Надежда Батищева
Народное декоративно-прикладное искусство — детям
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек по натуре своей- художник.
Он всюду, так или иначе,
стремится вносить в свою жизнь красоту…»
Воспитание детей в нашей стране осуществляется многообразными путями и средствами, преследуя задачу, - вырастить молодое поколение здоровым,жизнерадостным, трудолюбивым, всесторонне развитым.
Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния в языке своего народа, который усваивает ребёнок в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов, и обычаев людей, среди которых он живёт.
Публикация «Народное декоративно-прикладное искусство — детям» размещена в разделах
Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.
В народных детских играх и игрушках блестяще соединялось художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей чарующей прелести его замыслов, интересов.
Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество- представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа.
Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движения, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.
Лепка, резьба, вышивание и др. виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы цвета, образа, которым владеет народ; навыки, мастерство изготовление художественных предметов.
Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его влиянии на ребёнка.
С давних пор русская педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного творчества.
Природа родного края – неиссякаемый источник народного творчества. Ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса, моря, степи- это целый мир переживаний.
Народное творчество надо вводить в детскую жизнь естественно, без театрализации, так как оно существует в жизни.
Пусть дети играю в знакомые им игры, хороводные и другие, не только на праздниках, но и в повседневной жизни.
В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая- это заимствование игр детьми друг у друга, младшего поколения от более старшего. Как показывает практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные запросы. Передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр, в силу чего они входят как составной материал в программу воспитания в детских садах. Русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое содержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизни ребёнка, но и в годы его школьной жизни.
Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала несколько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как на продукт народного творчества.
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на таком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.
Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям : всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.
Единственная потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворено введением в обстановку детского сада произведений народного изобразительного искусства.
Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам. Зарождаясь в художественных ремёслах, оно подымается на уровень искусства в художественной росписи Палеха, Мстеры, составляющих наше отечественное богатство.
Богатство это заключено и в хохломской, жестовской росписи, мастерстве вологодских и кукорских кружевниц, изделия которых называют «вологодским стеклом» и «русским брюселем»; в архангельской резьбе по кости, коре, дереву; В игрушечном мастерстве Дымкова, Городца, Загорска и во многом другом. Именно в этих простых вещах, наполняющих и украшающих наш быт, заложено начало искусства.
Изобразительное народное искусство, сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком.
Есть много предметов русского народного творчества, которые могут украсить наш быт. Мой детский сад, не выставка. Изобразительное народное искусство, так же как и словесная, музыкальная, вводится в детский сад в связи с потребностями детской жизни, в данном случае с целью украсить быт.
Наибольшее требование в выдержанности стиля могут быть предъявлены к отделке детской мебели резьбой, росписью. В практику вошло украшение детской мебели русским резным орнаментом. В обстановки детских садов нет-нет да и встретится чудесная бытовая деталь шкатулка вологодской резьбы; приятный в своём красочном оформлении подносы жостовской росписи. Дымковская глиняная игрушка поражает своей яркой, ни с чем не сравнимой декоративностью и красочностью.
Мотивы русского народного творчества – Дымковской, Городетской, Богодской игрушки могут быть положены в основу декоративной детской мазайки, назначение которой заключается в том, что бы дать ребёнку почувствовать цвет, форму, линию орнамента.
Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цветов так любимое детьми, простота формы- всё это мы находим в народной игрушке, в орнаменте, в вышивке. И всё это доступно детям.
В детском саду есть широкие возможности заниматься различными поделками. И в этой области в народном искусстве есть много красивого, простого, что с успехом можно использовать. Эти работы воспитывают у детей трудолюбие, развивают умения, навыки, научат целесообразно использовать материал.
Народное изобразительное искусство живёт в быту, окружает нас повседневно. В самом деле, стоит внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и мы найдём в них много декоративного, художественного, ранее не подмеченного : резные наличники домов, крылечек, узоры решеток на заборе, изразцовые печи, в тех стареньких русских городах, где сохранились традиции любовной отделки домов, где вещи бережно сохраняются и передаются из поколения в поколение.
Нужно учит детей видеть это, умело обращать внимание на доступное для них. Постепенно они и сами пойдут этой дорогой. Этот момент самостоятельности должна терпеливо воспитывать воспитательница и по заинтересованности детей судить о полученных ими впечатлениях.
Как мы видим, народное творчество занимает значительное место в воспитательной работе детских садов. Через него в доступных формах и на близком по содержанию материале дети усваивают язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера.