Виктория Лукомская
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Полезные ископаемые нашей Родины»
▼ Скачать +Заказ
Цель: знакомство детей с полезными ископаемыми (магнетитом, каменной солью, пемзой).
Задачи:
1. Образовательные: познакомить детей с профессией геолога; дать представления о месторождениях и свойствах магнетита, каменной соли, пемзы.
2. Развивающие: развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать у детей психические процессы.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к её богатствам, умение работать в коллективе.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе „Полезные ископаемые нашей Родины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Форма организации:игра-путешествие.
Структура, содержание образовательно-воспитательного мероприятия:
1. Вводная часть: приход «геолога», мотивация детей на познавательную деятельность.
2. Основная часть: «путешествие» к месторождениям полезных ископаемых, выявление их свойств.
Методы и приёмы:
- наглядные: рассматривание карты, образцов полезных ископаемых; наблюдение; просмотр слайдов;
- словесные: беседа, рассказ;
- практические: сенсорное обследование образцов полезных ископаемых; проведение опытов по выявлению свойств магнита и соли; моделирование извержения вулкана.
3. Заключительная часть: подведение итогов «путешествия»; изготовление сувениров на память.
Ожидаемые результаты:
- дети получат элементарные сведения о профессии геолога, извержении вулкана, месторождениях полезных ископаемых;
- через опытно-исследовательскую деятельность выявят некоторые свойства магнита, соли;
- расширят свои представления о нашей Родине, её богатствах – полезных ископаемых.
Материалы и оборудования: карта России; моноблок (мультимедийное оборудование, слайды; образцы минералов: магнетит, каменная соль, пемза; макет вулкана, лимонная кислота, пищевая сода, краситель пищевой красного цвета; по количеству детей магниты, кусочки пемзы, минералы каменной соли; соль крупного и мелкого помола; стаканы с водой – на каждого ребёнка, ложечки - на каждого ребёнка; схемы правил при проведении опыта; материал для аппликации: шаблон сердечка, простой карандаш, бархатная бумага, скотч двусторонний, магнитная лента, ножницы; банданы и фартуки для каждого ребёнка; аудиозапись для музыкального сопровождения во время изготовления сувениров.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
1. Вводная часть. В группу входит воспитатель в спортивном костюме, кроссовках, бандане и с рюкзаком на спине.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости. А вы любите принимать у себя гостей? (Ответы детей). А, как вы думаете, кто я? (Варианты ответов детей). Я пришла к вам не просто так. Я люблю много путешествовать и узнавать много нового, интересного, я – геолог, изучаю полезные ископаемые. А вы любите путешествовать? (Ответы детей). Тогда я предлагаю вам совершить вместе со мной путешествие по нашей Родине. Согласны? (Ответы детей). Но путешествие у нас будет понарошку, мы поиграем с вами в путешествие. Чтобы превратиться в геологов, вам необходимо надеть на голову вот такие красивые банданы (воспитатель достаёт из рюкзака банданы и помогает детям надеть их). И сказать следующие слова:
«Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордиться нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждёт нас впереди?
Высокая гора (показывают руками,
Бурная река (показывают руками,
Её не обойдёшь (топают ногами,
Её не проплывёшь (показывают руками, как будто плывут,
Её не пролетишь (машут руками, как крыльями,
Надо напрямик (движение рукой прямо вперед).
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели!
Да? – да! (хлопок над головой)».
2. Основная часть.
Воспитатель: Итак, вперед, в путешествие! А что путешественнику необходимо для путешествия? (Дети отвечают). Все подходят к карте.
Воспитатель: Перед вами карта нашей Родины. А кто знает, в какой стране мы живём? (Дети отвечают). Правильно, перед вами карта России. Наша страна очень большая, она протянулась с севера на юг, с запада на восток на множество километров (воспитатель показывает указкой на карте). Наша земля хранит бесчисленное множество сокровищ и богатств. На территории нашей страны находится и добывается множество полезных ископаемых. А что такое полезные ископаемые? (Ответы детей). Полезные ископаемые – это то, что находится под землёй и добывается человеком. А люди, которые находят полезные ископаемые, называются геологами. А какие полезные ископаемые вы знаете? (Ответы детей). Ребята, а как вы считаете, на каком виде транспорта быстрее всего передвигаться, путешествовать? (Дети отвечают). Я предлагаю вам отправиться из нашего города Новосибирска на Урал (воспитатель приклеивает на карту красный флажок). Нам необходимо преодолеть приблизительно 1500 км. Здесь, в Уральских горах, добывают магнетит. Россия занимает первое в мире место по добыче этого минерала.
Показ слайдов на моноблоке: 1. Уральские горы. 2.3. Добыча магнетита.
Воспитатель: А как вы думаете, что делают из магнетита? (Воспитатель по слогам произносит слово, обращая внимание на первые два слога). (Ответы детей).
Действительно, из этих камней делают магниты.
Воспитатель достаёт из рюкзака коробочку с магнитами, предлагает взять по одному каждому ребенку и провести эксперимент: перед детьми на столе множество мелких предметов из различных материалов (стекло, дерево, пластмасса, железо, предлагается определить, что примагнитилось. Дети делают вывод, что к магниту примагничиваются только металлические (железные) предметы.
Воспитатель: Вот такой интересный этот магнетит. Как вы думаете, а зачем человеку нужен этот камень? (Ответы детей). Из этого камня изготавливают украшения (бусы, браслеты, серьги, и они ещё обладают целебными свойствами, с помощью магнитных шаров делают массаж. Также используют магнетит при изготовлении теле- и радиоаппаратуры… А теперь продолжаем путешествие (опять обращаются к карте). Сейчас мы с вами перенесёмся в Оренбургскую область, в город Соль-Илецк (воспитатель приклеивает на карту красный флажок). Как вы думаете, что могут добывать здесь? (Ответы детей). Да, здесь добывают каменную соль. Россия также находится на первом месте по добыче каменной соли.
Показ слайдов на моноблоке: 1. Город Соль-Илецк. 2. Добыча соли.
Воспитатель (достаёт коробочку с кусочками каменной соли, раздаёт каждому ребёнку): Вот так она выглядит (дети рассматривают каменную соль). А как вы думаете, зачем человеку соль? (Ответы детей). В давние времена охотники заметили, что дикие животные лизали кристаллы каменной соли. Люди попробовали соль сами и стали добавлять её в пищу, которая стала вкуснее.
Показ слайдов на моноблоке: 1. Животные лижут соль. 2. Соляная пещера.
Воспитатель: Соль нам необходима, без неё мы не сможем делать заготовки на зиму - засолку овощей. Мы добавляем соль в пищу, так как человеку необходимо употреблять соль, но только в небольшом количестве. В соляных пещерах люди лечатся: дышат солёным воздухом; при ангине полощут горло соляным раствором.
Но в пищу мы употребляем не такие большие куски соли: она сначала сильно измельчается, очищается и только после этого мы её используем. Соль обладает очень интересным свойством. А каким, мы с вами узнаем, проведя несложный опыт.
Воспитатель предлагает детям надеть фартуки и подойти к столам, на них тарелочки с мелкой и крупной солью.
Воспитатель: Для начала давайте вспомним правила безопасности при проведении опыта.
Воспитатель показывает правила-схемы, дети проговаривают их вслух.
Воспитатель: Потрогайте соль пальчиками, какая она? (Ответы детей).
На столе возле каждого ребёнка стакан с водой и тарелочка с солью, ложечка. Воспитатель предлагает в стакан насыпать одну ложечку мелкой соли и размешать её в стакане.
Воспитатель: Ребята, что произошло с солью? (Дети отвечают, что она растворилась). Посмотрите, а я растворяла в своем стакане крупную соль. И что, вся ли она растворилась? (Дети отвечают). Как вы думаете, почему она не растворилась полностью? (Ответы детей). Каким же свойством обладает соль? (Дети отвечают). Правильно, соль - это вещество, которое растворяется в воде…
А теперь отправляемся дальше (обращение к карте России) и перемещаемся на Камчатку (воспитатель приклеивает на карту красный флажок). Здесь находятся самые красивые и высокие вулканы в России, один из них Ключевская сопка.
Показ слайдов: 1. Камчатка. 2. Ключевская сопка. 3. Извержение вулкана.
Воспитатель: Вулканы – это огненные горы, в которых есть канал в недра земли, к расплавленной магме. Иногда эта магма вырывается на поверхность в виде раскалённой лавы.
Детям показывается макет вулкана, сделанного из гипса. Показывается где жерло, где кратер. Воспитателем проводится опыт по показу извержения вулкана: в макет вулкана засыпается пищевая сода; с лимонной кислотой смешивается красный пищевой краситель; всё это добавляется в жерло вулкана; после этого вливается вода с лимонной кислотой, при этом происходит «извержение».
Воспитатель: После извержения настоящего вулкана вытекшая лава застывает и превращается в минерал под названием пемза.
Воспитатель раздаёт всем детям по кусочку пемзы и предлагает рассмотреть её, потрогать, пощупать.
Воспитатель: Ребята, скажите, какая пемза? (Дети отвечают). Да, пемза пористая, лёгкая, шершавая. Из этого материала делают фильтры, используют пемзу для гигиенического удаления огрубевшей кожи стоп, для шлифовки металла и дерева…
3. Заключительная часть.
Воспитатель смотрит на часы: К сожалению, время быстро идёт, и нам необходимо возвращаться назад в Новосибирск. Давайте вспомним, какие полезные ископаемые мы с вами сегодня узнали. (Ответы детей). А для чего нам необходимы полезные ископаемые? (Ответы детей). Чем занимается геолог? (Ответы детей). А сейчас я хочу предложить вам сделать небольшой сувенир, который останется на память о нашей встрече. Согласны? Мы с вами изготовим магнитики. Посмотрите, это у меня магнитная лента, она тоже есть магнит, но только вот в таком виде. На кусочек ленты с помощью двустороннего скотча приклеим вырезанное из бархатной бумаги сердечко.
Изготовление сувениров. Звучит спокойная музыка. Дети самостоятельно обводят сердечки по трафаретам, вырезают по контуру, прикрепляют скотчем на кусочек магнитной ленты.
Воспитатель: У нас получились чудесные сувениры на память. Давайте прикрепим их на магнитную доску и полюбуемся ими.
«Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!»
Милые дети, посмотрите на меня, какие у вас красивые и добрые глазки, давайте улыбнёмся друг другу! Мне было приятно с вами общаться, видеть какие вы любознательные, внимательные, умные. Спасибо вам большое и до новых встреч!