Елена Никитаева
Моделирование при изучении темы «Человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, дорогие коллеги! Хочу поделиться пособием, которое помогает моим детям освоить материал темы "Человек". Для детей дошкольного возраста очень важно при изучении материала задействовать как можно больше каналов восприятия, дать возможность ребенку самому не только увидеть,услышать,. но и "пропустить через свои руки" изучаемый объект, решить какую-то проблемную ситуацию,связанную с ним, закрепить полученные знания в дальнейшей самостоятельной деятельности. Тема "Человек" довольно сложная, многогранная, а самое главное, важная, т. к. закладывает основы для формирования здорового образа жизни. Как помочь ребенку запомнить, например, строение внутренних органов, их вид, значение, расположение в организме?
Публикация «Моделирование при изучении темы „Человек“» размещена в разделах
Для решения этой проблемы я изготовила следующее пособие: из картона вырезала части тела человека- руки, ноги, туловище, голову, к ним в комплект основные внутренние органы- сердце, легкие, трахея, пищевод, желудок, печень, кишечник, а так же для головы- глаза, нос, уши, рот,брови, волосы (несколько вариантов прически, усы. Карточки с соответствующими подписями. Пропорции тела взяла за основу детские (ближе детям для восприятия, да и более крупная голова позволяет легче выложить детали лица, что важно при моделировании мимики).
При изучении темы на коллективном занятии дети собирают из деталей модель человека. Для того, чтобы избежать эффекта голого тела, добавляю детали, создающие элементы одежды (галстук-бабочка, бантик, крышечки от сока для пуговиц, украшений, полоски цветного картона для пояса.)Детям очень нравится превращать нашу модель то в мужчину с усами, то в девочку или мальчика, то в женщину. При этом проговариваются их отличительные черты, возрастные изменения. Придумываются различные варианты оформления. Устойчивый интерес обеспечивает лучшее запоминание.
Конечно, ребенку, работая в группе, сделать это легче, при этом остается некоторая неудовлетворенность- хочется все полностью сделать самому. Поэтому пособие лежит на доступном каждому ребенку месте, он может в любое свободное время поиграть с ним сам или в паре.
При изучении систем внутренних органов на занятии выкладываются энциклопедии, по которым ребенок может сам определить, где именно находится орган, чтобы правильно выложить детали. Таким образом дети приучаются к самостоятельному поиску информации, как требуется при компетентностном подходе к обучению.
При рассматривании изображения в книге возникает множество гипотез по изучаемому вопросу, которые мы стараемся проверить с помощью самообследования, наблюдения,проведения опытов. Например, при изучении сердечно-сосудистой системы рядом с пособиями кладу изображение дерева без листьев. Дети сравнивают сосуды с веточками. Возникает вопрос, как же кровь продвигается по сосудам, например, вверх? Несложный опыт подтверждает, что жидкость движется по трубочкам сама только вниз. Если возникает затруднение- задаю наводящий вопрос (Что заставляет двигаться воду по отопительным трубам)Обычно дети отвечают, что насос. Вот тут -то и выясняем, что за "насос" соединен с кровеносными сосудами. Как модель использую спринцовку с водой. Очень удобно демонстрировать толчки сердечных мышц, множество эмоций у детей позволяют сохранить повышенный интерес и внимание.
При изучении легких проводим опыты и наблюдения с губкой, которая по структуре похожа на легкие. Даже родители удивляются, когда дети рассказывают о том, как устроены легкие и как их можно засорить курением, или вдыханием грязного воздуха. На опыте убеждаемся, что отмыть губку (а тем более легкие) невозможно от краски. Дети после занятия очень часто рассказывают с сожалением, что "объясняли дома папе вред курения, а он все равно курит".Значит работают приемы! А в пособии легкие я вырезала из двустороннего картона. Голубая сторона у нас- это здоровые легкие, а коричневатая- загрязненные легкие курильщика.
И, наконец, для окончательного закрепления вывешиваю пособие с помощью детей на магнитную доску в раздевалке- по нему ребенок может рассказать родителям, что он узнал, закрепив таким образом добытые знания.
Надеюсь, что мои находки вам помогут. Желаю всем приятных открытий и радости творчества!