Валентина Башканкова
Моделирование интерактивной предметно-развивающей среды в инновационном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «УМКА» города Тамбова- инновационное учреждение.
Педагогический коллектив образовательного учреждения работает над созданием механизмов для разностороннего и полноценного развития ребенка, формированием универсальных, творческих способностей, самостоятельности каждого воспитанника, раскрытия одаренности. Этому помогает смоделированная нами интерактивная предметно-развивающая среда.
Публикация «Моделирование интерактивной предметно-развивающей среды в инновационном образовательном учреждении» размещена в разделах
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными стандартами. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, возрастными возможностями и особенностями воспитанников, исходя из условий, созданных для обучения и воспитания. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Само понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Мы, педагоги, рассматриваем предметно-развивающую среду как условие оптимального саморазвития личности, благодаря которой ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. И при этом насыщение окружающего пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Поэтому сегодня, говоря о развивающей игровой среде, употребляют выражение «интерактивная среда».
Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый – ребенок (дети); ребенок – ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует между ними обратную связь. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития», его дальнейшую перспективу. Большую роль в этом играет взаимообучение детей. Для этого игрушки должны иметь признаки интерактивности : они могут предполагать как совместно-последовательные, так и совместно-распределенные действия ребенка и его партнера, организацию деятельности ребенка по подражанию, образцу, с одной стороны. С другой стороны – по памяти и по аналогии, с внесением творческих изменений и дополнений.
Поэтому, при создании интерактивной предметно-развивающей среды важными являются дидактические игрушки и игровые пособия, направленные на развитие сенсомоторных координаций детей и формирование у них адекватных сенсорных эталонов и способов ориентировочных действий. С другой стороны, интерактивная игрушка и среда должна позволять себя менять, предоставляя возможность ребенку познакомиться с особенностями и свойствами предметов, проявить чувства удивления и радости открытий, способствуя развитию сообразительности и исследовательской деятельности, т. е. быть мобильными и трансформирующимися. Интерактивная среда, позволяющая наладить совместную исследовательскую деятельность и взаимообучение детей, учитывает его потребности в признании и общении, в проявлении активности и самостоятельности, творческой инициативы. С этой точки зрения проблемным представляется использование типологического подхода при организации гендерного воспитания мальчиков и девочек, упущение такого важного принципа, как принцип интеграции предметно-развивающих сред группы и детского сада. Игровой материал должен соответствовать востребованности ребенка играть как одному, так и в группе сверстников. Формированию социальных качеств: умение взаимодействовать с партнером, развитие чувства ровесничества, партнерства – способствует совместная деятельность, которая позволит переход от индивидуальных игр к совместным сюжетно-ролевым необходимым детям в этом возрасте. Таким образом, объединяются когнитивные и эмоциональные потенциалы интерактивной среды группы и детского сада. Оценить их успешность можно на основе критериев: возможности реализации сразу нескольких видов интересов детей, многофункциональности использования элементов среды и возможности её преобразования в целом, наличия и доступности, разнообразия дидактических пособий (с возможностью самоконтроля действий ребёнка, интерактивных пособий, сделанных детьми, педагогами и родителями; использования интерактивных форм и методов работы с детьми, позволяющих «оживить» среду, сделать её интерактивной.
Интерактивная предметно-развивающая среда позволяет нашему коллективу успешно реализовывать концепцию инновационного учреждения через центры и студии, которые создал наш коллектив в течение года.
ЦИПР (Центр игровой поддержки ребенка) обеспечивает социализацию детей раннего возраста (от1,5 до 3лет)средствами игровой деятельности.
Опытно-экспериментальный центр обеспечивает условия для проявления ребенком познавательной активности, самостоятельности, творческой инициативы, воображения; развивает кругозор, коммуникативные компетенции.
Группа кратковременного пребывания позволяет облегчить адаптационный период детей раннего возраста (1,5 до 3 лет) к условиям дошкольного учреждения; создает комфортные условия пребывания ребенка раннего возраста в ДОУ; осуществляет коррекцию физического и психического развития и здоровья ребенка; обеспечивает диагностическую и консультативную помощь семьям воспитанников; приобщает родителей к воспитанию и развитию детей.
Консультативный пункт активно оказывает всестороннюю помощь родителям и детям от 1,5 до 7 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
В Центр физкультурно-оздоровительной направленности предметная среда развивает интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой у каждого ребенка;работает над развитием физических качеств воспитанников; обогащает двигательный опыт воспитанников; воспитывает потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Центр сенсомоторного развития- гордость нашего учреждения. Специализированное оборудование обеспечивает сопровождение коррекционного, развивающего, диагностического направления; активизирует и стимулирует базовые чувства (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и вестибулярные рецепторы; способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, органов чувств, вестибулярного аппарата и коррекции личностных особенностей.
Лего-студия оборудована современными развивающими детскими конструкторами из серии Duplo. Конструкторы Лего могут принимать любую форму в соответствии с фантазией малыша. Таким образом, по мнению психологов, игра с конструктором может быть не только сюжетно-ролевой, как с обычной игрушкой, но и конструктивно-творческой. Именно творческая составляющая игры и делает развитие ребенка максимально всесторонним, формирует основные компетенции дошкольника: коммуникативные, социальные, здоровьесберегающие, когнитивные, эмоциональные.
Творческая мастерская «Цветные ладошки» обеспечивает психологическое здоровье и творчество каждого ребенка; способствует развитию эмоционально-чувственного мира ребенка; развивает кругозор и формирует художественно-творческую активность ребенка; воспитывает эстетическую культуру, трудолюбие.
Студия английского языка «АБВГДейка» позволяет создать билингвистическую среду в учреждении, в которой дети с 3 лет имеют возможность: знакомиться со страной и культурой изучаемого языка, с грамматическими основами английского языка; развивать навык диалогической речи на иностранном языке; аудированием (восприятием иностранной речи на слух); развивать коммуникативные компетенции дошкольников.
Студия информационных технологий «Всезнайка» формирует первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ для детей дошкольного возраста; знакомит воспитанников с компьютером, как современным инструментом для обработки информации, формирует не только начальные навыки работы за компьютером, а также опыт практической, познавательной, творческой деятельности с современным программным обеспечением.
Расширение образовательной модели инновационного учреждения происходит за счет интеграции дополнительного образования. Дополнительное образование является содержательным продолжением обязательного образовательного минимума за счет богатого технического и методического оборудования и осуществляется по следующим направлениям: интеллектуально-познавательное, художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое.
Высокая оценка интерактивности предметно-развивающей среды нашего дошкольного учреждения – это первый шаг к реализации ФГОС, который сделал наш коллектив. Деятельность нашего инновационного учреждения посвящена подрастающему поколению с высоким уровнем: познавательной активности и воображения, опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Наше инновационное дошкольное учреждение осуществляет доступность образования благодаря учету возможностей каждого ребенка, под которого сформировано внешнее и внутреннее образовательное пространство детского сада, созданы все условия для гармоничного и всестороннего развития ребенка.
Список литературы:
1. Кларина Л. Проект программы инновационной работы детского сада // Директор школы. 2010. - №6.
2. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005