Елена Малушина
Сценарий мероприятия «Мустай Карим — башкирский поэт»
▼ Скачать + Заказать документы
Мустай Карим — башкирский поэт, знакомство с башкирской музыкой, музыкальными инструментами, танцами
Цель:
- прививать детям любовь к художественному слову, развивать выразительность речи; - развивать художественное восприятие при ознакомлении с музыкальными произведениями, танцами;
- знакомить детей с произведениями устного народного творчества: загадками, пословицам.
Публикация «Сценарий мероприятия „Мустай Карим — башкирский поэт“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2019
Ведущий 1: Есть такое понятие – национальное достояние. Мустай Карим – это наше национальное достояние, достояние общечеловеческой культуры нашей большой многонациональной страны. Он был поэтом, писателем. Философом, дипломатом. В театрах Башкортостана и Татарстана шли спектакли по его произведениям, и сегодня трудно отыскать уголок России, где бы ни знали писателя Мустая Карима.
Ведущий 2: Детское творчество представлено книгами Мустая Карима : «Радость нашего дома», «Долгое – долгое детство», «Туда и сюда». Где для наших малышей мы можем прочитать рассказы и сказки: «Ленивая пчела», «Листик и муравей», «Барашек и лягушка», «Туда и сюда».
Ведущий 1: Шамсутдинова Айгуль Камиловна прочитает стихотворение Мустая Карима «Уфа».
Всего лишь три буквы, короткое слово,
Но где-то вдали его назови –
Сколько встанет за ним родного,
Сколько в нем зазвучит любви!
В нем – отчизна отцов святая,
В нем – любимая, милый дом.
Сердце манит оно, сверкая,
Как три звездочки над стихом…
Камашук Диана Николаевна и ее дочь Александра прочитают стихотворение «О березовом листке» :
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной…
Ведущая 2: В своем творчестве, в своих стихах Мустай Карим раскрывал душу Башкирии, ее красоту - А - как по звездам - по глазам людей,
По радостным, печальным и серьезным.
Гляжу в глаза, чтобы с пути не сбиться,
Чтоб в песне не солгать, не ошибиться.
Ведущая 1:(на фоне музыки курая читает отрывок из сказки) : Трава покачивалась на ветру и издавала приятный звук. Егет сорвал сухую траву и сделал из неё длинную дудку –курай, подул в неё и вновь услышал приятные звуки.
Там, где родились мы,
И тростник поёт.
Спросите, что это,
Каждый назовёт!
Мелодичный мой курай,
Прославляй любимый край (М. Хасимова)
Ведущая 2: Нелли Раисовна музыкальный руководитель расскажет о башкирских народных инструментах.
Курай – башкирский духовой музыкальный инструмент типа открытой продольной флейты. Разновидности курая: кыйык-курай, сур-курай – губно-щелевые свистковые флейты; сыбызги – малая поперечная флейта. Курай изготовляется из стебля зонтичного растения с одноимённым названием. Обхватывают стебель руками поочерёдно, отмеряют от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Отверстие вырезают, начиная снизу: первое на расстоянии 4 пальцев, следующие три – на расстоянии 4 пальцев, следующие на расстоянии 2 пальцев, последнее, 5-е на обратной стороне, на расстоянии трёх пальцев от 4-го отверстия. Длинна курая 570-810 мм. Звукоряд образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты. Диапазон курая около трёх октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком.
Кубуз – самозвучащий язычковый инструмент типа варгана. В Башкортостане наиболее распространен самозвучащий (идиофонический) вариант инструмента. Это - "Агас-кубыз" – деревянный кубыз (башк. агас – дерево) и "Тимер-кубыз" – железный кубыз (башк. тимер – железо). Данные музыкальные орудия под различными названиями распространены во всем мире. На Тимер-кубызе в Республике играют повсеместно. И хотя считается, что это детский и женский инструмент, лучше всего на нем играют мужчины. Это подтверждается легендами и преданиями, сохраняющими имена талантливых мастеров-исполнителей на кубызах. Сегодня в Башкирии пользуются популярностью инструменты мастеров и исполнителей Р. Загретдинова из Уфы, М. Давлетбаева из Салавата, З. Халилова из Кумертау и др.
Башкирский вариант инструмента – бурдонирующий тип, звукоизвлечение которого построено на колебании упругой пластины (деревянной или металлической) одного тона и мелодикообразования посредством изменения объема резонирующей полости рта исполнителя. В последнее время благодаря пропаганде башкирского кубыза известным исполнителем Р. Загретдиновым популярностью стало пользоваться различное виртуозное звукоподражание, не встречающееся в фольклорном музицировании башкир, но получившее развитие в концертной филармонической практике. Звукоизвлечения на кубызе и образование мелодической линии связано с обертоновым звукорядом и акустически связанно с бурдонирующим звуком колеблющегося язычка. Башкирская игра на инструменте имеет ряд национальных особенностей постановки и специальный репертуар.
Стихотворение Мустая Карима «Прилетай же!» прочитают:
Яна: Милый скворушка – скворец,
Прилетай же наконец!
Для тебя я дом построил,
Не скворешня, а дворец!
Рома: Я твой домик расписал
Голубым, зеленым
Сверху ветку привязал
Молодого клена.
Ляйсан: Прилетай и распевай
Песню про зеленый май!
Прилетай в наш двор скорее!
Все готово! Прилетай!
Ведущий 2: Елена Михайловна прочитает отрывок из повести «Петушиная мельница». (вставить сказку)
Это пчелка нарядилась,
На работу снарядилась,
На лужок, да на цветок,
Сладкий собирать медок. (А. Тесленко)
Дети исполнят танец «Пчел детей учила мать».
Ведущий 1: РизидаРифовна прочитает стихотворение: Эх, Уфа, город мой!
Сегодня мы хотим познакомить вас с башкирским фольклером.
Родители нашей группы прочитают загадки, пословицы и поговорки.
Загадки:
Голова – на горах, Хвост в далеких морях (река)
Юнец – и летом, и зимой – В зеленой шубе меховой. (сосна)
Для мужчины – крыло, Для султана – клеймо,
Летом не устает, Снег зимой в поле мнет. (лошадь)
Пословицы:
Без труда не появится еда.
Играть играй, да работу не забывай.
Доброе слово слаще меда.
Хороша шуба новая, а друг старый.
Гость – счастье дома.
У проворного семь рук.
Ведущий 2: Мама Дамира Файзуллина, Альбина Миннуровна исполнит башкирский народный танец.
Ведущий 1: И в завершении нашего мероприятия, я приглашаю всех наших детей и родителей исполнить веселый башкирский танец.