Светлана Мельникова
Музейно-образовательное игровое занятие «Звучи, кантеле»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают, а ведь именно в дошкольном детстве начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства.
Публикация «Музейно-образовательное игровое занятие „Звучи, кантеле“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Удивительный инструмент – кантеле –это символ, объединяющий в себе и культуру, и трудовую деятельность, и историческое развитие многих поколений людей северного народа. В нем словно скрыта какая-то тайна, а звучание его завораживает волшебной лиричностью, раскрывая законы мироздань.
С незапамятных времен кантеле играло такую большую роль в жизни людей, что его значение выходит далеко за рамки понятия музыкального инструмента. Наиболее явно это запечатлено в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала» – собрании рун, которые обработал и издал в 1835 году финский ученый-фольклорист Элиас Лённрот.
Нам хотелось, чтобы дети имели представление об музыкальном инструменте древним и загадочным- кантеле, чтобы могли узнать его звучание, могли рассказать о нём другим людям. Так возникла идея игрового занятия "Звучи,кантеле!" Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с национальным карельским инструментом кантеле.
Условия и особенности реализации:
Для реализации данной игровой программы необходимо просторное помещение, соответствующие декорации и костюмы героев, заявленные в программе и оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
Участники: программа рассчитана на детей 6-8 лет.
Словарная работа: изба, кантеле, гусли, руны, рунопевцы, книга эпос «Калевала».
Литературный сценарий программы:
Педагог: Ребята, а если и нам с вами отправиться в прошлое? Как вы думаете, это возможно? как мы можем попасть туда? (ответы детей, подводим детей к тому, что в прошлое можно отправиться на машине времени).
Педагог предлагает детям телепортироваться на машине времени в прошлое (дети закрывают глаза, проходят через волшебную дверь, открывают глаза и оказываются в др. помещении - прошлом).
Перед детьми появляется книга эпос «Калевала»
Педагог: Что за книга перед нами, ребята?
Дети: эпос Калевала
Педагог: О чем рассказывает этот эпос? Кто главный герой эпоса Калевала? (ответы детей)
Педагог: Ребята, а хотите вы увидеть Вяйнемейнена? (ответы детей)
Дети берут книгу с собой и проходят по тропинке к избе.
Перед детьми декорации (изба, скамья, застланная домоткаными дорожками) Вяйнемейнен задумчиво ходит вокруг дома и что- то ищет (слайд 2 «Природа»)
Педагог: Ой, смотрите, ребята, Вяйнемейнен – герой нашего эпоса Калевала. Что он ищет (ищет инструмент Кантеле)
Вяйнемейнен: - Ой, нашел свой музыкальный инструмент. Здравствуйте ребята. Я старый мудрый Вяйнемейнен. Сегодня я хочу вам рассказать много интересного. Ребята, может кто-нибудь из вас знает, что у меня в руках?
Дети : - музыкальный инструмент
Вяйнемейнен: - Молодцы! У нас в Карелии есть свой национальный музыкальный инструмент.
Называется он – КАНТЕЛЕ, (обращает внимание детей на инструмент).
В русских сказках вы наверняка встречали героев, которые играли на «гуслях». Так вот карельское кантеле – почти брат русским гуслям! Очень уж они похожи. Размером невелики, формой продолговаты – в руках держать удобно. (слайд 3 «Гусли и кантеле»)
Комментарий воспитателя: Ребята, по преданию, первым придумал кантеле Вяйнямейнен – мудрый старец, живущий в нашем крае.
Вяйнемейнен: - первый инструмент я сделал из черепа и зубов огромной сказочной щуки! (слайд 4 «Щука»). Второй же инструмент сделал по-другому – взял березовое поленце, выжег в нем сердцевину, подравнял все топором, натянул пять струн потуже. (слайд 5)
Комментарий педагога :С тех пор стали люди делать кантеле именно так! (слайд 6 «Изготовление кантеле»)
Вяйнемейнен: - Ребята, я предлагаю вам послушать, как звучит мой инструмент кантеле
Эксперимент: Откуда рождается звук (педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)
Дети садятся за стол. Педагог предлагает детям закрыть глаза, включается фонограмма звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.
Педагог: - Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук (ответы детей)
Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)
Вяйнемейнен: Инструмент Кантеле тоже издаёт звук, я дотронусь до струны инструмента кантеле, вслушайтесь в его звук, а теперь я ладошкой дотронусь до струны, чтобы остановить звук.
Вяйнемейнен: - Что произошло? Почему звук прекратился?
Дети: - Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. –
Комментарий педагога: Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.) - Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.
Ребята, нам Вяйнемейнен показал как извлекали звук у музыкального инструмента кантеле. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки при-жимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой?
Дети: - Дрожит, колеблется.
Вяйнемейнен: - Как прекратить звук?
Дети: - Остановить колебания линейки рукой.
Педагог:- Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется. Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание?
Дети:- На волну.
Вяйнемейнен: - Совершенно верно. Звук – это волна. Чтобы извлечь звуки кантеле нужно щипнуть или побренчать по струнам, (показывает, дает попробовать извлечь звуки кантеле детям).
Очень удобно было под звуки кантеле петь руны (народные песни о далекой старине, похожие на былины). Ребята может кто-нибудь из вас знает, что такое руны? (Ответы детей).
Комментарий педагога: Знатоков и исполнителей рун называют – рунопевцы (слайд 7) Слушая его, люди отдыхают, что-то узнают, о чем-то мечтаю. Давайте и мы с вами послушаем. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Что вы услышите? (Слушаем кантеле, ответы детей, обсуждаем)
Комментарий воспитателя: Многие века делали жители Карелии кантеле по старинной технологии – почти в точности так, как придумал Вяйнемейнен. А уже в наше время, незадолго до Великой Отечественной войны, прикоснулся к старинному кантеле исследователь, музыкант и поэт Виктор Гудков. (слайд 8 «Портрет Гудкова»).
Вместе с мастерами он усовершенствовал инструмент, увеличил количество струн и собрал кружок любителей музыки. Так родился на свет ансамбль «Кантеле»(слайд 9). Ансамбль этот уникальный, нигде в мире больше такого нет. Творческие люди там собрались! Не только на кантеле играют, но и поют да танцуют… Давайте и мы с вами к ним присоединимся (смотрим отрывок из выступления ансамбля «Кантеле» с танцами). Детям предлагается потанцевать вместе с ансамблем.
Педагог: Хорошо с тобой, Вяйнемейнен: да время подходит к концу, пора возвращаться в будущее Понравилось ли вам ребята в гостях? А что больше всего запомнилось?
Вяйнемейнен: у меня к вам есть одна просьба. Не могли бы вы мне на память нарисовать кантеле? А я буду смотреть на ваши рисунки, и вспоминать о нашей с вами встрече.
Дети прощаются и возвращаются обратно в будущее.