Папки-передвижки

Методы изучения психики ребенка

Хачатурян Анна Георгиевна
Методы изучения психики ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдение

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.

Возможность использования этого метода естественных наук в психологии вообще и детской психологии в частности основана на методологическом принципе

единства сознания и деятельности. Поскольку психика ребенка формируется

и проявляется в его деятельности — действиях, словах, мимике и т. д., мы можем

на основании этих внешних проявлений, на основании актов поведения судить

Публикация «Методы изучения психики ребенка» размещена в разделах

о внутренних психических процессах и состояниях.

Главной особенностью наблюдения как метода психологического исследования является то, что здесь исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемых и они протекают естественно, «как в жизни». Эта «невмешательская» позиция наблюдателя имеет не только положительные, но и отрицательные последствия.

Не всякое даже специально зафиксированное восприятие поведения детей

можно считать научным наблюдением. Чтобы стать подлинным методом научного исследования, наблюдение должно быть правильно построено. Прежде всего

необходимо четко сформулировать цель наблюдения, которая вытекает из задач

исследования. Как отмечал А. С. Залужный, «наблюдатель, не поставивший перед собой определенной цели, подобен ребенку, который хватает первую попавшуюся под руку вещь и манипулирует с нею до тех пор, пока ему не подвернется

другая, для него более заманчивая»1

. Наблюдение должно быть систематическим

и планомерным. До проведения основных серий, сеансов наблюдения необходимо составить подробную программу того, какие дети или группы детей будут наблюдаться, в какие часы дня проводится наблюдение, какие моменты жизни детей будут наблюдаться.

Особенно большое значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения,

которая составляется после предварительного изучения объекта и предмета исследования. В схеме важно предусмотреть основные акты поведения, возможные

действия испытуемых, их словесные реакции на те или иные воздействия и т. д.

Целостное поведение детей как бы раскладывается на относительно самостоятельные отдельные кадры. Чем более дробной будет схема, тем точнее окажутся

Залужный А. С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931. С. 35. Г Методы детской психологии

результаты наблюдения. Результаты заносятся в протокол, а затем подвергаются

математической обработке.

Приведем схему наблюдения, которая применяется при изучении поведения

детей в процессе их совместной деятельности.

1. Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет.

2. Чувствует себя свободно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение.

3. Соглашается, пассивно подчиняется, уступает другим.

4. Советует, руководит, причем учитывает мнение других.

5. Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства и желания.

6. Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает.

7. Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить.

8. Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий,

выражением чувств по поводу своего поведения.

9. Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действия.

10. Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально.

11. Проявляет напряженность, раздражительность, просит о помощи, уклоняется

от совместных действий

12. Проявляет антагонизм, унижает других, защищая и утверждая себя.

На основе такой или подобной схемы разрабатывается форма протокола, в который заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения.

Это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки, присущие наблюдению

как методу научного исследования: субъективизм исследователя и трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных.

Опасность субъективизма возрастает в том случае, если исследователь-наблюдатель не столько фиксирует в протоколе то, что он воспринимает, сколько выскаывает свое мнение о происходящем. Такой тип записи М. Я. Басов (1975) назвал

«истолковательным». Тщательно исследовав различные виды записи результатов

наблюдения, он пришел к выводу о необходимости «фотографической» записи,

при которой исследователь «стремится каждый элемент поведения зафиксировать соответственным словесным символом, так что в результате фиксируется

вся ткань процесса»1

.

В настоящее время для достижения точности и объективности наблюдения

используются технические средства: киносъемка, магнитофон, фотография. Для

уточнения результатов наблюдения используется и шкала, на которой отмечается интенсивность протекания того или иного психического явления. Важной методической проблемой при осуществлении всех психологических исследований

вообще и наблюдения в особенности является вопрос о взаимодействии исследователя и испытуемых. Достаточно исследователю войти в групповую комнату,

как дети невольно начинают вести себя не так, как прежде, и естественность поведения, которая является главным преимуществом метода наблюдения, утрачивается. Испытуемый не должен знать, что он стал объектом изучения, не должен

Басов М. Я. Избр. психологические произведения. М, 1975. С. 131.

Методы изучения психики ребенка

замечать, что к нему проявляется повышенный интерес. В качестве «шапки-невидимки» для психолога используется приспособление, предложенное американским психологом А. Гезеллом («зеркало Гезелла»). Хорошо освещенная комната,

где находятся наблюдаемые, отделяется зеркалом без закрашенной амальгамы

от погруженной в темноту комнаты, где находится наблюдатель. Для испытуемых это обыкновенное зеркало, а для исследователя — окно, через которое он видит все, что происходит в комнате с детьми. Другой способ не оказывать дополнительного влияния на испытуемых — включенное наблюдение. В этом случае

наблюдатель становится для наблюдаемых своим привычным человеком, при котором они ведут себя естественно. Включенное наблюдение за детьми может в какой-то степени осуществлять дома член семьи, а в детском учреждении — воспитатель. Однако следует иметь в виду, что включенность здесь не полная, поскольку наблюдатель - взрослый человек, педагог со своими правами и требованиями,

на которые дети ориентируются в своем поведении.

Эксперимент

Эксперимент — основной метод современной детской психологии — это исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические

явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения их связей между собой и обстоятельствами жизни ребенка.

Рассмотрим вытекающие из приведенного определения основные признаки

эксперимента, которыми он отличается от наблюдения.

1. Наиболее существенной отличительной особенностью эксперимента, которая

определяет все остальные, является активная позиция самого исследователя.

Он может вызвать интересующее его явление столько раз, сколько это необходимо для доказательства или проверки выдвинутой гипотезы.

2. В эксперименте специально создаются условия, при которых обнаруживается

закономерная связь между психическими явлениями и психологическими и

непсихологическими условиями их возникновения и протекания.

Например, нам необходимо изучить какое-либо явление А, которое может протекать в условиях Б, В, Г. Предположим, мы хотим выяснить, как влияет на интересующее нас явление фактор Б. Чтобы установить это, мы многократно вызываем явление А, но при этом варьируем, изменяем фактор Б, а остальные условия

оставляем без изменения. В экспериментальной психологии фактор, который изменяется экспериментатором, называется независимой переменной. В нашем случае это фактор Б.

Явление, которое изменяется под влиянием изменения независимой переменной, зависит от него, называется зависимой переменной. В нашем примере это

явление А. В качестве независимых переменных при изучении психических явлений могут выступать различные условия окружающей ребенка среды, освещение,

время дня, размещение испытуемых, личность экспериментатора и т. д.

Для достижения успеха исследования необходимо добиться как можно более

полного равенства всех условий, факторов, при которых протекает то или иное

явление. Изменяться должна только независимая переменная. Особое внимание

следует обратить на то, чтобы все испытуемые участвовали в экспериментах

Методы детской психологии

с одинаковым внутренним отношением к опыту и экспериментатору; необходимо

обеспечить равенство мотивов участия. Пусть мы хотим исследовать особенности запоминания (скорость, объем и т. д.) детьми определенного словесного материала. Но с одним ребенком работаем индивидуально, с глазу на глаз, а с другим — в присутствии товарищей по группе. Ясно, что результаты сравнивать

нельзя, поскольку равенство условий нарушено, при сверстниках у испытуемых

может возникнуть дополнительный соревновательный мотив и т. д. Еще пример.

Давая детям задание запомнить какой-нибудь текст, нельзя одному ребенку сказать, что это необходимо для проверки его готовности к школе, другому за хорошие результаты пообещать награду, третьему пригрозить наказанием за плохое

запоминание.

Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается именно их

влияние на то или иное психическое явление.

Многократное повторение опытов (серий экспериментов) и достаточное количество испытуемых позволяют проверять гипотезы о закономерных связях между явлениями посредством применения специальных математических методов.

Результаты каждого опыта записываются в протоколе, где даются общие сведения об испытуемых, фиксируется характер экспериментальной задачи, время

опыта, данные об экспериментаторе, результаты эксперимента — количественные

и качественные, особенности поведения испытуемых: действия, речь, выразительные движения и т. д.

Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах: лабораторном, естественном, формирующем и др. Наиболее точным и доказательным

считается лабораторный эксперимент, который осуществляется в специально

оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.

На специальных экранах демонстрируются фигуры, загораются и гаснут разноцветные лампочки, подаются звуковые сигналы. Для регистрации психофизиологических показателей используются датчики, закрепленные на теле ребенка. При

этом ему нередко приходится нажимать на кнопки, двигать рычаги и осуществлять другие ответные действия.

В лабораторных экспериментах исследуются особенности ощущений и восприятий, быстрота реакций на различные раздражители, объем внимания и т. д.

Данные здесь измеряются и регистрируются автоматически, с большой объективностью и точностью. Однако то, что психолог выигрывает здесь в точности, он

проигрывает в естественности и жизненности. В необычных условиях лаборатории ребенок может показать не такие результаты, как в естественных условиях,

и полученные данные будут иметь весьма ограниченный характер. Для того чтобы придать лабораторным опытам естественность, используется один из главных

методических приемов детской психологии — игровое моделирование экспериментальных и жизненных ситуаций. Так, при исследовании движений глаз ребенка и других реакций, для регистрации которых необходимо было закреплять

на теле ребенка датчики, эксперимент организовывали, как игру в космонавты:

специальные очки и другие приборы входили в космическое снаряжение — скафандр, средства связи и т. д.

Наиболее продуктивным и распространенным в детской психологии является естественный эксперимент. «Существенным условием естественного эксперимента, — отмечал его создатель А. Ф. Лазурский, — отличающим его от экспе-

Методы изучения психики ребенка

римента искусственного, является то, что сам ребенок не должен подозревать, что

над ним производятся опыты. Благодаря этому отпадают смущение и та преднамеренность ответов, которые зачастую мешают определению индивидуальности

при условиях искусственного эксперимента»1

.

Естественные эксперименты используются при исследовании всех психических процессов и свойств личности детей. В виде естественных экспериментов

проводятся и опыты по изучению межличностных отношений и общения между

детьми. Игровое моделирование ситуаций позволяет исследователям при сохранении требований экспериментирования добиться жизненной убедительности получаемых результатов.

В исследовании В. С. Мухиной, посвященном изучению притязаний детей па

игровую роль, использовался прием замещения ребенка куклой-дублером. На подготовительном этапе экспериментатор рассказывал о ролях в предстоящей игре

и сам распределял их. Далее, на следующем этапе вместо ребенка ту же роль исполняла кукла-заместитель. При этом каждый ребенок знал свою куклу и кукол

товарищей по игре. Куклы подбирались в соответствии с полом ребенка; кроме

того, у каждой куклы был значок-фото с портретом ребенка, которого она замещала. На основном этапе игры ребенок без свидетелей распределял игровые роли. Эксперимент состоял в следующем. В экспериментальной комнате на пяти

(по числу участников) детских стульчиках сидели пять кукол-дублеров. Каждый

ребенок приходил в комнату, чтобы распределить между ними роли. Для этого он

должен был посадить куклу на место, символизирующее определенную роль.

Как уже отмечалось, игровое моделирование используется и для изучения

взаимоотношений в дошкольной группе. Один из вариантов — экспериментальная игра «Поздравь товарища» проводится следующим образом. На каждого ребенка заготавливается по три поздравительных открытки и конверт, которые раскладываются на столах, где дети обычно сидят на занятиях. Дети по одному входят в групповую комнату. Экспериментатор (в его роли чаще всего выступает

воспитатель) говорит ребенку : «Мы поиграем в интересную игру. Вот тебе три

открытки. Положи их по одной в конверты тех детей, которых ты хочешь поздравить с наступающим праздником. Себе класть нельзя». После того как ребенок

распределит открытки (при этом экспериментатор фиксирует его слова и другие

реакции, ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положил или еще положит открытку?» Для соблюдения чистоты эксперимента он должен быть организован так, чтобы дети, которые уже осуществили выбор, не встречались с теми,

кому это предстоит.

На основе учета количества открыток, полученных каждым ребенком, делается

вывод об их положении среди сверстников. Подсчитываются взаимные выборы,

число выборов, которое ожидает ребенок, персональное совпадение ожидавшихся

и полученных выборов и т. д.

До того как экспериментатор даст возможность участникам опыта ознакомиться с содержимым конвертов, необходимо несколько скорректировать результаты эксперимента и подложить в пустые конверты по одной-две открытки,

которые, разумеется, не учитываются при подсчете результатов. Этого требуют

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М, 1980. С. 8. Методы детской психологии

соображения педагогического такта, которые необходимо учитывать при проведении любых психологических исследований. Древнее правило медицины «Не

навреди!» не в меньшей мере относится и к психологии.

В формирующих экспериментах гипотеза проверяется в процессе активного

воздействия, которое приводит к возникновению новых психологических качеств

или к изменению ранее существовавших. Это воздействие может включать создание специальных условий, применение таких методов обучения и воспитания, которые должны привести согласно предположению исследователя к определенным

изменениям психики ребенка. Если запланированные новообразования действительно возникают, это означает, что мы научились управлять определенной стороной психического развития.

Формирующий эксперимент имеет ряд этапов. На первом этапе посредством

наблюдения, констатирующих экспериментов и других методов устанавливается

фактическое состояние и уровень того психического процесса, свойства, признака, на которые мы в дальнейшем собираемся воздействовать. Иными словами,

осуществляется психологическая диагностика той или иной стороны психического развития. На основе полученных данных исследователь, исходя из теоретических представлений о характере и движущих силах развития этой стороны психики, разрабатывает план активного психолого-педагогического воздействия, т. е.

прогнозирует путь развития данного явления.

На втором этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания. От обычного учебно-воспитательного процесса он в данном случае отличается строго заданными изменениями в содержании, организации и методах

педагогических воздействий. При этом в каждом отдельном исследовании может

проверяться конкретное воздействие.

На заключительном этапе и в ходе самого исследования проводятся диагностические эксперименты, в результате которых мы контролируем ход происходящих изменений и измеряем результаты.

Чтобы убедиться, что изменения, зафиксированные после проведения формирующих экспериментов, произошли именно от их воздействия, необходимо сравнить полученные результаты не только с исходным уровнем, но и с результатами

в группах, где эксперимент не проводился. Такие группы в отличие от исследуемых, экспериментальных, называются контрольными. При этом оба ряда групп

должны быть одинаковыми по возрасту, объему, уровню развития детей. Желательно, чтобы работу в них вел один и тот же педагог-экспериментатор. Иными

словами, необходимо соблюдать все правила психологического экспериментирования и особенно принцип соблюдения равных условий опыта.

Приведем пример.

В исследованиях, проведенных под руководством А. В. Запорожца, формирующий эксперимент был использован для проверки гипотезы о том, что при определенных условиях можно поднять на новую ступень процессы восприятия, развить отдельные стороны сенсорики ребенка. Выяснилось, что детям трудно различать звуки по высоте. Для

развития звуковысотного слуха был разработан формирующий эксперимент, в котором

вводились предметы, пространственные свойства и отношения которых как бы «моделировали» звуковысотные отношения. Перед детьми разыгрывались сцены-драматизации, в которых участвовали большой «медведь-папа», издававший низкие звуки, «мед-

Методы изучения психики ребенка

ведица-мама», которая была поменьше и издавала более высокие звуки, и совсем

маленький «медвежонок-сын», издававший еще более высокие звуки. Потом экспериментатор совместно с детьми разыгрывал сцены из жизни этих персонажей: «медведи»

прятались в разных местах, и ребенок должен был отыскать их по голосу. Оказалось,

что после такого обучения даже младшие дети (2—4 лет) начинают не только легко различать по высоте голоса, издаваемые игрушечными животными, но и более успешно

дифференцировать любые звуки, которые встречаются им впервые и совершенно не

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Чудо-дерево» для изучения буквДидактическое пособие «Чудо-дерево» для изучения букв Корней Иванович Чуковский написал стихотворение о чудо-дереве, на которм растут валенки, калоши, ботинки, гамаши и другие вещи. А я решила.

«Дерево». Разнообразие пособий для изучения сезонных изменений в природе«Дерево». Разнообразие пособий для изучения сезонных изменений в природе Наверное, нет в дошкольном образовании педагога, который бы не обращался в изучении времён года к пособию "Дерево". Исполняются такие.

Дидактическая игра «Математические пазлы от 1 до 5» в рамках изучения пожарной безопасностиДидактическая игра «Математические пазлы от 1 до 5» в рамках изучения пожарной безопасности В нашей группе с 09.01.-19.01 прошла неделя по пожарной безопасности. где дети сами являлись участниками и активными помощниками во время.

Макет для изучения ПДД с младшими дошкольникамиМакет для изучения ПДД с младшими дошкольниками Дидактическая игра «ПЕРЕКРЕСТОК» Описание работы: Макет «ПЕРЕКРЕСТОК» предназначен не только для непосредственно-образовательной деятельности,.

Мастер-класс для педагогов: Создание дидактической куклы для изучения ПДДМастер-класс для педагогов: Создание дидактической куклы для изучения ПДД Добрый день, дорогие друзья!В прошлой публикации я рассказывала о макетах. И в макете по изучению ПДД на фото была кукла про которую я сегодня.

Дидактическая игра «Математические пазлы от 1 до 5» в рамках изучения темы «Овощи»Дидактическая игра «Математические пазлы от 1 до 5» в рамках изучения темы «Овощи» Мастер –класс «Математические пазлы» от 1 до 5 В нашем детском саду 1 ноября было открытое занятие где дети сами являлись участниками мастера-класса.

Наглядные пособия для изучения народных промыслов «Русская игрушка»Наглядные пособия для изучения народных промыслов «Русская игрушка» Цель: Пополнение уголка предметами народных промыслов Знакомство детей с народной культурой. Задачи: - расширить знания детей о дымковской.

Пособие для изучения цветов радуги «Ёжик» ко Дню ёжика на МAAMПособие для изучения цветов радуги «Ёжик» ко Дню ёжика на МAAM Данное пособие связала для внучки, которой скоро будет два. Ёжик поможет изучить и запомнить цвета в радуги в том порядке, как принято:.

Пособие, связанное крючком, для изучения цветов радуги, дней неделиПособие, связанное крючком, для изучения цветов радуги, дней недели В преддверии светлого и радостного праздника всех православных, у меня родилось такое пособие для изучения цветов радуги и дней недели.

Родительское собрание «Влияние типа темперамента на методы воспитания ребенка» Добрый вечер, дорогие коллеги! С удовольствием поделюсь с Вами своим выступлением перед родителями нашей группы. Эта публикация будет интересна.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы изучения психики ребенка
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 11:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы изучения психики ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Хачатурян Анна Георгиевна (УИ 2729102) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД