марина фокина
Непосредственная образовательная деятельность «Как звери к зиме готовятся?»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнил:
воспитатель МК ДОУ
«ЦРР - детский сад № 12 «Сказка»
городского округа город Фролово
Фокина Марина Анатольевна
Фролово-2013
Образовательная область : познание
Интеграция: «Развитие речи», «Чтение художественной литературы»,
«Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество»
Тип: интегрированное
Возраст детей: 5 - 6 лет
Формы организации: подгруппа
Задачи
Образовательные :
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность „Как звери к зиме готовятся?“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
• расширять и углублять представление о подготовке к зиме зверей : у зайца и белки изменяются окраска, и густота шерсти; медведь, еж, барсук готовятся к спячке;
• систематизировать представление о местах обитания диких животных, устанавливать причинно-следственные связи;
• учить применять конкретные знания о поведении, потребностях, повадках животных в их природной среде.
Развивающие:
• совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже,
• развивать в детях познавательную активность, умение делать умозаключения, отражать суждения в развернутой речи;
• развивать память, внимание, воображения, образное мышление;
Воспитательные:
• воспитывать экологическое сознание детей: «Среди диких животных не может быть «бесполезных»» и «ненужных»;
• воспитывать любовь к животным, стремление помогать в трудных условиях.
Словарь новых слов: линька, отнорок, кладовка.
Предварительная работа:
• просмотр видеофильма «Жизнь диких животных в летний период»;
• цикл бесед по теме «Из жизни диких животных»;
• чтение художественной литературы: «Лесная газета»;
• дидактические и развивающие игры: «Чей хвост?», «Кто в домике живет?»;
• выставка рисунков «Кто живет в лесу?».
Оборудование и материал:
• игрушки-животные: белка, медведь, муравей, заяц, волк, лиса, сорока, белый медведь;
• макет осеннего леса, где отражена жизнь растительного и животного мира в осенний период;
• маски животных-детенышей: лосенок, ежонок, лисенок, медвежонок, зайчата, бельчата, волчата;
• дидактические карточки для игры «Кто спрятался?»;
• цветные карандаши;
• карточки с изображением животных, среди которых одно лишнее;
• резиновый мяч.
Ход занятия.
1. Дидактическая игра «Чей это дом?»
Игровое правило: поставить игрушку к домику только после того, как воспитатель произнесет все слова загадки.
Ход игры. На столе расставлены макеты-жилища диких животных: волчье логово, нора лисицы, берлога медведя, муравейник, гнездо птицы на дереве, дерево с дуплом для белки, куст;
Дети стоят полукругом у стола, у каждого – набор игрушек-животных.
Воспитатель загадывает загадку: "Сами добывают себе пищу, сами строят себе жилище" (Дикие животные.) Объясняет правила игры:
- Внимательно посмотрите на домики, которые строят себе дикие животные, живущие в лесах нашего края. Сейчас я загадаю вам загадки о названиях этих домиков и тех, кто в них живет. А вы, отгадав загадку, поставьте животное к нужному домику. Победителем будет тот, кто правильно найдет свой домик для животного.
Загадки.
1. На поляне возле елок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравейник.)
2. Среди валежин, меж корней,
Отрывши яму для жилья,
Растет волчицына семья. (Логово.)
3. Без рук, без топоренка,
Построена избенка. (Гнездо.)
4. Кто, забыв тревоги,
Спит в своей берлоге? (Медведь.)
5. В дупле тепло,
А кто в дупле живет в тепле? (Белка)
6. Глубокая нора укрывает ее, от снега, ветра и дождя. (Лиса.)
7. Ему не нужен в лесу дом, найдет его он под кустом. (Заяц)
Воспитатель вместе с детьми проверяет задание, исправляют ошибки, поощряют победителей.
2. Затруднения в игровой ситуации
• На столе осталась одна игрушка - белый медведь. – В какой домик мы поселим это животное? Выясняют, почему белый медведь не сможет жить в природной среде нашего края. Делают вывод: каждое животное живет в той природной среде, к которой он приспособлен.
• - Какое сейчас время года? (Осень.) А как вы думаете, чем осенью в лесу звери занимаются? Давайте отправимся в осенний лес и обо всем узнаем.
3. Открытие нового знания.
Дети сидят на стульчиках перед макетом осеннего леса, где отражена жизнь растительного и животного мира. Воспитатель напоминает детям, что они уже приходили на прогулку в лес.
- Какое тогда было время года? (Лето.) Чем отличается осенний лес от летнего? Листья на деревьях разных цветов: желтые, красные. Вся земля усыпана ковром из листьев. Показывает ежика:
- Ежик еле-еле передвигается, куда делись его быстрота и ловкость, спит на ходу. Он уже приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо это старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков еж глубоко закапается в свою нору и заснет на всю зиму.
- Ребята, а каких вы еще знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (Ответы детей.)
- Правильно, суслики, сурки, медведи, барсуки. А еще змеи, бурундуки, лягушки, хомяки, летучие мыши.
- А где зимует медведь, он тоже роет себе глубокую нору? Посмотрите, чем занимается сейчас медведь? Он сидит у лесного озера и пытается поймать рыбу. (Находят медведя.)
- Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом. Такую мягкую постель готовит он себе в яме. А елочки, что по краям той ямы растут, подгрызет – они наклонятся и в шатер пушистый превратятся. Свернется медведь калачиком и спит себе до весны.
- Ребята, посмотрите, чем занимается белка в прохладные осенние деньки? Белка сушит грибы, собирает орехи, шишки, желуди – зимой все пригодится. Белочка очень хозяйственная. У нее в лесу кладовочка есть. Найдет орешек, зароет его в ямку под деревом, еще найдет, в ту же ямку положит. В таких кладовках под разными деревьями белочка делает так много запасов, что на зиму хватит. Посмотрите внимательно на белочку, у нее ничего не изменилось? Белка линяет – меняет свою серо-голубую шерстку на рыжую.
Находят в лесу барсука. - Как выдумаете, барсук тоже делает запасы на зиму, как белочка? - Нет, за осень барсук отъедается, становится такой жирный, что еле-еле передвигается. Роет свою норку барсук в сухом месте глубокую и широкую, выстилает ее листьями, веточками, мхом. А в ней еще несколько отнорков делает. Зимой барсук просыпается, поест запасов и снова засыпает.
- Каких еще животных вы видите в лесу? Волк, лиса, заяц, лось – это животные, которые не запасают себе пищу на зиму, но изменения с ними все равно происходят. Какие?
- Всех этих животных осень одевает в теплые шубы пушистые и красивые. В них можно легко пережить зиму. Особенно радуется своей новой шубке заяц, почему?
- Правильно, у зайцев много врагов, а на белом снегу в его белой шубке нелегко заметить. - Как вы думаете, есть ли среди диких животных «бесполезные»» и «ненужные»? Ответы детей.
- Как люди могут помочь животным в зимний период? Ответы детей.
Физминутка «На водопой»
(На голову детям надевают маски животных-детенышей)
Дети называют детенышей взрослых животных и имитируют их движения.
Как-то днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу
Звери шли на водопой. друг за другом)
За мамой лосихой топал… лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой лисицей крался … лисенок, (Крадутся на носочках)
За мамой ежихой катился … ежонок, (Приседают, медленно
двигаются вперед)
За мамой медведицей шел … медвежонок, (Идут вперевалку)
За мамою белкой скакали … бельчата, (Скачут вприсядку)
За мамой зайчихой – косые … зайчата, (Скачут на выпрямленных
ногах)
Волчица вела за собою… волчат, (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают
движения языком – «лакают»)
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Детям раздаются карточки с изображением животных, среди которых один лишний, например, волк, лиса, еж, лось. Лишнее животное - еж, так как он зимой спит, а остальные звери не спят. Дети находят лишнее животное и объясняют свое решение.
5. Повторение и развивающие задания.
Игра с дидактическими карточками «Кто здесь спрятался?»
На карточках изображены предметы, характерные для загаданного животного, например: пушистые хвосты серого и рыжего цвета; шишки, орешки, грибы; хвойное дерево с дуплом, рисунок-загадка (пунктирные линии).
Задание 1. «Определи, какой зверь здесь спрятался» (Белка.)
Задание 2. «Обведи рисунок по пунктирным линиям и раскрась полученное животное». Аналогичные карточки: волк, заяц, лось, медведь, барсук, еж. Дети выбирают карточки, садятся за столы и выполняют задания.
6. Итог занятия.
Игра-викторина «Как звери к зиме готовятся?»
Дети стоят по кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос. Поймав мяч, ребенок должен быстро ответить на вопрос и вернуть мяч воспитателю.
Вопросы:
1. Назови животных, впадающих в спячку зимой. (Медведь, хомяк, суслик, барсук и др.)
2. Назови жилище волка. (Логово.)
3. Назови животных, которые запасают корм на зиму. (Белка, бобр, суслик.)
4. Назовите животных – хищников. (Лиса, волк, хорь.)
5. Что общего в подготовке к зиме у белки и зайца? (Линяют - меняют окраску меха.)
6. Почему белый медведь не может жить в лесу нашего края?
7. Что общего у медведя и ежа? (Зимой спят.)
8. Чем питается лось в зимнем лесу? (Корой деревьев.)
9. Почему волк, лиса, лось, заяц не впадают в спячку? (Могут прокормиться зимой.)
10. Чем человек может помочь диким животным в зимний период?
- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с жизнью зверей в осенний период и их подготовкой к зиме. Когда наступит зима, вокруг станет белым-бело от снега, мы с вами совершим прогулку в зимний лес и увидим, как живут дикие животные зимой.