Татьяна Брагина
Мини-проект «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 63 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
(МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок» г. Смоленска)
МИНИ- ПРОЕКТ
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».
старшая группа
Составитель: Брагина Т. В.
г. Смоленск, 2021г.
Тип проекта:
обучающий
творческий
игровой.
Продолжительность проекта:
краткосрочный (2 недели)
Участники проекта:
дети
воспитатели
родители.
Публикация «Мини-проект „Космическое путешествие“» размещена в разделах
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системы и ее планетах, освоении космоса людьми, дать начальное понятие о вселенной.
Задачи:
1. Расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об истории освоения космоса, интересных фактах и событиях.
2. Познакомить с первым летчиком космонавтом
Ю. А. Гагариным.
3. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Актуальность проекта:
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как всё неведомое будоражит детскую фантазию. Узнавая новое, размышляя над тем, что вошло в их опыт, дети проживают интересный материал. Играя, погружаются в исследователей космоса.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из разных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности.
Этапы реализации проекта
1 этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация для родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.
2 этап
1. Проведение недель космоса в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
4. Смоленский планетарий. Познавательное занятие «Астрономия для детей»
3 этап
1. Организация выставки работ детей о космосе (совместная работа детей и родителей) в детском саду.
2. Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Мы покорители космоса»
Предварительная работа:
1. Подготовить иллюстративный материал о космосе, солнечной системе, космонавтах.
2. Подобрать стихи, загадки о космосе, ракете, звездах
3. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
Ожидаемые результаты:
Усвоение детьми знаний представлений о космосе, о космическом пространстве, эмоциональное ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса, воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относится к своей планете, развитие у детей
самостоятельной творческой личности.
Беседы с использованием презентаций.
1. Беседа: «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа: «Земля – наш общий дом».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа: «Планеты солнечной системы».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы
4. Беседа: «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
Календарное планирование проектной деятельности.
1. НОД Познание.
Тема: «С математикой в космический полет»
Цель: развивать познавательные способности, внимание, память,
мышление, закреплять счет, состав чисел, закреплять умение решать задачи, примеры, расширять представление о космосе.
2. НОД Коммуникация.
Тема: Нагибин Ю. М. «Рассказы о Гагарине».
Цель: Познакомить с биографией Ю. Гагарина. Учить осмысливать содержание прочитанного, воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса, подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
3. НОД Конструирование.
Тема: «Старт ракеты».
Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов.
4. НОД Рисование.
Тема: «Космическая дружба»(коллективная работа).
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе, поддерживать интерес к изобразительной деятельности, продолжать учить самостоятельно задумывать сюжет.
5. НОД Аппликация с элементами оригами.
Тема: «Полет на луну».
Цель: учить передавать форму ракеты, применяя приемы складывания бумаги, закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами, развивать чувство композиции, воображение.
Подвижные игры:
Игры с бегом «Перебежки по Луне», «Перебежки марсиан»
«Звездные ловишки»,
«Ноги от земли»,
«Уйти от погони»,
«Маленькие планеты»
«Летящая комета»,
«Подвижная цель»
«Космонавты на одной ноге»
«Звездный городок»
«Чья ракета быстрее»
Игры с прыжками
«Марсианский робот-разведчик»,
«Путешествие по галактике»
«Космическая эстафета».
Сюжетно-ролевые игры:
"КОСМОДРОМ»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос»
«БОЛЬНИЦА ДЛЯ КОСМОНАВТОВ»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры:
«Найди лишнее».
«Назови планету».
«Найди недостающую ракету».
«Добавь словечко».
«Куда летят ракеты».
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
В. Бороздин «Первый в космосе».
Н. Носов «Незнайка на луне».
Стихотворения о космосе.
Загадки о космосе.
Индивидуальная и групповая работа:
работа с трафаретами, раскрасками;
выкладывание фигур из счетных палочек
составление изображений из геометрических фигур;
индивидуальная работа по развитию речи игра «Скажи наоборот».
Итог:
1. Выставка работ о космосе в детском саду (совместная работа детей и родителей).
2. Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Мы покорители космоса».
3. Заинтересованность и активное участие родителей в жизни группы.
В результате непосредственной образовательной деятельности у детей сформировались представления о космосе, космическом пространстве. Дети осознали уникальность нашей планеты и важность ее изучения.
У детей обогатился словарный запас путем введения определенных слов в практику общения. Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.
Беседа «Что такое космос?»
По космическим просторам
Мчатся спутники, ракеты.
Звёзды серебром мигают,
Манят нас к себе планеты
Дети, а что такое космос (Ответы детей)
Покорять космическое пространство учёные начали, запуская в космос спутники. Первые живые существа, которые побывали в космосе мыши, собаки, мартышки и шимпанзе. Русские учёные запустили в космос собаку Лайку. Затем – Белку и Стрелку. Благодаря им учёные получили много ценных сведений. 12 апреля 1961 года в космос полетел Ю. А. Гагарин.
Известно, что в космическом пространстве, много разных планет.
Чтение стихотворения «Планеты» А. Хайт.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас
Один – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним Нептун.
Слово планета происходит от греч. слова «планетес», что означает «странник». (Рассматривают плакат с изображением Солнечной системы.) Все планеты вращаются вокруг Солнца. Это Солнечная система. В Солнечную систему входят не только большие и малые планеты, но и спутники – луны, астероиды и кометы. Ближайшая к Солнцу планета Меркурий, а самая большая планета, какая (Юпитер)
Чем является Солнце (Ответы детей)
Да, Солнце – это большая звезда. Без солнечного тепла и света не было бы жизни на Земле. Растения и животные не могли бы жить и рождаться.
Шестая планета от Солнца – Сатурн.
Стихотворение «Сатурн» Р. Алдонина.
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо –
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учё ные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
У Земли есть естественный спутник – Луна. Сейчас мы поиграем:
«Мы летаем далеко
Мы летаем близко.
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко.
Машем крыльями легко.
В воздухе кружимся.
Мы присядем, посидим,
На Луну умчимся»
Много наших космонавтов побывали в космосе. Но на Луне побывали американские астронавты. В 1968 году совершил космическую посадку космический корабль «Аполлон – 8». Космонавты живут и работают на космических станциях по многу месяцев. Для них шьют специальные костюмы, готовят космическую еду, которая храниться в пакетах. Для космических станций разработаны специальные душевые. Вода в космосе огромная ценность.
Когда космонавты прибывают в открытом космосе, они облачаются в специальную одежду. Что это за одежда? (Скафандр)
Правильно, скафандр защищает космонавтов. На голове – шлем, у которого затемнённое стекло, оберегающее глаза космонавтов.
Рефлексия. О чём мы сегодня говорили?
Что вам запомнилось?
Беседа «Земля – наш общий дом»
Мы с вами живём в одном городе. Наш город большой и красивый.
- А как называется наш город?
- Смоленск
- А какие ещё города вы знаете?
- А как называется страна, где находится наш город?
- Мы с вами живём в России, мы – россияне.
- Россия – большая страна, её населяет много разных народов, большинство из них говорит на русском языке.
- Но в мире много других стран и людей других национальностей.
- Какие страны вы знаете? (ответы детей).
- В Англии живут англичане, во Франции – французы, в Японии – японцы.
- Все люди разные, но в тоже время похожи друг на друга.
- Чем похожи друг на друга люди?
- Умеют думать, говорить, бывают весёлые и грустные, добрые и строгие.
- Чем отличаются друг от друга?
- Большие и маленькие, высокие и низкие, худые и толстые.
- Ещё люди отличаются по цвету кожи, волос, они говорят на разных языках, (просмотр плаката «Население Земли»).
- Посмотрите на цвет кожи – наша кожа, какого цвета? (белая).
- Но есть люди с жёлтой кожей – японцы, корейцы, а есть с чёрной – негры.
- Но у всех нас есть и много общего: мы все люди и у нас один на всех огромный общий дом.
- Как он называется?
- Планета Земля, (общая схема).
- Все люди, живущие на Земле – земляне.
- У всех жителей планеты Земля, одна общая голубая крыша – это небо, под ногами общий пол – земля, по которой мы ходим. Один на всех источник света, который нам светит и согревает нас – это солнце. У нас даже общий водопровод – это тучи, из которых идёт дождь. У нас один на всех вентилятор – это ветер.
- Дома, в которых мы живём, нам хорошо знакомы, они разные – каменные и деревянные, одноэтажные и многоэтажные и даже высотные.
- А хотите, я вам покажу нашу планету Земля?
- А теперь мы с вами отдохнём, я приглашаю вас в «Космическое путешествие»(физминутка).
(Приглашаю детей сесть на ковре)
- Вот она наша планета Земля, на которой мы с вами живём. Планета Земля не просто большая, а громадная, великанская. А это уменьшенная модель планеты Земля.
- Называется – глобус (спросить сначала детей, затем повторить индивидуально).
- Давайте рассмотрим глобус со всех сторон (поворачиваю его).
- Какой формы наша Земля, на что она похожа? (шар, мяч, яблоко).
- По другому нашу планету можно назвать – Земной шар. Можно сказать, мы живём на Земном шаре.
- Посмотрите, в какие цвета раскрашен глобус?
- Синий, голубой, жёлтый, коричневый, белый.
- Красивый! Но сделан не для красоты, а для того, чтобы рассказать как можно понятнее и больше о планете Земля.
- Каким цветом вы закрашиваете море, когда рисуете свои картинки?
- Конечно, синим. Недаром в песнях, сказках говорится «синее море».
- Вот и на глобусе все моря, океаны, реки, озёра закрашены, синим и голубым цветом.
- Но если посмотреть внимательно на глобус, можно увидеть: в одном месте краска тёмно-синяя, а в другом – светлее, а в третьем – ещё светлее. Почему? Думаете случайно? Нет, конечно! (спросить детей).
- Цвет обозначает глубину: тёмный – очень глубоко, более светлый – мельче.
- Обратите внимание, как много воды на нашей планете! Покажите водные пространства. Покажите самые глубокие места, самые мелкие.
- А где живут люди? Не на воде же?
- Глобус нам расскажет и об этом.
- Всё, что закрашено не голубым и синим цветом – это суша.
- На суше живут люди. Но цвет суши на глобусе тоже закрашен разными цветами, что же это означает? (спросить детей, а потом обобщить).
- Ровные места на земле окрашены в зелёный цвет - это могут быть и леса и поля и луга. Невысокие возвышенности – в жёлтый цвет и светло-коричневый, а высокие горы – в коричневый.
- Как вы думаете, чего больше на планете: воды или суши?
- Планета Земля очень красивая и очень разная. На ней растут зелёные леса, но есть и пустыни – это такие места, где, куда ни посмотри, песок, на котором могут расти только колючие растения. Есть – степи, там нет деревьев, а вся земля покрыта травами.
- А есть ещё участки земли, окрашенные в белый цвет, (спросить у детей).
- В этих местах Земли только лёд и снег, нет растений, вечная мерзлота, царство льда и снега.
- Вот какая интересная планета Земля. Что бы хотели узнать про неё? (ответы детей).
- А есть ли на глобусе страна, где мы живём?
- Хотите узнать, где она находится – наша Россия? (показа воспитателя)
- Как называется главный город России, наша столица?
- Москва (показ, города на глобусе).
- На глобусе видно, что в нашей стране много суши, есть ровные места, горы. Много рек, озёр, океанов, (вывод делать совместно с детьми).
- Вот она какая, большая и красивая наша Россия.
- Россия – это наша Родина.
- А что означает слово – Родина?
- Место, где человек родился, где он живёт, где ему всё знакомо и дорого. Здесь живут ваши родители, есть ваш дом, д/с.
- Есть на планете Земля много разных стран, но Родина у человека одна, как у каждого из вас – мама.
- Есть такие пословицы о Родине: «Родина любимая, что мать родимая», «Человек без Родины, что соловей без песни».
- Много стихов и песен написано о нашей Родине.
- Мы, земляне, жители разных стран, должны беречь и любить общий дом.
Давайте поставим глобус в наш познавательный уголок, а вы в свободное время ещё раз рассмотрите, что есть на нашей планете
Беседа «Планеты Солнечной системы»
Вокруг нашей звезды - Солнца – вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лёд.
Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд? (Ответы детей).
В Солнечной системе девять планет. Большинство из них учёные назвали в честь греческих и римских богов.
Меркурий- самая близкая к Солнцу планета. Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.
Венера- вторая от Солнца планета. Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета на небе.
Земля – третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает не слишком высокой, не слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну.
Марс – четвёртая планета Солнечной системы. Марс – единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. До того как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.
Юпитер – пятая планета от Солнца. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.
Сатурн – шестая планета Солнечной системы. Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известная своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.
Уран – седьмая планета от Солнца. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг солнца, как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая» планета.
Нептун – восьмая планета от Солнца. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе.
Плутон – девятая планета от Солнца. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.
Учёные предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она ещё не найдена. В ваших силах ребята, стать в будущем астронавтами и найти эту планету. Но что бы стать астронавтом вы, ребята, вы должны вести здоровый образ жизни, быть трудолюбивыми, смелыми и целеустремлёнными. А вы знаете кто такие астронавты (Ответы детей)
А на земле, через специальные телескопы, космос изучают астрономы. Наука, занимающаяся изучением космоса, называется – астрономия. А что же ещё кроме Солнца, планет и их спутников есть в космосе?
Астероиды. А стероид – небольшое небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.
Комета – небольшое небесное тело, состоящее из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у неё образуется светящийся хвост.
А теперь что бы немного отдохнуть я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Планеты, стройся!»(Дети с изображением Солнца и планет выстраиваются по порядку их расположения)
Подвижная игра «Планеты, стройся!»(дети на счёт поднимают руки вверх с изображением планет)
На Луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
Кто не видит – выйди вон (все вместе).
(А. Усачёв)
Ребята, вы молодцы! Сегодня вы показали себя настоящими знатоками космоса!
Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Что нового вы сегодня узнали? Какое настроение у вас было во время занятия?
Ответы детей.
Беседа «Солнце – источник жизни на Земле»
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)
Шар воздушный, золотой
Над рекой остановился,
Покачался над водой
И потом за лесом скрылся. (Солнце)
— Как вы думаете, без чего не может быть жизни на Земле?
— Представьте себе, что Солнце исчезло с нашего небосклона, что тогда произойдет на Земле? (Проблемная ситуация)
— Что вы знаете о Солнце?
— Нужно ли оно живой природе?
— Что мы получаем от Солнца?
— Какие времена года вы знаете?
— Итак, Солнце – это источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.
Физкультминутка
– Руки подняли и покачали
– Это деревья в лесу
– Руки согнули, кисти встряхнули
– Ветер сбивает росу
– В стороны руки
– Плавно помашем
– Это к нам птицы летят
– Как они сядут, тоже покажем
– Крылья сложили назад.
1) Солнце и животные
Для жителей планеты Земля огромное значение имеют солнечный свет и тепло. Солнце согревает и освещает Землю. Благодаря этому животные видят окружающий свет.
— Всем ли животным необходимо солнечное освещение?
— А тем животным, которые не имеют глаз?
— Всем ли животным необходимо солнечное тепло?
Дело в том, что солнечные лучи помогают вырабатывать в организме животных очень полезные вещества – витамины.
2) Солнце и растения
— Солнечное тепло и свет необходимы не только животным, но и растениям.
Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят.
Жарким летним днем, когда Солнце нещадно жжет, животные могут спрятаться в тени. А растениям некуда убежать и спрятаться. Вот и покрывают они свои листочки толстым слоем воска или белыми волосками, или скручивают листики. Воск и волоски защищают листья от ожогов.
Если животные могут жить без солнечного света в пещерах и под землей, то растения жить без солнечного света не могут.
— Все дело в том, что Солнце помогает растению питаться.
— Зачем растениям солнечные лучи?
Вывод: в природе все начинается с Солнца, которое послало на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, былинки, кустики и деревья. Под этим ласковым теплом и светом на чистом воздухе они росли и дали еду всем травоядным животным. Те, в свою очередь, дали еду для мелких хищников, которыми питаются большие по размеру хищные звери и птицы.
3) Солнце и человек
— Сегодня мы много говорили о том, что и растениям, и животным необходимы солнечный свет и тепло.
— А необходимы ли они человеку?
— Для чего?
— Вспомните сказку К. Чуковского «Украденное солнце»
— Что случилось на Земле без Солнца?
— Возможна ли жизнь на Земле без еды?
Физминутка «Солнышко – тучка»
Уже очень давно люди считают Солнце святым и праведным. Солнце согревает землю, в которую бросают зерно, к Солнцу тянется зелёный стебелёк, под солнцем он превращается в хлебный колосок. Древний человек представлял солнце в виде огненного колеса, что катилось с неба. И от этого солнечного пути на небе зависит жизнь всего живого. Солнце почитали все- и дети, и взрослые.
С Солнцем связано много сказок, чудес, поверий.
Дети называют «солнышком» насекомое (божью коровку). Когда на небе появляются тучи, божью коровку садили на ладошку и проговаривали :
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,
Там твои детки просят конфетки!
Если божья коровка ринется ввысь- скоро выглянет солнце, а если только чуть расправит крылья- то тучи закроют солнце.
— Что больше – Солнце или наша планета Земля?
Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, так как они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи. Тем не менее, этого не произойдет, так как Солнце — звезда, которая излучает в пространство много тепла и света.