Воронкова
Мини-музей «Морская сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Название мини-музея : «Морская сказка».
Руководители мини – музея : Воронкова Ю. Н.
Формы деятельности:
Поисковая, научная, экспозиционная, познавательная.
Размещение мини-музея :
Экспонаты мини - музея располагаются в доступном для детей месте, на полке.
Участники создания мини - музея :
Дети Старшей группы и их родители, воспитатели.
Сроки реализации: Сентябрь – ноябрь.
Целеполагание:
Публикация «Мини-музей „Морская сказка“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Музейная педагогика в детском саду
- Подводный мир. Мини-музеи
- Темочки
В дошкольном возрасте расширяется круг представлений об окружающем мире. Кругозор детей расширяется от предметов, с которыми они сталкиваются в ближайшем окружении. Задачей воспитательно - образовательной работы является – помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный,
многообразный мир природы.
Показать ребенку, как человек, используя дары природы, делает их еще прекраснее и полезнее. Это важно для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисково - исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Проблема:
Дети не знают что такое ракушки, их принадлежность в мире природы.
Актуальность:
Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. Морской мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми.
Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
В ходе реализации проекта мини-музея дети получают знания об обитателях морей. У них развивается желание беречь и охранять природу. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей дошкольного возраста.
Цель:
* Расширять и закреплять знания детей о ракушках.
* Познакомить с разными видами их, использованием ракушек людьми.
* Воспитывать интерес к окружающему миру.
Задачи:
* Развивать у детей интерес к познавательной деятельности.
* Развивать любознательность, наблюдательность, воображение, мышление.
* Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать умение сравнивать и анализировать.
* Активизировать словарь детей существительными (ракушка, раковина, море, жемчужина).
* Воспитание эстетического вкуса.
Значение и использование мини – музея :
* В настоящих музеях трогать ничего нельзя, в мини-музее не только можно, но и нужно!
* Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
* Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей.
Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления.
Красивые экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игры, беседы, что способствует развитию речи воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.
* Мини-музей – неотъемлемая часть развивающей предметной среды нашей группы. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Наш мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Аспекты музейной деятельности:
Мини - музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, творческих способностей, способности видеть красивое.
Оформление мини-музея :
* Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
* Коллекция ракушек мини - музея располагается на полочках в групповой комнате, используется при работе с детьми только совместно с воспитателем.
* Так же представлены: детская литература, подборки картинок, раскраски, альбомы со стихами, рассказами, сказками на тему «На дне морском»
Принципы деятельности мини - музея :
* Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.
* Принцип опоры на интересы ребенка.
* Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.
* Принцип наглядности.
* Принцип последовательности.
* Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Предполагаемый результат:
* Пополнится предметно - развивающая среда группы.
* У воспитанников расширятся представления о море и его обитателях.
* Через музейную среду будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.
* Дети узнают о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
Разделы и экспонаты мини-музея :
* Коллекции ракушек: морские и речные.
* Поделки из ракушек.
* Раскраски.
* Библиотека: альбомы - «Интересное о ракушках», «Как можно использовать ракушки?», «Самые необыкновенные ракушки», «Стихи, загадки, сказки про ракушки».
* Макет.
Этапы работы:
1. Этап (информационный) подготовительный.
Выяснение знаний детей о музее (устный опрос).
Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании.
Определение темы и названия мини - музея вместе с детьми, определение места для музея.
Подбор экспонатов для мини – музея.
Беседы «Как мы отдыхали на море».
Подбор иллюстративного материала для альбомов: «Интересное о ракушках», «Самые необыкновенные ракушки», «Как можно использовать ракушки».
Подбор стихов, загадок, рассказов, сказок про ракушки для альбома.
Оформление мини – музея «На дне морском» вместе с родителями.
Взаимодействие с родителями:
Консультация на тему «Роль музея в развитии детей».
Мотивирование родителей для организации совместного с ребенком поиска, исследования.
Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формировании коллекций, сборе информации.
2. Этап (практический) Практическая деятельность детей.
Рисование: «На дне морском».
Лепка: «Улитка».
Речевое развитие:
Чтение
Сказок : Яблочкина А. «Сказка про девочку и ракушку», Нечаева К. «Сказка про ракушку», «Сказка об одинокой ракушке», Штефан Е. «Сказка о морской жемчужине», Антонова В. «Ракушка»;
Рассказов : Даниэль А. «Морская ракушка», Горбачева И. «Морская ракушка». Зайцев Ф. «Раковина рапана»;
Стихов А. Барто «Раковина», В. Коржиков «Кораблик», «Старый катер», О. Дриз «Что где спрятано», Роман Сеф «Алло, это море?», Гордина С. «Добрая ракушка» и другие.
Составление рассказов о том, как отдыхали летом на море, посещали океанариум.
Познавательное развитие:
Тематические занятия и беседы: «Что такое ракушка?», «Экология морей и океанов», «Эти удивительные ракушки», «Что можно сделать из ракушки», «Кто живет в раковинах».
Экспериментально - исследовательская деятельность детей - опыты: «Тонет - не тонет».
Настольные игры «Река», «Море», «Кто - где живет?», «Чей это дом?».
Дидактические игры: «Разложи по убыванию», «Большие и маленькие», «Много – одна», «Сосчитай».
Рассматривание альбома «Самые необыкновенные ракушки», «Интересное о ракушках», «Как можно использовать ракушки».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Море волнуется раз», «Кто больше перенесет ракушек?».
Сенсорное развитие:
Дидактическая игра «Определи размер ракушки на ощупь», «Какая поверхность ракушки?».
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей», «Путешествие на корабле».
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей: «Что можно рассказать детям про ракушку».
Фотоальбом: «Отдыхаем на море».
3. Этап (итоговый)
Экскурсии детей детского сада в мини музей «На дне морском».
Пополнение альбомов музея.
Использование экспонатов музея на занятиях по разным видам деятельности.
Перспективы развития мини – музея :
* Подбор видеотеки детских мультфильмов, научно - познавательных фильмов о море, морских обитателях.
* Пополнение музея новыми экспонатами, созданными руками детей и их родителями.
* Пополнение раздела «Библиотека» новыми книгами.
* Обогащение новыми дидактическими играми в соответствии с возрастом.