Родионова Ирина Николаевна
Виртуальные экскурсии в детском саду
Предлагаю вашему вниманию конспект организованной образовательной деятельности (ООД) для детей старшего дошкольного возраста по теме «Виртуальная экскурсия в продуктовый магазин “Деревенское подворье”». Данное мероприятие проведено в рамках изучения экономической темы «Без труда нет жизни на земле» с целью формирования у детей представлений о профессиях родителей воспитанников группы.
Публикация «Виртуальные экскурсии в детском саду» размещена в разделах
Современное дошкольное образование невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако ресурсы ИКТ разнообразны, их выбор зависит от задач, которые стоят перед педагогом. Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка-дошкольника, а также готовят его к жизни в информационном обществе.
В экономическом образовании дошкольников я использую разные формы работы с применением ИКТ: презентации, электронные энциклопедии. Особенно мне и детям нравятся интерактивные (виртуальные) экскурсии. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания, и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.
Слово экскурсия в переводе с латинского означает посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
На нашей группе имеется всё оборудование для проведения виртуальных экскурсий : видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету.
Основными преимуществами виртуальной экскурсии перед традиционными являются следующие:
1. Доступность - возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат - не покидая здания ДОУ можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, посёлка и даже страны, что актуально в период коронавирусной инфекции.
2. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
3. Возможность просмотра в любое время.
4. Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации.
5. Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний педагогов по современным компьютерным технологиям.
По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:
– Фото-путешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу.
– Видео-экскурсия, комментариями к которой служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.
Наиболее важными этапами при создании виртуальной экскурсии являются :
– выбор темы;
– постановка цели и задач экскурсии;
– изучение литературы по данному вопросу;
– отбор и изучение экскурсионных объектов;
– оцифровка фото и иллюстраций,
– составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
– подготовка речи экскурсовода;
– составление плана ведения экскурсии;
– показ экскурсии.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий :
1. Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («История денег», «Что нужно строителю (повару, продавцу и т. п.)», «Профессии наших родителей» и др.)
2. Видео-экскурсии («Магазин», «Банк», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?» и др.).
3. Интерактивное общение с помощью программы Skype позволяет расширить возможности в процессе знакомства с профессиями. У детей появляется возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»).
Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.
Конечно такая форма обучения, как виртуальная экскурсия, требует длительной предварительной подготовки. Но её преимущества стоят того: они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.