Светлана Бондаренко
Мир искусства и художественная деятельность «Псковские мастера» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Вид: лепка предметная из глины
Тип: интегрированное
Форма: подгрупповое занятие
Тема: Псковские мастера
Цель: развитие творческих способностей детей
Задачи:
• формировать интерес к истории родного города;
• расширить представления детей о профессиях «гончар», «художник-керамист»;
• познакомить с особенностями изготовления псковских керамических изделий;
Публикация «Мир искусства и художественная деятельность „Псковские мастера“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
• учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета;
• развивать речевую активность;
• вызвать у детей интерес к изготовлению подарков для родных своими руками; воспитывать заботливое отношение к близким людям.
• воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду мастеров.
Словарь: гончар, художник, обжиг, керамика, роспись, рельефные украшения.
Предварительная работа: экскурсия в магазин «Гончар», рассматривание изделий, иллюстраций с изображением керамических изделий с псковской росписью, лепка посуды из глины.
Оборудование: магнитофон и аудиозаписи русской народной музыки, выставка с изделиями псковских мастеров (посуда разная по форме и назначению, художественному оформлению, предметы с псковской росписью, фартуки, банки с водой, салфетки тканевые и бумажные, дощечки для лепки, глина, стеки, различные приспособления для выполнения техники печатания на глине.
Научно-энциклопедическая подготовка педагога:
- Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др. СПб, 2007
- И. А. Рыбалова. Знакомим дошкольников с городом Псковом : Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений. -Псков : ПОИПКРО, 2003.-99с.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова. Москва, 1989.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель
Дети, сегодня я приглашаю всех вас на выставку псковских мастеров. Что вы здесь видите?
Много-много лет подряд псковские мастера создают такую красоту.
В настоящее время в Пскове есть керамический завод, где изготавливают такие изделия, а продают их в специальном магазине «Гончар», расположенном в центре города на Октябрьском проспекте.
Из чего сделана посуда? (Дети могут подержать в руках изделия)
Проведите по поверхности посуды пальцами. Какая она на ощупь?
2. Основная часть
Такую посуду делают псковичи в гончарных мастерских. (Воспитатель показывает и комментирует детям фотографии керамического производства)Сначала на гончарном круге лепят из глины посуду, сушат и обжигают её в большой печи, которая называется горн. После обжига изделия превращаются в керамику, делаются звонкими, прочными, меняют свой цвет. Такую посуду называют керамической.
Как называется профессия таких мастеров? (гончар).
Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Гончары». (Ребенок-гончар должен превратить ребенка-глину в любое керамическое изделие, остальные дети угадывают какое изделие получилось. Например, одна рука у ребенка-глины согнута в локте и на поясе, другая поднята вверх в сторону (это чайник).
Воспитатель
Одни мастера лепили, а другие украшали и раскрашивали посуду. Художники-керамисты делают очень разную по форме посуду, часто украшают ее затейливыми ручками, красиво изгибая их (показ изделий, или интересными по форме крышками у кувшинов, горшков, супниц. Чем еще красивы эти изделия?
Да, действительно узорами.
Нарисованные на посуде украшения называются росписью. Художники украшают посуду при помощи красок. Какие краски использовали художники?
Но есть и другие украшения – рельефные. Такие узоры не рисуют, а делают из мелких объёмных элементов, а потом налепляют на поверхность посуды. Они называются налепами. Есть и другие узоры. Их вдавливают различными по форме палочками, печатками.
Каждое изделие красиво по-своему. Давайте поиграем в игру «Узнай по описанию» (ребенок описывает какой-то предмет, стоящий на столе, дети угадывают и называют, что это).
Много труда и душевного тепла вложили гончары и художники в эти изделия, которые радуют нас своей красотой.
А теперь настало время и вам, дети, проявить свое мастерство.
Раз, два, три – повернись,
Наша группа в гончарную мастерскую превратись.
У нас есть глина, инструменты, предлагаю вам вылепить кружку для своего папы. Ведь очень скоро будет праздник: «День защитника Отечества». Папе очень приятно будет получить в этот день подарок.
- Чем отличается кружка от чашки? (У кружек, в отличие от чашек, высокие прямые стенки)
Способ лепки
Воспитатель
Сначала лепим стенки кружки, раскатываем цилиндр и сплющиваем его ладошками на подставке, чтобы получилась лента. Сворачиваем ленту и аккуратно сглаживаем «шов», чтобы он не расходился и был незаметным. Теперь делаем донышко: раскатываем шар и равномерно сплющиваем его ладошками, чтобы получился диск. Примеряем донышко – ставим на него стенки кружки. Донышко должно быть чуть шире. Если донышко не выступает за пределы кружки, расширяем его – сплющиваем еще сильнее. Осталось соединить детали, прикрепить красивую ручку. Готовую кружку очень хочется украсить. Украшение может быть разным, помогут нам в этом стеки, печатки, налепы.
(Дети приступают к изготовлению кружек. Музыкальный фон-русские народные мелодии.)
3. Итог занятия
После окончания работы дети демонстрируют свои изделия, придумывают приятные слова поздравления, которые скажут при поднесении подарка.
Воспитатель
Молодцы, каждый придумал особенное декоративное украшение для кружки и поэтому изделия получились выразительные и неповторимые.