Лучший педагог года

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй, ориентированные на гармотизацию детско-родительских отношений

Гузель Тазетдинова
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй, ориентированные на гармотизацию детско-родительских отношений
▼ Скачать + Заказать документы

Организация полноценного сотрудничества педагогов и родителей является одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений.

Нам хорошо известен и многократно доказан тот факт, что семья и детский сад как первичное звено способны обеспечивать полноту и целостность социально – педагогической и культурно – образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребёнка. А главный эффект их успешного влияния на ребёнка не в замене функций одного института воспитания другим (семья - д/с и наоборот, не в повторе одного другими а в гармоничном дополнении друг друга. Социально – педагогический аспект деятельности коллектива нашего ДОУ ориентирован на гармонию отношений семья – д/с в жизни наших воспитанников. А также педагогический коллектив оказывает педагогически – целесообразное влияние на семейную среду каждого ребёнка и ценностные ориентации детей и взрослых.

Публикация «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй, ориентированные на гармотизацию детско-родительских отношений» размещена в разделах

В современных условиях осознание педагогами соответствия своей профессиональной деятельности и интересов и социально – культурных потребностей семьи ребёнка является важным шагом обновления сотрудничества д/с и семьи.

Нам также важно помнить, что приоритетная функция семьи - выступать для ребёнка эмоциональным тылом. И в связи с этим наша инициатива в сотрудничестве с родителями нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребёнка с семьёй (матерью, отцом, бабушками, дедушками, братьями, сёстрами).

Отсюда всё взаимодействие, общение с родителями подчинено, по сути, единственной теме – как достичь взаимно счастливых и эмоционально здоровых отношений взрослых и детей в семье.

В настоящее время нетрадиционные формы общения с родителями пользуются большой популярностью как у педагогов так и у родителей. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к д/с.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но я остановлюсь на досуговых формах организации взаимодействия с родителями. Досуговые формы взаимодействия призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение совместных праздников, досугов, конкурсов, выставок, семейные клубы, музыкальные и театральные гостиные, тематические недели, творческие встречи и т. д. А между тем, досуг – это сложное социальное явление, которое включает отдых, праздник, развлечение, творчество и самообразование. Это важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, которое позволяет по собственному усмотрению использовать своё свободное время для самообогащения и развития имеющихся способностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций с раннего возраста. Данное обстоятельство и все вышесказанное стало решающим для нашего коллектива при разработке и планировании досуговой деятельности на год.

Продуктом нашего коллективного творчества стала наша работа. Она направлена на установление взаимосвязи д/с и семьи как партнёров педагогического взаимодействия в организации детского досуга и представлена таким образом.

1. Эффективные формы взаимодействия с семьёй дошкольника.

2. Мероприятия (действа) с активным участием родителей.

Традиционной уже стало организация встреч в семейной гостиной. Встречи охватывают все возраста и младший, и средний, и старший дошкольный возраст. Цель таких встреч: организация совместного досуга родителей и детей; развитие интеллектуальных, и нравственных качеств у детей; установление партнёрских отношений с семьями воспитанников; показать ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Были проведены встречи в семейной гостиной «Портрет доброго волшебника», «Взрослые и дети», «Путешествие на сказочную полянку», «В гостях у Ёжика в осеннем лесу». А встреча «Мы любим книги» сподвигла родителей и детей на совместное слово – творчество. До конца учебного года ещё запланированы две встречи «В гостях у Колобка» (младший возраст) и «По следам снежных сказок» (подготовительная группа).

Такая форма с родителями оказалась очень привлекательной. Родители увидели своего ребёнка изнутри, его проблемы, научились вместе играть, выполнять задания, разыгрывать мини спектакли, выполнять творческие работы. Достигается важная цель: обогащение педагогического опыта родителей.

Второе направление нетрадиционной работы с родителями – это организация праздников. Праздник в д/с – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети.

Родители, дедушки, бабушки – самые дорогие и близкие люди! Взрослые увидели, что дети гордятся ими, детям хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть.

Позволю здесь привести цитату известных авторов, где сказано: «Известно, что добровольное общение родителей с коллективом д/с наиболее продуктивно проходит на праздниках. Атмосфера этих действий ни к чему не обязывает родителей, но наполнено радостью и весельем».

В нашем саду были проведены такие праздники – ко Дню Пожилых людей «Мои бабушка и дедушка», ко Дню Матери «Шляп - шоу» (дефиле шляп и аксессуаров, тематические недели «Дни славянской культуры», «Культура народов Кавказа (апрель, спортивные праздники «Весёлые старты», «Вместе с папой» (февраль).

На праздниках царит тёплая непринуждённая атмосфера, которая позволяет раскрепоститься и детям и взрослым. Такие совместные семейные публичные выступления прекрасно развивают коммуникативные навыки ребёнка, формируют в нём уверенность. И мы прекрасно понимаем, как пригодится такой опыт в будущем нашим детям. А тесный контакт ребёнка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями («Мои бабушка и дедушка»). Мамы и папы гордились своими детьми, а внуки и внучки бабушками и дедушками, а я – творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.

Особенно хочется отметить дни Славянской культуры и культуры народов Кавказа (апрель, потому что наш д/с является сетевой экспериментальной площадкой по обучению детей - инофонов русскому языку. Дети и родители разных национальностей имели возможность не только познакомиться с традициями и культурой разных народов, и поучаствовать в играх, обрядовых хороводах, в пении частушек и песен, в декламации стихов. Большой праздник «Славянский круг» был построен на играх, хороводах, песнях. Родители и дети включались в совместную деятельность. Одни семьи взаимодействовали рядом с другими семьями, поближе узнавали друг друга. И это сплачивает семьи разных национальностей через совместную деятельность и эмоциональное общение.

Пословица гласит «Ребёнок растёт не от хлеба, а от радости», «Праздник в саду – это торжество, веселье, радость, которое разделяют и взрослые и дети». Родители увидели, что дети гордятся взрослыми и им хочется с детьми петь, играть, веселиться. Годы пройдут, дети, забудут эти песни, но сохранят навсегда тепло общения с родителями.

В этой связи хочу отметить работу театрального кружка для родителей «Сказочный сундучок». Участники кружка выступали на праздниках фольклорной направленности («Святочные гуляния», Новогодние утренники, «Масленица»).

Показывали кукольные спектакли «Колобок на новый лад», «Ушки - неслушки», «Как кот Васька корову искал», предстоит показ сюрпризной сценки на празднике к 8 марта (ролевой театр) и отчётного спектакля. Принимали участие в юмористическом досуге «День смеха ха-ха-ха!»

В результате проведения совместных праздников и мероприятий родители переходят от функции в воспитании детей «Наблюдатель» к функции «активный участник». И в этой связи нужно отметить третье направление в работе д/с с родителями - участие в семейных выставках творческих работ, поделок, тематических выставках под общим названием «Город мастеров».

Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Готовых рецептов и технологий не имеет. Успех этой работы определяется интуитивно и терпеливостью педагогов.

В. А. Сухомлинский сказал : «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радость».

Подводя черту, хочу сказать, что в результате проделанной работы, повысилась психолого педагогическая грамотность родителей; и повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Мой опыт работы позволяет сделать следующие выводы: нетрадиционные методы взаимодействия с родителями приносят отрадные результаты.

Публикации по теме:

Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс Организация методической работы с коллективом ДОУ по включению родителей в педагогический процесс Процессы демократизации в системе образования,.

Взаимодействие ДОУ и семьи ДОУ и семья являются теми социальными институтами, которые осуществляют речевое воспитание и развитие словесного творчества детей до школы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй, ориентированные на гармотизацию детско-родительских отношений
Опубликовано: 15 мая 2013 в 23:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй, ориентированные на гармотизацию детско-родительских отношений» (включая файлы) размещена пользователем Гузель Тазетдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД