Светлана Гринько
Мини-музей «Старинный быт» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей группе проводятся занятия по мини-музею «Старинный быт».
Работа ведется не первый год. В этом году, приуроченным к году культурного наследия данная тема особенно актуальна.
Целью создания нашего музея стало:
Знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором.
Актуальность
Публикация «Мини-музей „Старинный быт“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Как говорят: «Дитятко-что тесто; как замесил, так и выросло.» История прошлого - это память народов. Нельзя создавать будущее, не зная прошлого. Родная культура, как мать и отец должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, рождающим личность. С возвращением к нам национальной памяти, все больше надо знать о русской культуре, обычаях, и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей. Поэтому необходимо донести до создания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитывать ребят на национальных традициях.
В начале учебного года составляется тематический план проведения игровых занятий в мини - музее в зависимости от возраста детей.
В этом году дети 2 мл. группа «Почемучки» впервые знакомились со старинным бытом. Так н-р: на занятии «Милости просим в избу» хозяйка рассказала, что такое изба, познакомила детей с русской печкой, с ее назначением. Рассказала, для чего служила печь, чем ее топили, как на ней готовили еду. Дети узнали, что печь использовали еще и как спальное место. Разучивали потешку :"Катя, Катя маленькая. "и обыгрывали ее.
На занятиях: «Сорока-сорока», «С гуся вода- с Вани худоба», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» и др. занятиях ребята знакомились с предметами обихода (самовар, половник, чугунок, ухват, рукомойник, половик) с их свойствами и назначением. Обыгрывали потешку «Сорока».
Занятие «Знакомство с колыбелькой» : дети пришли в гости к хозяйке избы, где их встречали такие же малыши- Манечка и Ванечка в русских народных костюмах. Хозяюшка загадывала загадки, рассказала, почему так одеты Манечка и Ванечка. А затем познакомила с колыбелькой. Все вместе повторили песенку «Вот и люди спят…», а Манечка разучила с детьми колыбельную песенку «Баю-баюшки-баю». В конце занятия все вместе играли в народную игру «У Маланьи, у старушки»
Занятие- «Знакомство с потешками». Детей пригласили в гости в русскую избу, а поехали они на лошадке, проговаривая потешку «Еду,еду на лошадке". Встретила их хозяюшка. Дети рассматривали и называли предметы обихода избы. Затем помогли хозяюшке открыть замок, которым был закрыт расписной сундук с секретами «На двери висит замок…». Отгадывали загадки про животных, которые там прятались (кот, петушок, коза, зайчик). Слушали и проигрывали потешки «Кот на печку пошел…», «Петушок, петушок…», «Идет коза рогатая…»,»Ай качи,качи,качи»…». С котом и зайчиком играли в подвижные игры «Мыши водят хоровод» и «Зайка серенький сидит». От нашего шума и веселья проснулась кукла –малыш и громко заплакал. Чтобы успокоить малыша, все вместе пели колыбельную песенку «Баю, баюшки баю…».Детям очень понравилось в гостях. Хозяюшка угостила всех баранками из печи и мы отправились на лошадке в обратный путь в детский сад.
В течении года дети знакомились с русскими народными играми «Бай-качи, Лады, Катя, Катя маленька, Маланья, Мыши и другими, с потешками, отгадывали загадки, знакомились с колыбельным песнями и пропевали их. Инсценировали сказки (Колобок, теремок и др.)
Надо понимать, что добиться положительного результата при приобщении дошкольников к русской народной культуре можно в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов. В прошлые года и сейчас мы включаем родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея. Так в этом году родители нам подарили вязаные половички, вышитое полотенце, сделали своими руками маленький ухват. Родители разучивали и повторяли дома с детьми потешки, песенки которые использовались на занятиях.
Т. к. наш мини-музей используется не только для проведения конкретных мероприятий по нему, но и в игровой, театральной и познавательной деятельности. Какие- то предметы приходят в негодность. Поэтому, в перспективе планируем в большей степени привлекать родителей к его оформлению, пополнению предметами быта. Планируем провести тематические праздники, конкурсы,выставки, посиделки на различные темы (если будет возможно).