Елена Баблюк
Модель познавательной активности «Паутинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю модель «Познавательной активности – «Паутинка»», которую я применяю при работе с детьми, построенную в игровой форме.
Цель. Познание окружающего мира через взаимосвязь предметов, их назначения, способов их практической реализации. Развивать логическое мышление, воображение, творчество, умение делать выводы, умозаключения, коммуникативные способности, речевую активность, обогащение словарного запаса. Воспитывать нравственные качества, доброжелательность.
Публикация «Модель познавательной активности „Паутинка“» размещена в разделах
- Пауки, паучки, паукообразные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Модель универсальная, зависящая от выбранной темы. Вопросы к модели могут изменяться в зависимости от рассуждений и логического хода мыслей, которые высказывают дети при работе над заданной тематикой.
Материал: картинка с четко выраженным предметом или иллюстрация заданного объекта, ватман или обычная классная доска, маркеры или цветные мелки и т. п. (Картинка располагается в центре ватмана или доски).
Первый этап: ребенку предлагаю рассмотреть картинку и ответить на вопрос – что ты видишь на картинке? Далее, прошу выделить основные составные части этого предмета, либо назвать классификацию, к которой относится данный предмет. Каждая выделенная часть фиксируется схематично вокруг картинки, либо фрагментом данной картинки, либо значком – ассоциацией (значки – ассоциации нужно обсуждать с ребенком, чтобы они ему были понятны). Каждая выделенная часть соединяется линией, выбранного цвета.
Второй этап: обсуждаются отдельные фрагменты. Какую функцию они несут, их назначение, практические действия с ними. Вопросы: для чего служит?; из чего состоит?; на что похоже?; что бывает такого же цвета? (формы, размера и т. п.); что с этим можно делать? Отдельные фрагменты, также как и на первом этапе разрастаются, как «паутинки», обозначаются линиями другого цвета.
Третий этап: ищем взаимосвязь между частями отдельных предметов, путем рассуждений, умозаключений, выводов. Вопросы: кому это нужно?; для чего это нужно?; какая польза или вред для человека, животного, природного мира? Что для этого нужно делать? Как или каким образом этого можно достичь?
Четвертый этап – творческий. Создаю различные ситуации, где может находиться этот объект (лес, город, дорога, поле, небо, море и т. п., и что с ним может приключиться. Это этап творческого воображения, в котором дети проявляют свои творческие способности. Это может быть рассказ, сказка, небыль или рисунок, сопровождающийся последующим рассказом.
Рассмотрим на примере темы «Я – человек!»
Первый этап. Вопросы:
- Кого вы видите на картинке? (на картинке нарисован мальчик);
- Назовите, что есть у мальчика? (голова, туловище, руки, ноги, глаза, рот и т. д.) Каждый ответ выделяем отдельным фрагментом, соединяя фрагменты с картинкой.
Второй этап.
-Для чего нужны глаза? (смотреть, видеть, читать, писать, и. д.) Аналогично дети рассуждают о предназначении человеческих органов. (уши, рот, нос, язык, зубы, руки, ноги, волосы и т. д.)
Третий этап.
- Мальчик это кто?
-Кого еще называют человеком?
-Чем отличаются люди друг от друга? От животных? От растений?
-Что нужно человеку для жизни?
-Что для этого нужно делать?
-Для чего человеку сердце?
-Что человеку нужно делать, чтоб ему было хорошо жить?
- Какую пользу человек может оказывать другим людям?
-Как он может помочь природе, животным?
Четвертый этап.
- Что может произойти с ребенком на дороге? Почему?
-Расскажи, что может случиться с человеком в лесу? На водоеме?
-Чем отличается взрослый человек от ребенка?
Задание: нарисуй свою семью.
Советы педагогам.
Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы дети всё время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, нести положительную мотивацию.
Для развития способностей нужна познавательная активность ребенка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что вам кажется непостижимым.
Подготавливаясь к занятиям с детьми, помните о необходимой серьёзной умственной нагрузке ребенка. Самостоятельность мышления, вопросы к педагогу, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности занятий.
Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте.
Стимулируйте ребёнка, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.