Наталья Малыгина
Конспект НОД в подготовительной группе «Что мы знаем о зимующих птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент по социальным вопросам администрации города Ишима
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка детский сад № 5 «Ёлочка»
(МАДОУ ЦРР д/с № 5 «Ёлочка»)
Непосредственно образовательная деятельность
Тема: «Что мы знаем о зимующих птицах.»
Выполнила:
Малыгина Наталья Анатольевна, воспитатель
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Что мы знаем о зимующих птицах“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Тема : «Что мы знаем о зимующих птицах».
(подготовительная группа)
Цель: Систематизировать знания детей о зимующих птицах, вызвать у детей желание заботиться о птицах в зимнее время.
Задачи:
1. Обучающая
Закреплять у детей знания о зимующих птицах. Познакомить со строением крыла птицы и его перьев (маховые, пуховые).
2. Развивающая.
Развивать познавательный интерес детей к зимующим птицам
3. Воспитательная
Воспитывать сочувствие, сопереживание и желание заботиться о птицах зимой.
Тип деятельности: Поисково - исследовательский (коммуникация, познание).
Материалы и оборудование:
Слайды «Зимующие птицы», слайд «Виды перьев», слайд «Выбери корм для птиц», перья (маховые, пуховые,веер, шаблоны контуров птиц, цветная бумага, бросовый материал (для изготовления кормушки).
Подготовительная работа :
- подбор слайдов;
- подбор атрибутов к занятию.
Предварительная работа:
-чтение стихотворения Александровой «Накормите птиц»;
-наблюдение за птицами на прогулке;
-дидактическая игра «Назови птицу»;
-подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Птицелов».
Структура НОД
1 этап. Организационный
Цель: Психологический настрой детей к общению.
Метод: Слушание голосов птиц.
2 этап. Подготовка детей к работе на основном этапе.
Цель: Принятие детьми цели занятия.
Метод: Вопросно – ответное общение.
3 этап. Основной этап.
Цель: Закреплять знания о зимующих птицах их внешнем виде, расцветкой.
Развивать желание рассматривать перья птиц их строение, наблюдательность, внимание, умение работать с бумагой.
Воспитывать интерес к зимующим птицам.
Метод: Игра «Отгадай птицу» с показом слайдов, игра «Слушай внимательно!», рассматривание перьев птиц (маховые,пуховые, показ слайда «Виды перьев»,продуктивная деятельность «Крылья для птички» ,физминутка «Птицы».
4 этап. Применение полученных знаний.
Цель : Уметь объяснить свой выбор,дать правильный ответ.
Метод: Игра «Выбирай корм» с показом слайда.
5 этап: Подведение итогов.
Цель: Уметь оценивать свои знания и деятельность. Развивать творчество при работе с бросовым материалом.
Метод: прием «Что нового я узнал?», «Чем помочь?», изготовление кормушки из бросового материала.
Содержание деятельности:
1 этап.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте послушаем, какие звуки вы слышите? Вы узнали, чьи это голоса?
2 этап.
Ребята, а вы хотите отправиться в гости к птицам?
Как вы думаете, каких птиц мы можем сейчас увидеть?
Вспомните, какое сейчас время года.
Как называют тех птиц, которые остались зимовать?
3 этап.
Давайте я вам помогу вспомнить этих птиц, но чтобы вы смогли их увидеть, нужно отгадать загадки и тогда вы их увидите на экране.
Загадки о птицах. (по мере отгадывания на экране появляются слайды птиц)
Под крышей человека он живет
И песню «гули-гули» он поет.
(голубь)
Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать её (синичка).
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке?
Словно кошки не боится
Собирает крошки,
А потом на ветку – прыг
И чирикнет» чик-чирик».
(воробей)
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым (снегирём).
Ребята, давайте, чтобы лучше запомнить зимующих птиц поиграем в игру «Слушай внимательно!». Я вам буду называть разных птиц,а вы хлопните тогда,когда услышите зимующую птицу.
Игра «Слушай внимательно!»
(воробей, орел, синица, страус, ласточка, снегирь и т. д.)
Ребята, как вы думаете, что могут птицы и не могут люди?
А почему люди не могут летать?
Давайте посмотрим на крыло птицы (слайд)
Чем оно покрыто?
Возьмите перышки и хорошо рассмотрите их. Чем они похожи и чем отличаются?
Как вы думаете, для чего разные перья нужны птице?
Давайте посмотрим на экран.
(показ слайда «Виды перьев»)
Это перо называется «маховое». От какого слова оно произошло? (машет,помахивает)Что оно делает (оно помогает птице летать,рассекать воздух).
А это перо называется «пуховым». Как вы думаете почему? (оно согревает птицу от холода).
Ребята посмотрите на крыло птицы на какой предмет оно похоже? (показ слайда (веер)
Чтобы взлететь что птица делает крылом? (раскрывает)
А чтобы сесть на землю? (сворачивает)
Посмотрите, чего нет у эти птичек? (крыльев) (показ шаблона бумажных птиц)
Из чего их можно сделать?
Давайте для наших птичек сделаем крылья, но сначала вспомните на что похожи крылья птицы. (веер)
Выбирайте материал и приступайте к работе.
(продуктивная деятельность «Крылья для птиц»)
Ребята, вы хотите поиграть с новыми друзьями?
Физ/мин «Птицы»
Птицы крыльями махали
Всё летали и летали.
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали
Крошки зернышки клевали.
4 этап.
Ребята, вспомним какое сейчас время года?
Как вы думаете, чем зима трудна для птиц?
А чем любят питаться птицы?
Посмотрите на экран и выберите только то, чем питаются птицы.
Игра «Выбирай, корм» (слайды).
Объясните, почему вы выбрали этот корм?
Как вы думаете, какой корм не нужен птицам?
Скажите, а как мы с вами можем помочь птицам зимой?
Совместная деятельность детей:
А из чего можно сделать кормушку? Тогда давайте сделаем для них кормушку.
Выбирайте, что нам будет нужно для её изготовления. (Выбор атрибутов по изготовлению кормушки)
Совместная деятельность детей по изготовлению кормушки
5 этап. Итог.
Ребята у кого мы сегодня были в гостях?
О чём мы с вами говорили?
Что нового вы для себя узнали?
Как вы думаете, наш подарок понравится зимующим птицам? Почему?
.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы. Важны вопросы формирования гуманного отношения детей к природе. Они интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности при осуществлении процесса экологического воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе.
Форма проведения непосредственно образовательной деятельности нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи, оказание помощи сказочным персонажам и т. д.
Важно заметить, что при планировании и проведении НОД воспитателю в работе с детьми помогут такие методы как:
• сюрпризный,игровой моменты,
• сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации, дидактические игры,
• рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,
• поисково – познавательная деятельность,
• проблемные вопросы,
• разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря.
Большой плюс интегрированных НОД состоит в том, что они проводятся в игровой форме. Поэтому важной особенностью интегрированных НОД является смена видов детской деятельности (драматизация сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением атрибутов к какой–либо игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием). НОД должна включать в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры, релаксационные паузы и многое другое, позволяющие отвлечься от одного вида деятельности и плавно перейти к другому.
При подготовке к НОД большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира.
Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на НОД необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (демонстрационный материал, раздаточный материал, предметов быта, поделок, игрушки для сюрпризных моментов, план- схемы, использование ИКТ). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.
Преимущества интегрированных НОД заключается в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес.
Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированные НОД в детском саду учат получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность НОД, снимает утомляемость и перенапряжение. Так как проходят они в легкой, игровой форме, то и переносятся намного легче, чем НОД по отдельным предметам. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом.
Тема : «Что мы знаем о зимующих птицах».
(подготовительная группа)
Цель: Систематизировать знания детей о зимующих птицах, вызвать у детей желание заботиться о птицах в зимнее время.
Задачи:
1. Обучающая
Закреплять у детей знания о зимующих птицах. Познакомить со строением крыла птицы и его перьев (маховые, пуховые).
2. Развивающая.
Развивать познавательный интерес детей к зимующим птицам
3. Воспитательная
Воспитывать сочувствие, сопереживание и желание заботиться о птицах зимой.
Тип деятельности: Поисково - исследовательский (коммуникация, познание).
Материалы и оборудование:
Слайды «Зимующие птицы», слайд «Виды перьев», слайд «Выбери корм для птиц», перья (маховые, пуховые,веер, шаблоны контуров птиц, цветная бумага, бросовый материал (для изготовления кормушки).
Подготовительная работа :
- подбор слайдов;
- подбор атрибутов к занятию.
Предварительная работа:
-чтение стихотворения Александровой «Накормите птиц»;
-наблюдение за птицами на прогулке;
-дидактическая игра «Назови птицу»;
-подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Птицелов».
Структура НОД
1 этап. Организационный
Цель: Психологический настрой детей к общению.
Метод: Слушание голосов птиц.
2 этап. Подготовка детей к работе на основном этапе.
Цель: Принятие детьми цели занятия.
Метод: Вопросно – ответное общение.
3 этап. Основной этап.
Цель: Закреплять знания о зимующих птицах их внешнем виде, расцветкой.
Развивать желание рассматривать перья птиц их строение, наблюдательность, внимание, умение работать с бумагой.
Воспитывать интерес к зимующим птицам.
Метод: Игра «Отгадай птицу» с показом слайдов, игра «Слушай внимательно!», рассматривание перьев птиц (маховые,пуховые, показ слайда «Виды перьев»,продуктивная деятельность «Крылья для птички» ,физминутка «Птицы».
4 этап. Применение полученных знаний.
Цель : Уметь объяснить свой выбор,дать правильный ответ.
Метод: Игра «Выбирай корм» с показом слайда.
5 этап: Подведение итогов.
Цель: Уметь оценивать свои знания и деятельность. Развивать творчество при работе с бросовым материалом.
Метод: прием «Что нового я узнал?», «Чем помочь?», изготовление кормушки из бросового материала.
Содержание деятельности:
1 этап.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте послушаем, какие звуки вы слышите? Вы узнали, чьи это голоса?
2 этап.
Ребята, а вы хотите отправиться в гости к птицам?
Как вы думаете, каких птиц мы можем сейчас увидеть?
Вспомните, какое сейчас время года.
Как называют тех птиц, которые остались зимовать?
3 этап.
Давайте я вам помогу вспомнить этих птиц, но чтобы вы смогли их увидеть, нужно отгадать загадки и тогда вы их увидите на экране.
Загадки о птицах. (по мере отгадывания на экране появляются слайды птиц)
Под крышей человека он живет
И песню «гули-гули» он поет.
(голубь)
Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать её (синичка).
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке?
Словно кошки не боится
Собирает крошки,
А потом на ветку – прыг
И чирикнет» чик-чирик».
(воробей)
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым (снегирём).
Ребята, давайте, чтобы лучше запомнить зимующих птиц поиграем в игру «Слушай внимательно!». Я вам буду называть разных птиц,а вы хлопните тогда,когда услышите зимующую птицу.
Игра «Слушай внимательно!»
(воробей, орел, синица, страус, ласточка, снегирь и т. д.)
Ребята, как вы думаете, что могут птицы и не могут люди?
А почему люди не могут летать?
Давайте посмотрим на крыло птицы (слайд)
Чем оно покрыто?
Возьмите перышки и хорошо рассмотрите их. Чем они похожи и чем отличаются?
Как вы думаете, для чего разные перья нужны птице?
Давайте посмотрим на экран.
(показ слайда «Виды перьев»)
Это перо называется «маховое». От какого слова оно произошло? (машет,помахивает)Что оно делает (оно помогает птице летать,рассекать воздух).
А это перо называется «пуховым». Как вы думаете почему? (оно согревает птицу от холода).
Ребята посмотрите на крыло птицы на какой предмет оно похоже? (показ слайда (веер)
Чтобы взлететь что птица делает крылом? (раскрывает)
А чтобы сесть на землю? (сворачивает)
Посмотрите, чего нет у эти птичек? (крыльев) (показ шаблона бумажных птиц)
Из чего их можно сделать?
Давайте для наших птичек сделаем крылья, но сначала вспомните на что похожи крылья птицы. (веер)
Выбирайте материал и приступайте к работе.
(продуктивная деятельность «Крылья для птиц»)
Ребята, вы хотите поиграть с новыми друзьями?
Физ/мин «Птицы»
Птицы крыльями махали
Всё летали и летали.
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали
Крошки зернышки клевали.
4 этап.
Ребята, вспомним какое сейчас время года?
Как вы думаете, чем зима трудна для птиц?
А чем любят питаться птицы?
Посмотрите на экран и выберите только то, чем питаются птицы.
Игра «Выбирай, корм» (слайды).
Объясните, почему вы выбрали этот корм?
Как вы думаете, какой корм не нужен птицам?
Скажите, а как мы с вами можем помочь птицам зимой?
Совместная деятельность детей:
А из чего можно сделать кормушку? Тогда давайте сделаем для них кормушку.
Выбирайте, что нам будет нужно для её изготовления. (Выбор атрибутов по изготовлению кормушки)
Совместная деятельность детей по изготовлению кормушки
5 этап. Итог.
Ребята у кого мы сегодня были в гостях?
О чём мы с вами говорили?
Что нового вы для себя узнали?
Как вы думаете, наш подарок понравится зимующим птицам? Почему?