Ирина Охапкина
Мини-музей «Жилище народов мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить детей самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи в процессе знакомства с разными видами домов и историей возникновения жилища.
Задачи:
- систематизировать знания воспитанников о домах
- развивать умение классифицировать дома в зависимости от разных факторов
- развивать умение детей определять зависимость создания сооружения от климатических условий;
-развивать умения высказывать предположения, рассуждать во время бесед, аргументировать
свои ответы;
- воспитывать бережное отношение к архитектурным сооружениям, как результату деятельности
Публикация «Мини-музей „Жилище народов мира“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
человека, интерес к строительным профессиям.
- продолжать учить детей составлять небольшие рассказы о домах по предложенному плану,
образно описывая вид дома, материал, кто в нем живет;
методы и формы работы
создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
практические действия с предметами; использование ассоциативных связей;
музыкально-театрализованная деятельность;
самостоятельная элементарно-поисковая деятельность; проведение экскурсий самими детьми.
Ожидаемые результаты
В результате работы над проектом воспитанники узнают о истории возникновения домов, с помощью взрослых найдут ответы на вопросы: Какие дома были раньше? Как зависит строение дома от климатических условий? Какие материалы используются и использовались для строительства домов? Как называются дома разных народов? Какие профессии людей участвуют в строительстве домов?
Актуальность
Тема человеческого жилища, дома - интересна детям по разным причинам. В первую очередь, она востребована с психологической точки зрения. Дом – это универсальныйобраз, который очень рано появляется в детских рисунках. И, как правило, это не реальный дом,в котором дети действительно живут, а нечто «архетипическое», отражающее представления ребенка о доме как о защищенном, удобном для жизни месте. О доме как о безопасном мире. Поэтому домики на рисунках детей, например, самые что ни на есть «деревенские» : квадратик, треугольная крыша, труба, из которой идет дым. Естественно, такому видению дома детей обучают взрослые и другие дети, постарше. То есть образ дома, способ его изображать передается «по наследству»
А примерно с шести-семи лет у детей начинает формироваться представление о времени, и слова «давным-давно» обретают свое место на условной исторической оси. В этот период детям
оказывается интересно все, что связано с обычаями, обрядами, вообще с этнографией. Потому
что обычаи и обряды очень похожи на сказочные события. Это то, что принадлежит и прошлому, и настоящему, да еще и формирует представления о географии. Воспринимая здания и архитектурные сооружения, дети получают сведения о внешних свойствах, их форме, величине, цвете, фактуре, т. е. участвуют почти все виды восприятия.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
Подготовительный этап.
1. Изучение литературы, ознакомление с интернет ресурсами, разработка перспективного плана.
2. Определение темы и названия музея.
Выбор места для размещения.
Выбор инициативной группы.
Практический этап.
1. Сбор экспонатов.
2. Совместная деятельность по организации музея
3. Оформление выставки.
4. Проведение экскурсий.
5. Создание мини-музея
Подведение итогов
1. Заседание инициативной группы.
2. Альбом, игротека, библиотека. Выставка экспонатов мини-музея
Карта оценки мини-музеев
Критерии оценки:
1. Место расположения музея, сочетание с интерьером.
2. Эстетическое оформление.
3. Соответствие содержания названию
4. Оценка экспонатов: целесообразность
5. Качество и разнообразие
6. Соответствие возрасту детей
7. Паспорт или визитка музея
8. Участие родителей в создании музея
9. Участие детей
10. Общая оценка
Мероприятия с детьми в ходе реализации
проекта создания и использования мини-музея.
Просмотр презентаций: «Классификация домов», «Кто где живет», «Дома и их путь», «Дома бывают разные», «Дом и его части».
НОД по познавательному развитию на тему: «Кто построил этот дом?» (От пещеры до небоскреба, «Дома бывают разные» «Строительные профессии», «Жилища разных народов»
Занятия по речевому развитию: составляют небольшие рассказы о домах по предложенному плану: образно описывая вид дома, материал, кто в нем живет;
Цикл бесед: по темам: «Дом и его части», «Мой дом».
Загадывание загадок по теме проекта
Рассматривание иллюстраций: разные виды архитектурных сооружений, жилища разных народов, дома сказочных героев, дома необычного вида.
Чтение художественной литературы: Л. Яхнина «Дом, в котором мы живём», Г. Люшнин «Хорошие вещи молоток да клещи», стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?», «Кран», «Маляры» М. Пожарого; «Кем быть?» В. Маяковского.
Дидактические игры ТРИЗ: игра «да-нет» объектная, «Кто, где живет», «Из какого материала сделан?», «Узнай на ощупь», «Посмотри, как хорош дом, в котором ты живёшь!», «Откуда дом пришел», «Хорошо- плохо», «Найди друзей», «Раньше – позже», «Придумай дом»,«Изобретатель»
«От самого…до самого», «Наоборот» (проводится с мячом, «Один – хорошо, много – плохо», «Подзорная труба», «Что для чего», «Дом и его части», «Что можно сказать о предмете, если там есть…», «Теремок», «Назови часть предмета», «Мой кусочек»
Круги Луллия (сказочный герой и его дом, дом и его материал)
Продуктивная деятельность: Рисование по теме: «Дом будущего»;
Аппликация по теме: «Русская изба»; Лепка по теме: «Избушка на курьих ножках»
Конструирование из строительного материала: «Разные дома»;
Подвижные игры: «Кто быстрее дом построит?», «Золотые ворота»
Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Идем в гости», «Семья», «Стройка». Ролевая игра «Посещение музея архитектуры» (выставка иллюстраций)
Лента времени
Показ кукольного театра «три поросенка»
Пальчиковая гимнастика