Инна Костюченко
Моменты радости для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Правильно организованная игра, один из вариантов педагогического взаимодействия воспитателя со своими воспитанниками.
Моментом радости для дошкольника становится любая игра, например, развлекательная или дидактическая, подвижная или хороводная, решающая не столько развивающие задачи, сколько доставляющая удовольствие детям, позволяющая им порадоваться, посмеяться, снять эмоциональный дискомфорт, расслабиться, отдохнуть, улучшить настроение.
При организации культурно-гигиенических процедур с дошкольниками также можно использовать следующие игровые приемы.
Публикация «Моменты радости для дошкольников» размещена в разделах
«Ищем чистые слова» (начиная с 2-3 лет)
Воспитатель предлагает ребенку или детям поискать чистые слова: чистота, мыло, вода, полотенце и т. д … Этим можно заняться в комнате гигиены или таким образом подвести ребенка к необходимости вымыть руки и лицо. Чем старше становится ребенок, тем богаче его словарь. В старшем дошкольном возрасте дети могут поискать рифмы или ассоциации к «чистым» словам.
«Научи котенка умываться» (3-4 года)
Воспитатель обращается к ребенку, который забыл или регулярно не моет руки перед обедом, после туалета, после прогулки. Используется игрушка на руку «Котенок» или любая другая, привлекающая ребенка.
Посмотри, Танечка, наш котенок жалобно мяукает и плачет… Он устал быть грязнулей, хочет быть чистюлей. Просит тебя научить его умываться. Ты умеешь умываться? Давай расскажем котенку, как сделать ручки и личико чистыми…
«Фотограф чистоты» (4-6 лет)
Воспитатель заранее готовит четыре рисунка – с изображением чистого, улыбающегося лица ребенка (мальчика и девочки) и запачканного недовольного лица (мальчика и девочки). Такие рисунки можно нарисовать самому или подобрать из журналов, дидактических картинок. Оформить их необходимо как фотографии. Воспитатель, замечая ребенка грязнулю, обращается к нему: «Давай я тебя сфотографирую!» Ребенок с радостью соглашается. Затем воспитатель показывает ему фотографию, в качестве которой выступает соответствующая картинка.
- Кто же это у нас получился? – восклицает воспитатель.
- Что же надо сделать, чтоб узнать себя на фотографии?
- Правильно, умываться, а потом я тебя сфотографирую еще раз.
Такие рисунки-фотографии могут изображать чистые и грязные руки, причесанные и растрепанные волосы, ухоженные зубы. Использовать их можно в соответствующих ситуациях здоровья.
Данные картинки можно использовать и по-другому. Например, предложить ребенку оживить чистое лицо и грязное.
- Как ты думаешь, как себя чувствует мальчик (или девочка) с таким лицом, а с таким. покажи, как они себя будут вести, какое у них будет поведение? Почему ты так думаешь?
Такая игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.
«Ожившие фотографии» (5-7 лет)
Воспитатель готовит коллекцию фотографий своих воспитанников, на которых запечатлены эмоции детей, когда они умываются, вытираются полотенцем, причесываются, когда переживают радость чистоты. И фотографии, где дети расстроены неопрятностью, в запачканной одежде, с грязными руками и лицами.
В соответствующих ситуациях воспитатель просит детей объяснить, почему их сверстник расстроен или рад. Затем предлагает оживить фотографию, восстановить момент, запечатленный на ней, возможно даже в тех условиях (в комнате гигиены, на улице, за обедом). Результатом «оживления» станет воспроизведение эмоциональных состояний, которые переживает ребенок по поводу чистоты. Такой прием хорошо использовать в индивидуальной работе. И с группой детей, например, когда они переодеваются, вернувшись с прогулки.
- Посмотрите, ребята, чья это у меня в руках фотография?
- Правильно, это Никита!
- А что он делает? Правильно, моет руки с мылом. А почему он радуется, ребята?
- Конечно, чистым быть приятно и весело!
- Мы сейчас тоже пойдем с вами мыть руки после прогулки, будем готовиться к обеду!
С младшего дошкольного возраста у детей в группе может быть дидактическая развивающая кукла «Мойдодыр», или «Доктор Айболит», или «Девочка Чистюля» и т. п. Эта кукла должна сопровождать ребенка на пути к здоровью, в ходе приучения его к здоровьесберегающим правилам. Имея такой персонаж в группе, можно бесконечно придумывать увлекательные и полезные игры. Например, «Конкурс Мойдодыра – чистый из чистых», или «Первый приз девочки Чистюли», или «Мисс и Мистер Аккуратность». Вместе с тем такая кукла может помочь детям изобразить алгоритм мытья рук, ухода за зубами и др., которые впоследствии можно расположить в комнате гигиены, придумать правила здоровья и необычно оформить их в кодекс здоровья группы. Она должна сопровождать ребенка не один год, а на протяжении всего дошкольного детства. Прекрасно, если такой персонаж будет не только в детском саду, но и дома у ребенка.