Папки-передвижки

Мотивация подростка, школьная, учебная мотивация

Отрыванкина Татьяна
Мотивация подростка, школьная, учебная мотивация
▼ Скачать + Заказать документы

«Мотивация подростка»

Отрыванкина Татьяна Владимировна

педагог-психолог

МБОУ СОШ №1 им. Косинова И. Ф.

Краснодарский Край г. Горячий Ключ

Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во время ее же формируется. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость : можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

Публикация «Мотивация подростка, школьная, учебная мотивация» размещена в разделах

В подростковом возрасте "потребность во взрослости" - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека влекут за собой снижение учебной мотивации. Негативные особенности мотивации подростка :

-незрелость оценок подростком самого себя и другого человека;

-проявление внешнего безразличия к мнению других;

-отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, к репродуктивным видам деятельности;

-неустойчивость интересов, их смена, чередование;

-осознанность положительных мотивов учения и неосознанность отрицательных.

Доказано, что устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация — один из критериев эффективности педагогического процесса.

В основе всех побудителей поведения лежат потребности. Потребность побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение потребности. Она является внутренним стимулом его поведения и деятельности. На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, побуждения к ней.

Мотив – любая внутренняя движущая сила поведения и деятельности.

Мотив — это побуждение к действию.

Мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремиться человек, выполняя эту деятельность.

Потребность–мотив–цель.

(хочу) (интересуюсь) (умею)

Охарактеризовать мотив – значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется.

Мотивация - «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека. его направленность и активность» (Немов. Психология. М. : Просвещение, 1995).

Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Учебная мотивация — это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.

По мнению психологов результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов (В. И. Мякишев). Сформированная мотивация – это энергетический фундамент педагогического воздействия, и эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а потом обучает, воспитывает.

Существуют разные классификации мотивов :

С позиций личностного смысла учебной деятельности учебные мотивы могут быть разделены на две большие группы: познавательные и социальные. В другой литературе познавательные называют еще содержательными.

Познавательные (содержательные) мотивы — это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности.

Социальные мотивы связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности.

Есть и другой вариант классификации мотивов, характеризующий отношение к самой деятельности. Здесь мы различаем внешние и внутренние мотивы.

Внутренние мотивы – мотивы, связаны с деятельностью.

Внешние мотивы – мотивы не связаны с деятельностью.

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и к избеганию неудачи. Мотивированные на достижение успеха ребята ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе; боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Такая мотивация связана низкой самооценкой, неверием в свои силы.

Школьники со стремлением к успеху свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те же ребята, которые стремятся избегать неудачи, как правило, объясняют неуспех отсутствием способностей, невезением, а успех — везением или лёгкостью задания.

Отсюда вытекает основная задача учителя — развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. "Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление", - писал Л. С. Выготский.

Важное условие организации учебной деятельности - подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.

Кратко остановлюсь на некоторых формах, методах, приемах формирования учебной мотивации в процессе организации учебной деятельности на двух последних этапах. Три кита учебной мотивации = ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

Срез по методике Казанцевой «Изучение отношений к учебным предметам» выявил следующие показатели:

I.По мнению обучающихся самыми любимыми, являются

1. Математика

2. Биология

3. Физическая культура

4. Физика

5. Литература

6. История

7. Обществознание

8. Технология

9. Русский язык

10. География

По мнению обучающихся самыми не любимыми предметами чаще всего выбираемые детьми, являются:

1. Физика

2. Химия

3. Математика

4. Музыка

5. Информатика

6. Физическая культура

7. Русский язык

8. ОБЖ

9. ИЗО

10. История

II. Причины характеризующие твое отношение «Люблю, потому что»

1. Просто интересно

2. Нравится, как преподаёт учитель

3. Предмет занимательный

4. Учитель интересно объясняет

5. Предмет легко усваивается

6. Хорошее отношение с учителем

7. Знание по предмету необходимы для поступления в институт

8. Предмет помогает развивать общую культуру

9. Требует наблюдательности и сообразительности

Причины характеризующие «Не люблю, потому что»

1. Не получаю удовольствие при его изучении

2. Просто не интересно

3. Предмет трудно усваивается

4. Учитель не интересно объясняет

5. Предмет не нужен для будущей работы

6. Предмет не занимательный

7. Учитель редко хвалит

8. Предмет не заставляет думать

9. Не требует наблюдательности и сообразительности

III.Почему дети вообще учатся

1. Хочу стать грамотным

2. Хочу быть умным и эрудированным

3. Для расширения умственного кругозора

4. Хочу научится самостоятельно работать

5. Нравится получать хорошие оценки

6. Это мой долг

7. Хочу учится

8. Хочу добиться полных и глубоких знаний

9. Хочу быть полезным гражданином

10. Все учатся, и я тоже.

Исследование проведено в феврале 2021 года, выбор учащихся структурирован от самого наиболее часто выбираемого к меньшему.

Выбор подростка, его готовность включиться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками определяет потребность:

-в самовыражении и самоутверждении, стремление осознать себя как личность, оценить себя;

-стремление подростка к самостоятельности;

-расширение кругозора, широкие интересы и их разнообразие;

-возрастание определенности и устойчивости интересов;

-развитие стремления к совершенствованию в различных областях творчества (музыка, литература, техника).

Мотивация подростка на обучение очень тесно связана с целепологанием в подростковом возрасте. Упрочиваются умения произвольной организации своей учебной работы. Целепологание подростка характеризуется следующими особенностями:

-может самостоятельно ставить цели и планировать свою работу;

-умеет наметить для себя самостоятельную иерархию целей, определить последовательность их достижения;

-умеет ставить гибкие цели, изменять их в соответствии с условиями;

-формируется привычка длительное время удерживать цели своих действий и подчинять им свое поведение.

Способность подростка к реализации целей проявляется неравномерно в разных учебных предметах и в различных видах деятельности. Активность в постановке целей опережает развитие умения их реализации и достижения, что создает нередко трудные ситуации в жизни стремящегося ставить "взрослые" цели, но не умеющего контролировать себя при их реализации.

Рассмотрим мотивацию учения в старшем школьном возрасте. Становлению мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника:

-потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;

-потребность в самопознании себя как человека, оценивание своих возможностей при выборе профессии;

-интерес к разным формам самообразования;

-четко выраженная направленность мотивов и целей;

-устойчивость интересов и мотивов;

-становление целеполагания, развитие способности принимать решения;

-появляется единство процессуальной и результативной сторон в мотивации учения.

Негативные особенности мотивации старшеклассника :

-устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других;

-пресыщенность единобразием и рутинностью повседневной жизни школы;

-неудовлетворенность однообразием форм и методов учебных занятий;

-отрицательное отношение к формам контроля со стороны учителя и родителей;

-стремление, в определенной степени, к конформизму.

Обратимся к процессам целеполагания в старшем школьном возрасте. Условия жизни старшеклассника требуют высокого уровня произвольности психических процессов, необходимых для сознательной саморегуляции своего поведения. Если у подростков далекие перспективные цели существовали только в воображаемом плане, то для старшеклассника они становятся близкой реальностью. К окончанию школы подросток строит систему целей на основе соподчинения мотивов, т. е. определяет последовательность достижения своих целей в зависимости от уровня их объективной и субъективной значимости.

Старшеклассник нередко стремится самостоятельно ставить для себя все более трудные и сложные задачи. Слабость процессов целеобразования в старшем школьном возрасте выражается в том, что при выборе целей ученик обнаруживает неумение сочетать главные цели с второстепенными, вследствие чего упускает из вида ряд целей, запускает одно, наверстывает другое, не умеет распределять внимание между несколькими целями. Старшеклассник не всегда готов соотнести свои потребности со своими способностями и возможностями - отсюда ошибки в выборе профессии. Соответственно перспективной будет работа в профориентационном направлении для старшего подросткового возраста. На занятиях по профориентации прорабатывается как тема мотивации, так и целепологания своего профессионального выбора, чётко структурируется маршрут по достижению поставленной цели. Что помогает не ошибиться с выбором и найти своё место в огромном мире профессий.

Вывод:

Учитель же должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

Учитель должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

Сотрудничество учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение.

Создание эмоционально-комфортной обстановки

Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе ее выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.

Значительную роль в становлении мотивации учения на уроке играют различные формы коллективной деятельности учащихся. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже "глухих", пассивных учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя.

Когда ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ребятами, наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью и приобретает для него ценность, что приводит к становлению мотивации учения. Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет оценка

Учителя с момента появления ребенка в школе нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Отметка в этом случае заслоняет подлинную ценность его деятельности. Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место.

Активизация учебно-познавательной деятельности.

1. Занимательные задачи. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал. Занимательные задания можно включать в каждый этап урока.

2. Познавательные вопросы.

3. Развивающие упражнения.

4. Творческие задания.

5. Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.

Максимально возможное снятие внешнего контроля.

Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Психологи отмечают, что введение поощрений и наказаний, выполняющих функцию внешнего контроля, ослабляет внутреннюю мотивацию.

Все сказанное не означает, что внешние награды и порицания совершенно бесполезны и не нужны. Они нужны, но в совершенно другой функции. Они должны не контролировать деятельность, а информировать ученика об успешности его деятельности.

Огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет качественное проведение рефлексивно-оценочного этапа, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями).

Итак, мы рассмотрели разные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности подростка. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации учения у подростка.

Библиографический список:

1. Немов. Психология. М. : Просвещение, 1995.

2. Ксензова Г. Ю. «Перспективные школьные технологии». Учебно-методическое пособие. — М. : Педагогическое общество России, 2000г.

3. Ливетес Д. Г. «Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит» Воронеж НПО «МОДЭК»,2001г.

4. Петрушин В. И. «Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя» М. «Педагогический поиск»,2001г.

Публикации по теме:

Школьная служба медиации: от идеи к действиямШкольная служба медиации: от идеи к действиям Попов Андрей Александрович руководитель школьной службы медиации, медиатор-практик, педагог-психолог Попова Регина Николаевна специалист.

Фотоотчёт «Учебная тренировочная эвакуация по отработке навыков действий в чрезвычайных ситуациях»Фотоотчёт «Учебная тренировочная эвакуация по отработке навыков действий в чрезвычайных ситуациях» Организация безопасной жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, является главной и приоритетной задачей образовательного.

Фотоотчет «Учебная пожарная эвакуация»Фотоотчет «Учебная пожарная эвакуация» В сентябре, после карантина, согласно графику, в нашем детском саду прошла учебная тренировочная пожарная эвакуация по отработке навыков.

Фотоотчет выпускного 2020 «Путешествие на планету Школьная»Фотоотчет выпускного 2020 «Путешествие на планету Школьная» Наконец то, свершилось! Нам разрешили провести в детском саду выпускной! Правда, прошел праздник без участия родителей. Для них из зала.

Фотоотчёт о мероприятии к Дню знаний «Учебная ёлочка» в подготовительной к школе группеФотоотчёт о мероприятии к Дню знаний «Учебная ёлочка» в подготовительной к школе группе Соблюдая все распоряжения Роспотребнадзора в условиях пандемии (профилактическая обработка рук,дистанция дошкольников,обработка инвентаря).

Мотивация. Материалы рекомендаций для педагогов школы 1. Мотивация учебной деятельности. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то,.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Школьная олимпиада по астрономии Олимпиада школьников по астрономии 1. Какое утверждение ошибочно? Ответ обосновать 1) Кометы светятся, так как ядро кометы раскаляется и.

Организационная учебная деятельность для второй младшей группы «Транспорт»Организационная учебная деятельность для второй младшей группы «Транспорт» Технологическая карта организационной учебной деятельности для 2 младшей группы Образовательная область: «Творчество» Раздел: Рисование.

Фоторепортаж «Учебная эвакуация детей»Фоторепортаж «Учебная эвакуация детей» У нас в садике раз в месяц проходит учебная тренировочная противопожарная эвакуация детей и сотрудников. Цель: Проверить готовность персонала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мотивация подростка, школьная, учебная мотивация
Опубликовано: 25 января 2022 в 20:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мотивация подростка, школьная, учебная мотивация» (включая файлы) размещена пользователем Отрыванкина Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД