Евгений Алексеев
Народная песня как этнокультурный феномен
▼ Скачать + Заказать документы
Алексеев Евгений Валерьевич
музыкальный руководитель
МБОУ ДО «дедский сад №205»
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Под словом «песня» в русском языке одинаково подразумевается как напев, так и текст.
Публикация «Народная песня как этнокультурный феномен» размещена в разделах
Народная песня определяется через единство текста (тематики и поэтики, мелодии, композиционной структуры, социальной функции, времени, места и характера исполнения [5, 371]. Истоки ее уходят в древность. Характер народа, его психология, мировоззрение – все это отражается в ней. Народная песня имеет коммуникативную функцию, которая выражается, по словам Э. Е. Алексеева, «в точном и психологически чутком душевно-духовном, этически-эстетическом резонансе, который с наибольшей полнотой устанавливается в фольклорной ситуации, порождая ощущение единства, единения» [1,54].
В данной статье мы рассматриваем народную песню как этнокультурный феномен применительно к детскому возрасту (до подросткового периода). В связи с этим необходимо дать определение этому возрастному периоду. Период детства – это определенное время жизни ребенка, часть всего процесса превращения младенца в юношу. Период детства характеризуется уровнем физического развития ребенка, определенным образом его жизни и тем видом деятельности, которая является ведущей. Период детства формально определяется теми границами, которые устанавливаются государственным законодательством. Однако сами по себе эти периоды непосредственно не определяют психического развития ребенка. В настоящее время в педагогике и психологии приняты следующие периоды детства:
1) младенческий – от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц – период новорожденности;
2) период преддошкольного детства – от 1 года до 3 лет;
3) период дошкольного детства – от 3 до 7 лет;
4) период младшего школьного возраста – от 7 до 11-12 лет;
5) период среднего школьного возраста (подростковый) – от 12 до 15 лет;
6) период старшего школьного возраста (юношеский) – от 15 до 18 лет [4, 74].
Рассмотрим народную песню как этнокультурное явление в аспекте детского фольклора, учитывая, что к этническим константам (постоянным значениям) относятся идеалы и традиции, интересы и верования, опыт и нормы, закрепленные в языке [2, 21]. В качестве основы возьмем классификацию основных жанров детского фольклора, опирающуюся на открытия Виноградова Г. С., Капицы О. И., Науменко Г. М. Все жанры были разделены на III раздела: календарный фольклор, потешный фольклор, игровой фольклор.
Анализ научной литературы по теме исследования показывает, что этнокультурная социализация детей происходила в таких формах как детский народный календарь, игровая, производственно-бытовая и обрядовая практика.
К фольклорным жанрам, исполняемым взрослыми для детей, относятся колыбельные песни и припевки, потешки, прибаутки, сказки. Фольклорные сказки – это такие произведения фольклора, в которых переплетаются прозаический текст с песенными вставками, где соседствует речь и пение. Интонирование песенных вставок необычайно разнообразно, пластично и выразительно. Используя интонационную палитру, динамические оттенки, тембровые краски, исполнитель голосом всесторонне передает образ и характер персонажа сказки и его действия. Такое исполнение можно определить как драматическое, свойственно оно только этому жанру. Детские песни и игры, созданные народом для исполнения их взрослыми маленьким детям, имеют огромное значение для воспитания ребенка. Они являлись самыми первыми услышанными ребенком музыкальными и поэтическими творениями, запоминались им, через них он познавал родной язык, родные мотивы, физически развивался в играх, через них знакомился с окружающим миром. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл.
К собственно творчеству детей относятся такие жанры, как календарные песни, приговорки, припевки, игровые, хороводные, частушки, плясовые песни, скороговорки, считалки, дразнилки, игры и пр.
Самые первые проявления народной песни как этнокультурного феномена обнаруживаются в жизни детей еще до их рождения. В традиционной народной культуре влияние внешнего мира на внутриутробный период развития ребенка очень высоко. Известно, что плод реагирует на звуковое воздействие. Этим объясняется тот факт, что в период беременности традиционно значительную долю репертуара женщины составлял песенный фольклор [8, 23]. Пение матери, особые резонансные частоты вызывали первые ощущения ребенка, поэтому появившийся на свет младенец лучше всего успокаивался под песню. Основными этнокультурными (то, что отличает один народ от другого) характеристиками колыбельных являются особые речевые интонации, которые подготавливают ребенка к освоению языка своей культуры. В то же время, колыбельные – это еще и жанр музыкальный, что позволяет обеспечить обстановку умиротворения, успокоения, гармонизации с окружающим миром, безопасность среды.
В культуре разных народов существуют особые жанры музыкального фольклора, в которых главным выступает не текст, а интонирование, напевность, это игры с ребенком, так называемые пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы, перевертыши. Все эти жанры позволяют реализовать эмоциональное общение – один из ведущих способов развития и социализации маленького ребенка. Народное музыкально-интонируемое поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения сказать, что эти жанры приобщают детей к поэтическому слову, обогащают их духовно и развивают физически. Крупицы народной мудрости, народной теплоты предназначались ребенку с момента его появления на свет, выхаживания до того момента, когда дети сами начинают исполнять приговорки, заклички, считалки, игровые припевы.
На раннем этапе развития ребенка песенный (интонированный) фольклор является основным средством формирования личности. Изучение песенных жанров дает возможность вскрыть основные стереотипы, закладываемые уже с начальных этапов жизни человека: целостность и двойственность мира, динамика, направленность, время, комфорт и безопасность и др. [8, 23].
Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки развивают чувства, которые незримо связывают ребёнка со своим народом. Всё это богатство народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, позволяющих без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к моментам, связанным с дисциплиной, расписанием и режимом быта.
На народных праздниках, где звучали самые разные по жанрам народные песни, интенсивно осваивался этнокультурный опыт. Структура праздника, идея, репертуар, круг действующих лиц с их характерами – все это прочно откладывалось в детской памяти.
В календарный фольклор входят народные песни, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения, имеющие сезонный характер. Например, колядки, веснянки. К наиболее распространенным и активно бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички, обращенные к различным явлениям природы – солнцу, дождю, ветру, радуге и др. Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком [6,63]. Эти жанры приучают детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы в любое время года.
Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.
Небылицы – особый вид песен, основанных на вымысле. Все эти несообразности и не совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности.
Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.
Прибаутки – короткие, забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.
Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. «Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружении» [6,72]. Игра в детском возрасте несет различную функциональную нагрузку: познавательную; физического развития личности; импровизационно-творческую; организационно-деятельную. Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области музыки, поэзии. Многие забавы, игры – это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых.
Творческая природа фольклора дает творческий стимул к его развитию каждого ребенка. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Сказки и песни дети не просто слушают или поют, они сами вовлекаются в сказочную игру, они постигают смысл добра и зла, что в этнокультурной социализации детей имеет огромное значение.
Таким образом, мы рассмотрели народную песню как этнокультурный феномен, в аспекте детского возраста и жанров детского фольклора.
Литература
1. Алексеев, Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры / Э. Е. Алексеев. – М. : Советский композитор, 1988. – 209 с.
2. Бабунова, Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.07 / Е. С. Бабунова. – Челябинск, 2009. – 47 с.
3. Картавцева, М. Г. Школа русского фольклора / М. Г. Картавцева. – М. : МГИК, 1994. – 72 с.
4. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – 415 с.
5. Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Келдыш. – М., 1990. – 672 с.
6. Науменко, Г. М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество / сост. Г. М. Науменко; вступительная статья Г. М. Науменко, Г. Т. Якуниной. – М., Издательство «Советский композитор»,1988. –192 с.
7. Сибирская живая старина. Этнографический сборник / под ред. М. К. Азадовского, Г. С. Виноградова, вып. 2. – Иркутск «Восточно-сибирский отдел русского географического общества», 1924. – 66 с.
8. Чубрик, Е. О. Русский детский фольклор как средство ранней инкультурации : автореф. дис. … канд. культуролог. : 24.00.01 / Е. О. Чубрик. – Владивосток, 2007. – 28 с.