Татьяна Адеева
Неделя математики в школе
Овладеть математикой «легко» - не так просто. Необходимо использовать все возможности для того, чтобы ребята учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Внеклассная работа по математике углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект. Но занятия внеурочной деятельности (либо кружок, либо факультатив) интересны и доступны далеко не всем детям. Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным учащимся. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для ученика – чувство личной значимости. Предметная неделя по математике является комплексной формой работы по предмету, парадом детской фантазии и творчества.
Публикация «Неделя математики в школе» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Неделя математики проводится с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей.
Основные задачи:
1) формировать интересы, склонности, способности обучающихся в разных видах внеурочной деятельности;
2) показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности;
3) развивать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для решения практических проблем;
4) создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика;
5) развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества учащихся, продолжить работу по сплочению коллектива обучающихся в совместной работе.
Ожидаемые результаты:
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
- умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, доброжелательности, доверия, навыков делового общения, умения аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями других при выработке общего решения в совместной деятельности;
- приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях.
Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Неделя математики проходит в марте каждого учебного года и приурочено к Дню числа Пи (14 марта). В подготовке участвуют все учителя математики и инициативная группа из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике.
Подготовительный период предметной недели занимает 1-2 учебных недели. В период подготовки изучаются темы предметной недели, готовится наглядно – информационный материал, изучается дополнительная литература, подбираются команды участников, разрабатываются системы оценивания конкурсов и формы поощрений и награждений. Время должно быть четко распределено и рационально использовано с учетом расписания уроков. При составлении плана мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников.
План проведения мероприятий предметной недели.
1 Открытие декады математики Линейка. 5 – 11кл.
2 Проверка математической грамотности Тест. 5 – 11кл.
3 Математический квест Марафон. 6, 9 кл.
4 Конкурс математических сказок Проект. 5 кл.
5 Симметрия вокруг нас Проект. 7 кл.
6 С математикой в путь! Матбой. 8 – 9 кл.
7 Математика для начальной школы Конкурсы,
викторины. 1 – 4,10 кл.
8 Город математиков (стенгазета) Проект. 5 – 11кл.
9 Математика в моей будущей профессии Конференция. 10 – 11
10 Подведение итогов Линейка. 5 – 11кл.
Вместо обыкновенных стенгазет мы создаем групповой проект «Город математиков». У каждой группы (класса) своя тема:
Театр сказок – 5 классы
Сквер кроссвордов – 6 классы
Музей «великих» открытий – 7 классы
Справочное бюро – 8 классы
Геометрические раскопки – 9 классы
Дом прикладной математики – 10 классы
Доска объявлений – 11 классы
Весь материал, собранный и приготовленный учениками, оформляется в виде городского «объекта» и размещается в фойе школы.
«Город математиков» получается очень интересным. Все классы стараются оформить свою «улицу» (проект) интересно и оригинально. Подбирая материалы, ребята многое узнают из истории математики, о связи математики с другими науками, открывают для себя интересные и таинственные факты. В течение декады математики ученики читают новости газеты, отгадывают кроссворды, решают задачки.
Во всех классах проводится проверка математической грамотности. Обучающиеся 5 – 11-ых классов выполняют одинаковую работу. Результаты размещаются на доске объявлений в «Городе математиков». Ребятам, набравшим максимальное количество баллов, вручаются сертификаты на итоговой линейке.
Для учеников начальной школы обучающиеся 10-ых классов организуют программу «Математика для малышей», где детям предлагается решить интересные задачки и логические головоломки, которые готовят их для следующих ступенек в знакомстве с математикой. Благодаря такому необычному подходу к обучению, математика не кажется ученикам начальной школы чем-то сложным.
В 5-ых классах проводится конкурс математических сказок. Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты, – один из способов развития творческой личности учащихся.
Для учеников 6-ых классов проводится математическая образовательная игра-квест «За страницами учебника математики», состоящая из пяти этапов – «высот»(см. Приложение1).
Обучающиеся 7-ых классов работали над групповым проектом «Симметрия вокруг нас» и увидели, что симметрия присутствует во всех областях повседневной жизни человека: предметах быта, архитектуре, природе и других.
Для параллелей 8-ых и 9-ых классов проводится настоящее соревнование – «Матбой», где участники делятся на три команды: 8-9 «А», 8-9 «Б», 8-9 «В». На протяжении всего «боя» участники решают различные задачи, основанные на умении быстро соображать и давать точные ответы на вопросы, касающиеся математики, свои конкурсы проводятся и для болельщиков (см. Приложение 2).
Учащиеся 10-11 классов участвуют в уроке-конференции по защите своих групповых проектов на тему «Математика в моей будущей профессии», которые доказывают необходимость изучения математики в школе для овладения будущей профессией, дают возможность привить интерес учеников к предмету «Математика», ведь она развивает у человека логическое мышление, целеустремлённость, воображение, умение находить выход из любых ситуаций. Математика заставляет думать, помогает человечеству открывать и использовать законы природы и в наше время является могучим двигателем науки и техники.
Подведение итогов предметной недели можно разделить на две части:
1. Основные итоги недели математики объявляются на общешкольной линейке. Результаты состязательных мероприятий подводятся сразу после завершения. Участники недели поощряются призами, победители конкурсов награждаются школьными дипломами или грамотами. В качестве призов можно использовать книги, школьные принадлежности. Результаты доводятся до сведения родителей, которые получают благодарственные письма.
2. Учителями математики и классным руководителям анализируется каждое мероприятие предметной недели : достигло ли оно поставленной цели, каким образом оно работало не только на цель самой предметной недели, но и на цели и задачи всей учебно-воспитательной работы школы. Для получения результатов используются различные методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседы с учащимися и учителями, изучение продуктов деятельности учащихся.
Если умело спланировать предметную неделю, постараться задействовать все параллели с 5 по 11 класс, подготовить и провести мероприятия на должном уровне – можно быть уверенным, что кто-то из ребят посмотрит на математику другими глазами.