Елена Шишкина
Музыка как одно из средств формирования полоролевого воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей.
Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»
Сухомлинский В. А.
(Слайд 1) Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст для них серьезные препятствия в жизни.
Публикация «Музыка как одно из средств формирования полоролевого воспитания детей» размещена в разделах
(Слайд 2) В течение пяти первых лет малыш овладевает движением своего тела. Он изучает и познает мир, приобщаясь к нему, проигрывая все то, что видит-наблюдает вокруг. И поэтому мы – взрослые, в этот период должны быть надежными наставниками, помощниками и друзьями.
(Слайд 3) Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии. Средство : игры, народные сказки, пословицы, колыбельные песни. Методы: игры, познавательно-развивающие этические беседы, проблемные ситуации, схемы-действия. Формы : игровая деятельность, экспериментальная, проблемно – поисковая.
(Слайд 4) На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. Наиболее продуктивна и ярко она выражена при разучивании танцев (менуэт, вальс, полька, полонез и т. д., обыгрывании песен и стихотворений, драматизации сказок, проведении праздников и развлечений. В музыкально – ритмических движениях использую дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).
В игре на музыкальных инструментах, использую: ложки, барабаны, коробочки – для мальчиков. Бубны, колокольчики, треугольники – для девочек.
(Слайд 5) Мальчики на музыкальных занятиях овладевают навыками ведущего партнера в танцах, совершенствуют мужские качества (храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость). Девочки – становятся более нежными, изящными, легкими (в танцах, требующими к себе внимание.
В развитии характерных мужеских качеств – у мальчиков и женских качеств – у девочек, помогают такие средства воздействия, как музыка, художественное слово, элементы мужских и женских костюмов.
(Слайд 6) С первых музыкальных занятий и до конца обучения в детском саду объясняю детям, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность. В танцах приучаю к выносливости, что важно для мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек.
(Слайд 7) Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи. Например, танец «Приглашение», р. н. м., обр. М. Раухвергер; «Дружные пары», «Полька» И. Штраус; «К нам гости пришли», муз. А. Александрова. Их привлекают знакомые нам с детства русские народные игры: «Кто у нас хороший?», «Гори – гори ясно», «Ворон» и др., которые способствуют гендерной социализации дошкольников. В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые, нежные отношения друг к другу.
(Слайд 8) Хороводная игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей и в целом полоролевого развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности. Например, обучаю детей инсценированию игровых песен в хороводах «Как на тоненький ледок», «Как у наших у ворот», «Комара женить мы будем», «Со вьюном я хожу» и др. Но самое главное – через хоровод, игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дошкольники.
(Слайд 9) Практикую формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок отдельно для мальчиков и девочек. Например, для мальчиков 5 – 6 лет поставила «Танец богатырей», муз. С. Намина «Богатырская», который помог им освоить: «езду на коне», «стрельбу из лука», «битву на мечах» и т. д. Были поставлены такие танцы как «Яблочко», «Ковбои», «Пилоты». Для девочек 5 – 6 лет: «Танец цветов», «Танец голубей», где они, через музыку и танец, также знакомятся с основами классического балета.
(Слайд 10) Песни и музыкальные игры о мальчиках и девочках помогают развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола. Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отвага, интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика игр девочек социально-бытовая, а у мальчиков – техническая и общественная. Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Объединение девочек в инсценирование песен, сказок основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков – на интересе к содержанию игр, сказок, песен.
Например, для мальчиков 6 – 7 лет, в репертуар исполнения включаю песни «Бравые солдаты», «Я солдат», «Наша Родина сильна», которые способствуют воспитанию мужественности и героизма. Для девочек, песни «Солнышко», «Песня о России», «Волшебный цветок», воспитывают такие качества как : доброта, любовь к природе, нежное отношение к родной Отчизне и бережное отношение друг к другу и т. д.
(Слайд 11) Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ.
Для мальчиков старшего возраста, все патриотические праздники «День Защитника Отечества», «День Победы», «День Независимости», где дети знакомятся с историей Российского государства, его традициями и устоями, являются важными, опорными моментами их мужского воспитания.
Для девочек – «День Матери», «Международный женский день», «Святки», где девочки учатся воспринимать внимание мальчиков с благодарностью, а мальчиков приучают оказывать знаки взаимного внимания, и т. д. При проведении этих праздников ребята показывают все свои умения, приобретенные знания и навыки внимательного отношения друг к другу.
Строя музыкальные занятия и учебно-воспитательный процесс с учетом гендерных особенностей детей, воспитываю у мальчиков мужское, а у девочек женское начало. Соответственно подобранные танцевальные композиции, песенный репертуар, решают задачи эстетического и духовного развития.
(Слайд 12) Успешному полоролевому развитию способствует участие детей, обоих полов, в постановке танцев. Осуществляется и физическое развитие, понимание детьми функциональных возможностей своего тела. Корпус дети должны держать прямо, при этом, плечи опущены к лопаткам, грудную клетку слегка развернув, не запрокидывая и не опуская голову вниз, шея свободная, не напряжённая помогающая исправлению сутулости, асимметрии лопаток.
(Слайд 13) Существует ряд специфических различий у (мальчиков, девочек) в объяснении основных положений, технике и манере исполнения движений:
Положение рук : у девочек - «на талии», у мальчиков - «на поясе».
Специальные движения: для мальчиков - глубокие приседания с выставлением ноги на пятку, присядки, хлопки с притопом, большие прыжки, широко раскрытые руки. У девочек - всевозможные вращения, дробные выстукивания, мягкие кружения, плавные ходы.
Манера исполнения: у девочек – плавная, кокетливая, нежная, кроткая. У мальчиков манера исполнения - мужественная, широкая, чёткая, сдержанная.
Т. о., интеграция различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры, способствует гендерному воспитанию и культуры поведения в современном обществе.
(Слайд 14) Неоценима роль родителей в воспитании мальчиков и девочек. Большую помощь оказывают родители, являясь прямыми участниками проводимых праздников, развлечений. Папы, своим личным примером, показывают при выполнении заданий силу, мужественность, находчивость и т. д. при проведении совместных мероприятий: «Концерт для пап», музыкально – спортивный праздник, посвященный 23 февраля. Мамы, бабушки – хозяйственность, мудрость, свое мастерство в рукоделии, участвуя в праздниках ко Дню матери, 8 марта, «Посиделки». Программу детских праздников, развлечений, оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.
(Слайд 15) Родители и педагоги должны стремиться развить у детей, прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками.
В заключении хочется сказать: «Мальчик и девочка - это два разных мира. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!» Т. П. Хризман.