Гарипова Гульшат
Фотоотчет «Наблюдение за временами года»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение за временами года
ЗАДАЧИ:
-Обучающая –дать детям представление о характерных признаках, особенностях времен года.
- Развивающая – развивать умение отгадывать загадки, учить поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения.
- Воспитывающая – воспитывать умение работать в коллективе, бережное отношение к природе.
Наблюдения на прогулках :
ВЕСНА
Публикация «Фотоотчет „Наблюдение за временами года“» размещена в разделах
- Рассказать детям о первом весеннем месяце. Наступила весна, но зима ещё не сдаётся. Тёплые дни часто сменяются холодными.
- Наблюдать с детьми за солнцем. С каждым днём солнце всё больше задерживается на небосклоне. Яркие лучи его всё жарче греет укрытую снежным покрывалом землю.
Загадка:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает, когда это бывает? (Весна)
- Провести наблюдение за снегом. Снег темнеет. Покрывается тонкой корочкой и незаметно тает. Вот побежал из тёмного сугроба быстрый звонкий ручеёк, тоненький, переливчатый.
Ах, ручей, чей ты, чей?
Я от снега и лучей!
Я бегу, я смеюсь,
Я сейчас с другим сольюсь.
Объяснить детям, что из маленьких ручейков образуются большие.
Они текут к рекам, наполняя их талой водой.
Загадка:
Зимой в поле лежал.
А весной в реку побежал? (снег)
- Наблюдение за набуханием почек на деревьях (берёзы и тополя). Определить форму, цвет, величину, запах, расположение веток. Сравнить их между собой.
- Провести наблюдение за птицами. Рассказать детям, что возвращаются к нам на родину журавли, гуси и утки. Отметить, что они летят на очень большой высоте. Возвращаются из жарких стран, где они провели зиму.
И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины поёт на солнышке, сверкая,
Весна пришла к нам молодая, я здесь пою приход весны.
ЛЕТО
- Дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды.
- Отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли посмотреть на солнце. Почему? Отметить, что солнце стоит днем высоко - на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи короткие, светлые.
Загадка :
Горячая яичница Висит над головой. Но снять ее, Но съесть ее Не можем мы с тобой. (Солнце)
- Познакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов.
- Познакомить с черемухой (строение, польза, изменения, происходящие после окончания цветения). Обсудить аромат черёмухи. Напомнить, что цветы – это будущие плоды. Сравнить с цветением тополя и березы. Обратить внимание на появление большого количества мух, комаров и других летающих насекомых.
- Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятие «радуга». Предложить детям полюбоваться радугой, высказать свое мнение о её появлении, рассказать, чем она нравиться; назвать цвета радуги и посчитать их.
ОСЕНЬ
- Закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; формировать представление об осенних месяцах; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время.
- Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья - все желтое. Поэтому осень называют золотой, желтой. Пойдемте, побродим по листьям. Слышите, как они шуршат? Смотрите, то один листик летит к земле, то другой кружится, кружится и медленно падает на землю. Подул ветер и много- много листочков с шуршанием полетело на землю.
Это ЛИСТОПАД.
Листопад, листопад.
Листья по ветру летят.
- Пересадка цветущих растений с участка в группу - учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки; воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки.
- Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д.); напомнить, что паук не является насекомым.
- Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени — дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды.
- Расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
ЗИМА
- Формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Прелесть утренней зимы.
Дни стоят невыразимы,
Снегу — хоть давай взаймы
Всем другим бесснежным зимам.
- Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.
- Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».
- Наблюдение за следами на снегу : зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.
- После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.