб, да солонка с солью. Самое почётное место за столом занимал хозяин дома или дорогой гость. Нельзя было сидеть на столе, стучать по столу, класть на него шапку, снятую с головы, а то в избе заведётся нечисть, злые духи, бесы.
Иванушка: Ребята, а что вы любите делать дома?
1-й ребенок: Я люблю играть с машинками.
2-й ребенок: Я люблю смотреть телевизор.
3-й ребенок: Мне нравится помогать маме.
Иванушка: А я больше всего на свете люблю пить чай из самовара. (слайд 13) Ох, и вкусный он, запашистый, горяченький, сладенький, душистый из смородинного и вишневого листа.
3. Д\и «Самовар какой?»
Алё нушка: Ребята, а самовар какой?
Дети: Самовар большой, блестящий, красивый.
Иванушка: А ещё самовар водогрейный, в нём воду греют. Он бывает металлическим, медным и золотым. Ещё его называют тульским, он родом из города Тулы. Наш самовар электрический и ведерный, в него можно налить целое ведро воды. А зачем он нужен?
Дети: В нем кипятят воду, чтобы попить чай.
Алё нушка: Правильно, и мы вас приглашаем испить чая из настоящего самовара.
4. Чаепитие.
5. Итог занятия.
Алё нушка: Так быстро время пробежало, а мне ещё печь растапливать, щи варить. До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
Иванушка: Да и мне пора дрова рубить, да на речку за водой бежать. До встречи, а как будет вам скучно, так к нам в гости приходите: милости просим!
Алёнушка и Иванушка уходят за экран.