Светлана Алексеевна Андрюхина
Мониторинг в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«мониторинг – это …»
Мониторинг – это одно из главных направлений работы учителя-логопеда, именно после его проведения выстраивается модель сопровождения ребенка в процессе коррекционного воздействия. Основной документ, заполняемый в процессе мониторинга – это речевая карта. Для логопедических групп, работающих не по программе Н. В. Нищевой, в которой сочетаются качественные и количественные характеристики анализа речевого развития ребенка, мониторинг остается пока еще непроработанной зоной. Почему? В процессе заполнения речевой карты учитель-логопед вписывает анамнез, ответы детей на различные предложенные задания, в итоге выносит логопедическое заключение на основе качественных характеристик речи, то есть, работая с каждым неправильным ответом или действием ребенка, учитель-логопед оценивает уровень его речевого развития.
Публикация «Мониторинг в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Осуществление только качественного анализа является однобоким методом исследования, так как только сочетание качественных и количественных характеристик анализа является основанием для объективного заключения и дальнейшей логопедической работы. При этом обычная речевая карта не предполагает количественную оценку речи, то есть в самой карте, как правило, не ставятся баллы, %, которые также показывают уровень речевого развития ребенка. Поэтому отсутствие в карте таких показателей делает логопедическое заключение не полным, так как только сочетание качественных и количественных характеристик является точным и достоверным показателем проделанной работы.
В 2012 г. вышла книга под редакцией Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. А. М. Быховская, Н. А. Казова, 2012., которая рекомендуется к программе Н. В. Нищевой и представляет собой количественное описание речевого развития ребенка. Суть этой методики заключается в том, что вся система мониторинга состоит из четырех блоков, каждый из которых включает в себя пункты и подпункты, которые в свою очередь подвергаются количественной оценки. То есть по каждому параметру выставляется балл, которые в последствии по каждому блоку складываются и заносятся в итоговую таблицу. Впоследствии вычисляется уровень речевого развития ребенка. Но так как большинство из нас не работает по системе Нищевой и не используют ее речевые карты, то в чистом виде наложить этот количественный анализ на наши карты сложно. Поэтому нами была предпринята попытка преобразования нашей речевой карты с целью ее дальнейшего возможного анализа по методике Быховской.
Что было сделано:
1. Речевая карта, которая имеет те же параметры оценки речи, что и другие, мы разбили также на 4 блока.
2. После каждого из них внесли в карту графы, в которые можно вписывать баллы оценки. Откуда берутся баллы – из приложения к речевой карте, в каждом пункте свои параметры оценки, но все они в итоге выводятся по 4-х балльной шкале.
3. Затем по каждому блоку итоговое количество баллов заносится в таблицы: по блокам 1,2,3 она сводная, по 4 блоку отдельная. После этого все баллы складываются по формуле рассчитывается уровень речевого развития ребенка, который выражается в %.
4. На основе таких данных можно строить диаграммы, сколько детей, с каким уровнем.
5. На основе такого мониторинга возможно составить индивидуальный речевой профиль ребенка, где по оси координат все изучаемые параметры, а по вертикали баллы. В итоге получается речевой график.