Папки-передвижки

Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие по Уралу» (подготовительная группа)

Анна Мищенко
Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие по Уралу» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная деятельность «Путешествие по Уралу»

Цель: Формирование представлений детей о родном крае, о его богатствах.

Задачи:

Расширить знания детей о флоре и фауне Урала.

Уточнить и обобщить знания детей о народно-прикладных промыслах Урала, о писателях и поэтах Урала.

Развивать самостоятельность в продуктивной деятельности при реализации замысла поделки, развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Путешествие по Уралу“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Интеграция областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Материал:

Портреты писателей и поэтов Урала (П. П. Бажов)

Выставка рисунков по сказке: «Серебряное копытце.

Видео-презентация «Путешествие по Уралу», ноутбук, мультимедиа.

Магнитная доска, карта - маршрут, письмо, наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о деревьях», «Расскажите детям о птицах».

Фотографии «Уральские леса», «Горы», перья птиц из бумаги, запись «Голоса русского леса»,

Листы бумаги на каждого ребенка, карточки «Лесные правила».

Коллекции минералов, иллюстрации «Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни», изделия из камней, шкатулка, сувениры, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

Чтение сказов, произведений, стихов поэтов и писателей Урала;

Д/И «Собери герб»; Д/И «Собери пазлы по сказам Бажова П. П.»

Настольно-печатная игра «Народные промыслы Урала»;

Игра четвертый лишний «Птицы уральского леса»;

Экскурсия выходного дня в музеи «Природы»; «Музей Екатеринбурга»; «Краеведческий музей».

Беседы с детьми по темам: «Животные Урала», «Березонька - красавица»; продуктивная деятельность в центре Творчества; участие детей в играх – ситуациях.

Словарная работа: герб, щит, минералы, малахит, горный хрусталь, опал, агат активизировать слова «крылатка», «полезные ископаемые».

Ход мероприятия:

Воспитатель: слайд 2

Ребята, проходите. Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие по родному краю. Кто знает, как наш край называется?

Дети: Урал

Воспитатель: Верно, Урал.

На Урале самоцветы,

Самоцветен весь Урал.

Я хочу, чтобы об этом

Ты немного тоже знал. (Р. А. Дышаленкова)

Воспитатель:

Верным помощником в нашем путешествии нам будет карта - маршрут (показывает магнитную доску с размещенной на ней картой).

Итак, отправляемся в путь. Отгадайте загадку:

Оно весной нас веселит,

А летом жарким холодит.

Осенью питает,

Зимой согревает.

Что это такое?

Воспитатель выслушивает ответы детей деревья, кусты и т. д.

Воспитатель: слайд 3

Правильно, это дерево. Красивы уральские леса. Найдите на карте первую остановку - «Лесная».

Дети смотрят презентацию

Воспитатель: слайд 4

Очень красивы уральские леса, а какие деревья в них растут?

(выслушивает ответы детей)

На станции «Лесная» нас ждет игра: «Лесные загадки». Слушайте загадку и попробуйте ее отгадать. Отгадаете правильно, на экране появится то, что вы назвали. Будьте внимательны. Первая загадка:

Осень тихая настанет

Красок дереву добавит.

Листья расписные.

Желтые, резные.

А крылатки - семена

Разлетятся кто куда.

Дети: Клен

Воспитатель:

Правильно, это клен.

О каких семенах клена говорилось в загадке? (выслушивает ответы детей)

Верно, о крылатках. Сможете ли вы найти их среди других семян в моей корзинке? Иди, Оля, найди крылатки клена. Правильно, ребята? Попробуем угадать, какие еще деревья растут в наших лесах, и подберем к ним семена (обращаемся к презентации).

У меня длинней иголки, Клейкие почки,

Чем у елки, Зеленые листочки

Очень прямо я расту С белой корой

В высоту. Стоит под горой.

Если я не на опушке, (Береза)

Ветки только на макушке.

(Сосна)

Я из крошки — бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок (дуб)

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Все деревья угадали и правильно назвали их семена.

Воспитатель:

Посмотрите, карта приглашает нас продолжить путешествие. Как вы думаете, как называется следующая остановка? (выслушивает ответы детей)

Воспитатель: слайд 5

Остановка — «Птичья».

Хранит уральский лес чудес немало.

И их нам показать готов.

Хочу, чтоб здесь светлее стало

От звонких птичьих голосов

(звучит запись голосов птиц)

Воспитатель: слайд 5, слайд 6

Ребята, вы очень много знаете о птицах. Попробуем стать настоящими лесными следопытами…. (слова воспитателя прерывает появление зайчика. В роли зайчика может выступить ребенок, у которого на голове ободок «Зайчик»)

Зайчик: Добрый день, ребята! В нашем лесу стали жить птицы, которых я раньше не видел. Вот смотрите сами!

(Появляется две картинки Сорока и Страус, дети выбирают ту птицу, которая живет в Уральских лесах, Сова и Пеликан, Журавль и Фламинго, Ястреб и пингвины.)

Воспитатель:

Молодцы. Посмотрите, сколько птиц вокруг. Как вы думаете, а что им всем помогает летать? (выслушивает предположения детей)

Воспитатель: слайд 7

Верно, летать им помогают крылья и хвост. А еще невидимка — воздух. Давайте сейчас попробуем это доказать. В полете, птица раскрывает крылья и расправляет хвост. Так она опирается на воздух. У каждого из вас под стулом лежит лист бумаги. Возьмите его в руки. Теперь поднимите лист над головой и отпустите. Как лист падал — быстро или медленно, плавно? Почему? ( выслушивает ответы детей: легкий, тонкий, большой)

Воспитатель:

Верно, лист опускался медленно, потому что опирался на Невидимку - воздух, как и птицы своими крыльями. А теперь скомкаем лист бумаги и вновь попробуем отпустить его. Что получилось теперь? Как падал лист? Как вы думаете, почему он упал быстро? ( выслушивает ответы детей: круглый, тяжелый, маленький)

Верно, скомканный лист стал маленьким и не смог опираться на воздух. Когда птица хочет опуститься на землю, она складывает крылья и хвост, как веер, а значит, Перестает опираться на Невидимку — воздух.

А теперь немного отдохнем — сделаем лесную зарядку.

Физ. минутка.

Дети по лесу гуляли, (маршируют на месте)

За природой наблюдали. (прикладывают ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (поднимают голову вверх)

И их лучики согрели. («тянуться к солнышку»)

Бабочки летали, (делают взмахи руками)

Крыльями махали.

Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)

Ногами топаем! (топают)

Хорошо мы погуляли (маршируют на месте)

И немножечко устали! (садятся на стульчики)

Воспитатель: слайд 8

Ребята, посмотрите, карта предлагает нам продолжить путешествие. Следующая остановка — «Горная». Ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку и письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что вы, ребята, хотите побольше о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть. Могу я показать вам сокровища свои, да вот не знаю, бережете ли вы природу родную? Если вы друзья природы, то должны знать лесные правила. Назовете их — раскрою перед вами сокровищницу Уральских гор»

Воспитатель: слайд 9

Давайте, ребята, вспомним правила поведения в лесу.

(Дети по очереди читают стихотворение, показывают карточки — знаки)

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки — убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай мусор с травки убирать.

Зря Цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, вот дорожка. Видно Хозяйка Медной горы нам место заветное показывает (приглашает детей к столу, на котором размещены коллекции минералов, иллюстрации, фотографии).

Откуда этот камень — самоцвет.

То розовый, то красный, то зеленый,

Запечатлевший нежность радуг след,

Лазурь небес и плеск воды студеной?

Откуда этот ветер смоляной?

Откуда этот гордый звук металла,

Как музыка, летящий над страной?

С железных гор, от быстрых рек, с Урала.

Воспитатель: слайд 10

Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где вы можете встретить камни?

(выслушивает ответы детей)

Воспитатель:

Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы Уральские горы (обращаются к презентации - картинки Уральских гор). Но мне почему-то, кажется, что красота вот этих гор нарушена, как вы, думаете, что здесь не так? (не хватает геологов, скалолазов и, одним словом, не хватает людей) Можем ли мы исправить ситуацию? (да! Слепить человечков, геологов и т. д)

Давайте, подойдем к столам, разбейтесь на пары, вы можете взять все, что вам потребуется для работы.)

слайд 11

Самостоятельная деятельность детей.

Подведение итогов, оформление макета «Уральские горы».

Воспитатель: слайд 12

Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми. Вы что-нибудь об этом слышали? (дети делятся своими знаниями). Как они помогают человеку?

( выслушивает ответы детей: уголь, гранит, мрамор; по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых)

Воспитатель: слайд 13

Верно, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни.

Потому — то и ценились они издавна людьми. Называются они драгоценными. Ребята, какие драгоценные камни вы знаете?

(выслушивает ответы детей, демонстрирует их на слайдах-иллюстрациях)

Воспитатель: слайд 14

Вот как много разных камней вы знаете. Человек научился обрабатывать

эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них (приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней).

Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце, маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». «Серебряное копытце» и многие другие. Скажите ребята, а кто автор этих сказов.

Дети: П. Бажов слайд 15

Ребята, посмотрите, открылась наша волшебная шкатулка. А в ней подарки от Хозяйки Медной горы (раздаст детям сувениры).

слайд 16

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мыс тобой живем. (В. Степанов)

Воспитатель:

Спасибо тебе, Медной горы Хозяйка. На каких остановках мы сегодня были? О чем с вами говорили? (выслушивает ответы детей).

Вот как много вы знаете о природе Уральской. Молодцы. Посмотрите, наша карта показывает, что осталась последняя остановка — детский сад. Это значит, что пора возвращаться в группу. Наше путешествие закончилось.

Публикации по теме:

Путешествие по северным рекам Урала.Путешествие по северным рекам Урала. Вот уже пять лет я вместе с детьми экологического лагеря "Ларинтия"сплавляюсь на катамаранах по северным рекам Урала. Один раз мы путешествовали.

Экскурсия в «Дом-музей Мамина-Сибиряка».Экскурсия в «Дом-музей Мамина-Сибиряка». Мы живем в одном из интереснейших уголков Урала. Природа подарила нам чудо: на небольшой площади г. Каменска- Уральского и Каменского района.

Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие по Уралу» (подготовительная группа)
Опубликовано: 19 марта 2013 в 18:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие по Уралу» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Анна Мищенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД