Татьяна Деркач
Нетрадиционное оборудование для физического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Повышению двигательной активности способствует использование нетрадиционного оборудования. Упражнения с нестандартными пособиями совершенствуют координацию движений, укрепляют связочно-суставной аппарат, в результате чего улучшается гибкость позвоночника, развивается грудная клетка, совершенствуется осанка, увеличивается жизненная емкость легких, укрепляются сосуды сердца и мозга.
Публикация «Нетрадиционное оборудование для физического воспитания детей» размещена в разделах
Основные принципы использования нестандартного оборудования :
• Пособия могут быть использованы на физкультурных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности;
• Начинать упражнения от самых простых, постепенно переходя к более сложным, разнообразить движения;
• Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилась на одни и те же группы мышц;
• В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузов;
• С целью воспитания самостоятельности и активности необходимо предлагать детям самим придумывать упражнения.
Имея нестандартные пособия, воспитатели могут моделировать сюжетные занятия, варьировать игры, разнообразить праздники и развлечения.
• Дорожки – тренажеры – состоят из плотной ткани с нашитыми на неё : пуговицами, крышками от пластиковых бутылок, колпачками от фломастеров, высушенными плодами каштанов, костяшками канцелярских счет.
Коррекционная задача: профилактика и коррекция плоскостопия, упражнения в равновесии, формирование правильной осанки.
• «Кувшинка» - основа пластинка, на ней из пластиковой майонезной банки вырезаны кувшинка, к ней прикреплен шарик на ниточке.
Коррекционная задача: развитие мелкой моторики ног, профилактика и коррекция плоскостопия.
• Дорожка – змейка – состоит из соединенных в виде ломаной линии пластиковых крышек.
Коррекционная задача: развитие ловкости, закрепление навыков равновесия, прыжков, лазания.
• Дорожка – лесенка – полосы из фломастеров и пластиковых бутылок, дорожка может быть закреплена на крюках на противоположных сторонах зала. Высота регулируется в зависимости от упражнений и возраста детей.
Коррекционная задача:
Использование: дорожка может быть использована для упражнений в разных видах ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания.
• Дорожка из колец - используются кольца от крышек майонезных ведерок, соединенных между собой тонким шнуром.
Коррекционная задача: упражнять в ходьбе, беге, лазанию и метанию.
• Фрукты - мишени – изготовлены из поролона, обтянутые прозрачной пленкой.
Мяч, попадая в такую мишень, не отскакивает в сторону.
Коррекционная задача: метание в цель, развитие ловкости и глазомера.
• Мешочки с камешками – в полотняные мешочки насыпаны камешки- голыши, керамзит, горох, кукуруза и т. д.
Коррекционная задача: профилактика плоскостопия, развитие мелкой моторики рук.
• Плетеная дорожка – сплетена из шнура способом макраме или вязания.
Коррекционная задача: профилактика плоскостопия, упражнения в равновесии.
• Эспандер – два кольца, соединенных несколькими резиновыми шнурами.
Коррекционная задача: используется для проведения отдельных общеразвивающих упражнений, чтобы дать дополнительную нагрузку на мелкие группы мышц и для самостоятельных упражнений.
Начинать нагрузку в один или два резиновых шнура. Перед занятием с эспандером следует сделать разминку, включающую упражнения из утренней зарядки. Упражнения повторять 8-10 раз. Между подходами делается небольшая пауза до полного успокоения дыхания. После занятий рекомендуется выполнить упражнение на расслабление. Заниматься можно в любое время на прогулке в перерыве между занятиями.
• Гимнастический ролик – представляет собой колесо от детского велосипеда, надетое на ось с ручками.
Коррекционная задача: способствовать развитию и укреплению мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса, улучшает осанку. Рекомендуется ежедневно 5-10 минут занятий гимнастическим роликом. Занятия противопоказаны детям, страдающим болями в области позвоночника, сердечными заболеваниями. Продолжительность занятия, количество и темп выполнения упражнений дозируются по самочувствию.
• Тренажер – бревнышко – изготовлен из рулона от линолеума.
Коррекционная задача: упражнять в равновесии и ходьбе обычным и приставным шагом, с предметами на голове, с приседанием на одной ноге.
• Дуги – изготовлены: основание – пластмассовые палочки, нанизаны на обрезанные пластиковые бутылки. Расстояние между концами 50 см. На шнур нанизаны капсулы «киндер - сюрприза», высота дуги 40-50 см.
Коррекционная задача: упражнять в подлезании разными способами, для прокатывания мячей, может служить препятствием, которое дети преодолевают в играх-эстафетах.
• Кольцеброс – «Козлик» - изготовлен из шариков для пингпонга. На хвостик или шейку бросается колечко.
Коррекционная задача: в индивидуальной работе упражнять в метании, воспитывать сосредоточение, прослеживающее функции глаз, развивать ловкость.
• Цветок – изготовлен из шести майонезных ведёрок разного цвета.
Коррекционная задача: упражнять в попадании в цель, различении цвета, развивать меткость.
• Массажер – изготовлен из костяшек, нанизанных на шнур в три ряда, на концах кольца.
Коррекционная задача: для массажа спины, шеи, верхнего плечевого пояса, груди, ног; предупреждения плоскостопия.
• Цветные колокольчики – изготовлены из бутылочек «Растишки», нанизанных на шнур. Палочкой – шестом нужно попасть в центр трубки и передвинуть её слева направо.
Коррекционная задача: локализация, сосредоточение, прослеживающее функцию глаз; развитие ловкости, выработка осанки, укрепление мышц плечевого пояса, использование в играх-эстафетах «Кто быстрее», командные игры.
• «Гамачок» - состоит из двухцветного полотна с двумя вырезанными круглыми отверстиями, с прикрепленным между ними пластмассовым шариком, в боковые стороны вшиты легкие палки, чтобы было удобно его держать.
Коррекционная задача: развитие зрительных функций, глазомера и формирование движений.
Использование: играют в игру вдвоем, движением рук и палки, гамачок поднимается, шарик забрасывается в отверстие «противника».