Марина Глущенко
Конспект фольклорного занятия «Целвг-борцг»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание»,«Коммуникация»,»Художественное творчество», «Физическая культура», «Социализация».
Программное содержание:
«Познание»:
Продолжать знакомить детей с обычаями и обрядами проведения праздника Зул. Формировать положительное отношение к национальному быту, традициям калмыцкого народа, труду людей; Воспитывать бережное отношение к продукту, почитаемому людьми.
«Художественное творчество»:
Продолжать обучать детей основным способам и приемам лепки мучных изделий из пластилина (борцг); с инструментами (стекой).
«Коммуникация»:
Публикация «Конспект фольклорного занятия „Целвг-борцг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Продолжать расширять и обогащать словарь детей: калмыцкий чай (джомба); борцг
(круглый, хрустящий, жареный, золотистый, ароматный, мягкий, пышный, вкусный, фигурный, румяный, горячий, теплый).
«Физическая культура»:
Продолжать формировать правильную осанку детей, умение правильно выполнять упражнения на дыхание, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковой гимнастики.
«Социализация»:
Закреплять умение создавать самостоятельно изделия из пластилина.
Материал: Иллюстрации по теме, пластилин, дощечки для лепки, стеки.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К. Эрендженов «Чай», «Борцоки», Б. Сангаджиева «Борцоки», йоряли, легенда о происхождении калмыцкого праздника Зул, заучивание стихотворений, йорялей, рассматривание иллюстраций «Быт калмыцкого народа», «Борцоки».
Ход НОД:
1. Организационный момент
Дети входят в группу и здороваются с гостями.
Мендут! Здравствуйте!
2. Беседа о предстоящем празднике Зул.
Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?
Дети: Поздняя осень.
Воспитатель: Какое время года наступит после осени?
Дети: Зима.
Воспитатель: Данил, скажи, какой калмыцкий праздник приходит зимой?
Дети: Праздник Зул.
Воспитатель: Как вы думаете, что означает праздник Зул?
Дети: Наступление Нового года.
Воспитатель: Новый год надо встречать в кругу семьи, в чистом доме, с угощениями.
Что готовят на праздник Зул? (Дети отвечают)
По традиции праздника в каждом доме готовят борцоки и ароматный калмыцкий чай. В этот праздник принято угощать друг друга, приглашать на чай гостей, родственников, соседей, знакомых. В каждой семье произносят благопожеления.
3. Сангира читает йорял.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какой различной формы бывают борцоки. На что они похожи? Борцоки изображают в виде различных птиц, животных, предметов.
Посмотрите на этот борцок.
Дети: он круглый, похож на солнышко.
Воспитатель: Этот борцок называется целвг, символизирует солнышко. Давайте мы с вами слепим этот борцок из пластилина для игры с куклами. Но прежде чем приступить к работе разомнем свои пальчики.
4. Пальчиковая гимнастика:
Мы тесто месили, мы тесто месили
Мы тесто катали, мы тесто катали,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько ни мнем,
Комочки опять и опять достаем.
Молодцы, вот и приготовили наши руки к работе. Присаживайтесь за стол, садитесь ровно.
Воспитатель: Мы проверили осанку и свели лопатки,
Приготовились! Внимание!
Что бы знать свое задание.
Воспитатель объясняет и показывает (частично) приемы и способы лепки
5. Дети выполняют работу. Воспитатель обращает внимание на правильную осанку детей, напоминает как нужно работать со стекой. (Звучит калмыцкая мелодия).
Воспитатель: Заканчиваем работу, убираем инструменты. Теперь борцоки наши готовы, разложим их на блюдо.
6. Офтальмотренинг для глаз. Дети рассматривают свои работы. (Далеко-близко)
Воспитатель: Ребята, мы славно потрудились,у нас получились, красивые, борцоки, давайте с вами поиграем.
7. Игра малой подвижности с мячом: «Какой борцг?» Дети по кругу передают друг другу мяч и дают определение борцоку. (круглый, хрустящий, жареный, золотистый, ароматный, мягкий, пышный, вкусный, фигурный,румяный, горячий, теплый)
8. Воспитатель: Отгадайте загадку
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый…. (Хлеб)
Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицу о хлебе( «Хлеб – всему голова») Почему так говорят, хлеб- всему голова? Как нужно относиться к хлебу?
Воспитатель: Ребята, а что подают к борцокам? (Ответы детей: калмыцкий ароматный чай- джомба).
9. Дыхательная гимнастика: «Подуем на горячий чай»
Воспитатель: Спасибо, ребята, молодцы! Хорошо потрудились, я думаю, что наши борцоки понравятся не только нашим куклам, но и гостям.
Отрывок из стихотворения Д. Насунова «Чай»
Средь многих яств его мы отмечаем. Бембя
Не потому ль повсюду и везде,
Не пригубив живительного чая,
Мой дед не прикасается к еде.
Я гостю выношу его навстречу Полина
Чай служит украшением стола…
И хан бывал намного человечней,
Когда ладони грела пиала….
10. Итог НОД:
Чай горячий на столе Софья
Борцоки, печенье
Приглашаем вас отведать
Наше угощенье!
Сян бяятн!