Юлия Лукьянова
Консультация «Музыкальное развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто родители задают вопрос: «Каждого ли ребёнка нужно учить музыке?». На этот счёт у прогрессивной музыкальной педагогики нет разногласий. Учить музыке надо всех детей без исключения. Венгерский педагог Дьюлане Михайи говорит: «Нельзя терпеть потерю ни од- ного ребёнка для музыки». Наша известная пианистка и педагог А. Д. Артоболевская пишет: «Я считаю, что решительно всем детям надо дать начальное музыкальное образование».
Публикация «Консультация „Музыкальное развитие ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Но стоит ли столько времени, сил и нервов тратить на обучение?», — это ещё один из часто задаваемых вопросов. По мнению многих родителей, занятия музыкой так мало дают ребёнку для жизни, ведь куда полезнее заниматься спортом, изучать иностранный язык. Так ли это?
Ещё с древнейших времён известно об оздоровительном воздействии музыки на организм человека. Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активи- зируют функции дыхания и кровообращения, являются эффективным способом психорегуля- ции. Не случайно музыка используется в медицине.
Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребёнка. Задача родителей и пе- дагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. По- тому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отно- шениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Это понимали ещё древние греки, и поэтому музыкальные занятия (слу- шание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение) были обязательны в программе древне- греческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определённые музыкальные произве- дения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, простота, мужество.
«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, — отмечал В. Сухомлинский, — важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения. Я убеждена, что музыкальная культура является одним из важ- нейших условий воспитания нравственной культуры».
Развитие эмоциональной сферы в свою очередь стимулирует работу мозга. И. И. Павлов пи- сал, что «. главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идёт от под- корки. Если исключить. эмоции, то кора лишается главного источники силы».
Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разго- варивать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, ни- какими усилиями не расшевелить.
Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.
Известный венгерский педагог Тибор Шараи считает, что «. слушание музыки способ- ствует усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегру- женности».
Слушание музыки формирует эстетический вкус и приобщает детей к миру музыкальной культуры.
А какой простор предоставляет музыка для творческого самовыражения!
Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они становятся и уро- ками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом.
Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Дети и родители стано- вятся ближе и понятней друг другу.
Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни каж- дого ребёнка. И кто как не родители могут поспособствовать этому! «Хорошие родители важ- нее хороших педагогов», — так считал известный пианист и педагог Г. Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к музыке родители. Именно
папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его музы- кальным занятиям, правильно организовать эти занятия, а при необходимости и отвести ма- лыша в студию, кружок или музыкальную школу.
Как показали социологические исследования у нас и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи.
Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребёнка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям полную свободу. Но это не так. Если задатки специально не развивать, они увядают и гаснут. Задатки требуют развития. Они пере- ходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении с ними.
Многолетний опыт музыкального воспитания детей показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Память детства – самая драгоценная память: то, что узнал в детстве, остаётся на всю жизнь. В душе каждого ребёнка есть искра любви к прекрас- ному. От окружающих взрослых зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем. Если никто в семье не имеет музыкального образования, не поёт и не играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, то решающим является отношение родителей к музыкальному воспитанию. Первое и самое важное, что требуется от семьи, — это создать атмосферу пре- дельного уважения к хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балет- ной, джазовой).
Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает вашу жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту.