Мариана Фетисова
Надо ли ребенка знакомить с его правами?
▼ Скачать + Заказать документы
Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении государства к будущему поколению. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, стала объектом пристального внимания педагогов.
Публикация «Надо ли ребенка знакомить с его правами?» размещена в разделах
Оценивая своё отношение к острым детским проблемам, в последние годы приоритетным направлением моей работы стало изучение и организация педагогической деятельности по правовому воспитанию детей дошкольного возраста, как одного из аспектов гражданского воспитания в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
К сожалению, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах. Это показал мониторинг освоения образовательных областей «Познание», «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Чтение художественной литературы». Поэтому особую роль в формировании правовой грамотности должны играть педагоги дошкольных образовательных учреждений, так как именно в дошкольный период, наряду с изучением основ нравственности и норм поведения, возможно эффективное усвоение детьми правовых знаний.
Систему знаний о правах детей я строю в соответствии с возрастом детей и их познавательными возможностями, а именно знакомлю детей с теми правами, содержание которых им понятны и постоянно встречаются в их жизни; правами, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми; и, наконец, с теми, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.
Ознакомление детей с их правами, провожу с использованием интеграции правового материала через различные виды детской деятельности.
Например, реализация образовательной области «Здоровье» дала возможность в достаточной мере обеспечить соблюдение права ребенка на сохранение и укрепление своего здоровья. Данное право было реализовано через комплекс различных мероприятий по темам: «В здоровом теле – здоровый дух», «Мой организм», «Наш любимый доктор», «Моя спортивная семья» и т. п., через непосредственно образовательную деятельность, во время режимных моментов, на спортивных праздниках, во время бесед с врачом, психологом, где эти сведения расширялись и конкретизировались.
Право на образование реализовывалось в образовательной области «Познание» по темам: «Я и моё имя», «Моя семья», «Я скоро пойду в школу», Город мой - Тамбов», «Что означает слово отечество?», «Кем я буду, когда вырасту?». Выбрав за основу планирования интегрированную систему, ознакомление ребенка с его правами вносила в любую детскую деятельность. Например, материал о гражданстве, равноправии, о детях с физическими недостатками, закрепляла в игровой деятельности: в дидактических играх «Догадайся – кто позвал?», «Назови ласково», «Какие национальности ты знаешь?»; в сюжетно– ролевых играх: «Семья», «Школа», «Детский сад»; в художественно-творческой деятельности: в лепке медальонов с начальной буквой имени, рисовании портретов членов своей семьи, изготовление панно для группы «Мы все – большая семья».
Раскрытию содержания статей конвенции помогло чтение художественной литературы. Анализ произведений позволил детям оценить правильность поступков героев произведений, с действующими правами в реальной жизни, увидеть торжество закона или его нарушение. Дети познакомились с произведениями таких авторов, как: Е. С. Шабельник «Права ребенка», «Права на всякий случай», А. С. Усачев «Приключение маленького человечка», Г. Остер «Нарушение правил приличия, вежливости, этикета», «Право–нарушения», Л. Васильева «Азбука вежливости».
Реализация права детей на развлечение, досуг и отдых предусмотрена в системе развлекательных и досуговых мероприятий, таких как: «Осенины», «День матери», «Новый год», «Спартакиада» и т. д.
Право иметь собственные интересы, право свободно мыслить, проявлять свои способности реализовывались в образовательной области «Безопасность», где дети участвовали в проекте «Азбука безопасности».
Защита прав и достоинств ребенка в дошкольном учреждении значима и необходима. И если в каждом детском саду будет существовать система по ознакомлению детей с их правами, то мировоззрение детей обогатится. Они обязательно научатся воспринимать и оценивать последствия собственных действий и действий других людей, прогнозировать их, осознавать ответственность за совершаемые действия, принимать других людей с особенностями их характера, внешнего вида, цвета кожи, относиться с уважением и терпимостью к правам других людей, проявлять коммуникативную компетентность, активно защищать свои права и права других, самостоятельно осуществлять выбор и принимать решения. А это значит, у детей появится возможность самореализоваться, раскрыться как личность.