Ирина Григорьева
Консультация «Профилактика аграмматической дислалии у дошльников»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт практической работы показывает, что речь выпускников детских садов характеризуется недостаточно сформированным лексико-грамматическим строем речи на фоне правильного произношения звуков родного языка. Большую роль для решения этой серьезной проблемы для дошкольников играет создание комплексных материалов, которые одновременно будут способствовать автоматизации поставленного звука и формированию лексико-грамматического строя речи.
Темочки:
Лексико-грамматические упражнения проводятся на специально отобранном правильно произносимом детьми материале, в звуковой состав которого входят исправленные звуки в стадии их окончательного закрепления. Умение слышать, выделять и правильно проговаривать каждую значимую часть слова подготавливает детей к самостоятельному речевому развитию. Несмотря на временное ограничение речевого материала, он оказывается достаточным для достижения цели.
В развитии речи у дошкольников выделяются следующие направления обучения: развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.
Профилактика аграмматической дислалии состоит из последовательно связанных разнообразных видов работы с ребенком по коррекции речи.
1. Рисование по точкам с дальнейшим раскрашиванием получившегося рисунка (предупреждение мелкой моторики и глазомера). Соединение точек простым карандашом. Раскрашивание цветными карандашами получившегося рисунка. «Точечный» рисунок.
2. Словоизменение (предупреждение аграмматической дислалии). Согласование прилагательных с существительными в единственном и множественном числе. Образование уменьшительно-ласкательных форм.
Примеры: - Кошка, на твоем рисунке, какая? (кошка на моем рисунке пушистая, рыжая, ласковая.).- Кошка – это домашнее или дикое животное? (домашнее животное).- Почему ты так думаешь (кошка живет с человеком). - Какой у кошки котенок? (рыженький, пушистенький).- А если у кошки несколько котят, как ты думаешь какие они (рыженькие, пушистенькие).- Мышь на рисунке какая (мягкая, серая….).- Мышь это домашнее животное (это домашнее животное).
Закрепление формы именительного падежа.
- Кто любит мышат? (мышь любит мышат).
Закрепление формы винительного падежа.
- Что любит есть мышь? (мышь любит есть сухари, сырок).
Закрепление формы родительного падежа.
- Кого защищает мышь? (мышат).
Закрепление формы дательного падежа.
-Кошка кому приносит добычу? (котятам). формы
Закрепление творительного падежа.
-Чем смотрит на своих мышат мышка? (глазками)
Закрепление формы предложного падежа.
-О ком заботится кошка? (о котятах)
3. Словообразование (профилактика аграмматической дислалии). Образование относительных прилагательных.
-Дом сделан из дерева? (дом деревянный).- Дом из кирпича? (дом кирпичный).
Отработка названий домашних животных и детенышей.
-У кошки котята. У котят мама-кошка. Папа у котят – кот. и т. д.
Образование притяжательных прилагательных.
-Чей домик? (кошки дом). -У кошки усы чьи (у кошки усы кошачьи). -У кошки шерсть чья (шерсть кошачья). -У кошки хвост чей (кошачий хвост).
4. Формирование зрительно-пространственных представлений.
-Что на рисунке находиться в верхним правом углу? (находится домик). -Что на рисунке находится в верхнем левом углу? (солнышко).
-Кто на рисунке находится в нижнем левом углу? (кошка).- В правом углу? (мышиная норка). и т. д.
5. Звукобуквенный анализ слов.
Назови первый звук в слове кошка. Почему синим карандашом? Назови второй звук? (почему красным карандашом и т. д).
6. Формирование слогового анализа слов.
Определение количество слогов в словах.
7. Работа над составлением словосочетаний и их проговаривания.
- Кошка какая? (пушистая, ловкая, рыжая.)
- Котята какие? (пушистые, ловкие). и т. д.
8. Составление рассказа.
-Хитрая кошка хочет поймать шуструю мышку. Быстрая мышка убегает от злой кошки. Большая кошка почти догнала маленькую мышку, юркая мышка успела забежать и спрятаться от кошки.
Для формирования грамматического строя речи наиболее благоприятен дошкольный возраст. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно.
К. Д Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. А основной для усвоения грамматического строя речи является познание отношений, связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.