Анжела Торчинова
Методика по выявлению уровня готовности детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Методика по выявлению уровня готовности детей к школе
.
Автор: Торчинова Анжела Эльбрусовна, заведующая отделом социальной педагогики, педагог дополнительного образования, МАОУ психологический Центр диагностики и консультирования «Доверие», РСО-Алания, г. Владикавказ
Уровень развития мышления (анализ и синтез).
I. Обобщение понятий.
1. Понедельник, вторник, среда.
2. Зима, весна, лето, осень.
3. Мама, брат, сестра, бабушка.
4. Красный, голубой, зелёный, коричневый.
Публикация «Методика по выявлению уровня готовности детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
5. Сыр, сметана, молоко, творог.
6. Берёза, акация, ель, дуб, сосна.
7. Кастрюля, вилка, ложка, тарелка.
8. Кошка, собака, лошадь, корова.
Инструкция I. Сейчас я буду называть слова. Вам нужно внимательно послушать и написать одно слово, которым можно назвать все слова. Слушайте внимательно.
I. Исключение понятий.
1. Стоять, бежать, думать, идти.
2. Оля, Катя, Иванова, Света.
3. Карандаш, бумага, ручка, фломастер.
4. Лопата, топор, молоток, линейка.
5. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
6. Море, озеро, река, пруд, мост.
7. Туфли, сапоги, ботинки, перчатки.
8. Диван, стол, кровать, кастрюля.
Инструкция II. Вам нужно внимательно послушать слова и записать только то, слово, которое не подходит другим, слушайте внимательно.
Результат. Просматривается выполненное задание и выявляются правильные ответы. Правильные ответы позволяют сделать вывод об уровне развития мышления и о способности ребёнка к квалификации и систематизации.
«Графический диктант» (по Эльконину Д. Б.)
Цель: выявить умение детей внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
Инструкция. «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно постараться внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны провести линию. Проводите только те линии, о которых я скажу. Когда проведёте, ждите, пока я не скажу, как надо рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на. (даётся реальный ориентир).
Ход занятия.
1. Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю клеточку. Рисуйте линию, не отрывая карандаш от бумаги:
– одна клетка вниз (не отрывая карандаш от бумаги)
– одна клетка направо
– одна клетка вверх
– одна клетка направо
– одна клетка вниз
– одна клетка вверх
– одна клетка направо
– одна клетка вниз
– далее продолжайте рисовать такой же узор сами.
(тренировочный узор).
2. Всё, этот узор дальше рисовать не надо. Рисуем следующий узор. Теперь поставьте карандаши на следующую точку. Приготовьтесь, начинаю диктовать.
– одна клетка вверх
– одна клетка направо
– одна клетка вверх
– одна клетка направо
– одна клетка вниз
– одна клетка направо
– одна клетка вниз
– одна клетка направо
– а теперь сами продолжайте рисовать тот же узор.
(дайте 1,5 минуты на работу).
3. Поставьте карандаши на самую нижнюю точку.
– три клетки направо
– одна клетка вверх
– одна клетка налево
– две клетки вверх
– три клетки направо
– две клетки вниз
– одна клетка налево
– одна клетка вниз
– три клетки направо
– одна клетка вверх
– две клетки вверх.
Теперь сами продолжайте рисовать узор.
(даётся 1,5 минуты на работу).
Оценка результатов.
Тренировочный узор не оценивается. В каждом из последующих отдельно оцениваются выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора.
4 балла – точное выполнение узора (неровность линий, «дрожащая линия, грязь» не учитываются и не снижают оценку);
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками;
1 балл – воспроизведение, в котором имеются лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором;
0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.
За самостоятельное выполнение узора оценка выставляется по той же шкале. Полученные две оценки будут колебаться от 0 до 8.
Уровень развития внимания.
1. Игра «Да и нет».
Цель: Активизировать внимание. Проверить уровень развития внимания у школьников.
Ход игры: Слова «да» и «нет» при ответе на вопросы говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.
Примерные вопросы:
– Ты девочка (мальчик?
– В школу ходишь?
– Соль сладкая?
– Птицы летают?
– Тебе 7 лет?
– Снег белый?
– Гуси мяукают?
– Сейчас зима?
– Мячик квадратный?
– Кошка – это птица? (и т. д.)
2. Игра «Цветок, дерево, птица».
Инструкция. Ребята, постарайтесь правильно выполнить движения: если услышите название цветка – хлопните в ладоши, если услышите название птицы – взмахните руками, если услышите название дерева – положите руки на колени.
Слова к игре:
Дятел, ромашка, берёза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик, василёк, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, василёк, пальма, цапля, колокольчик.
3. Игра «Повторы движения».
Инструкция.
На слово «небо» – поднимите руки вверх, на слово «вода» – руки перед собой, на слово «земля» – руки вниз, на слово «огонь» – круговые движения руками перед собой. (Педагог называет слова вперемешку, ребёнок должен показывать соответствующие слову движения, не ошибаясь.)
Определение эмоционального отношения детей к школе.
Цель: выявление детей с положительным и негативным отношением к школе.
Материал для работы: Каждому ребёнку выдаются 2 спичечные коробки: на одной нарисована буква «Ш» (школа, а на другой – цветок (дом, а так же наборы спичек: 10 красных и 10 чёрных каждому.
Инструкция: «Вы видите перед собой две коробочки. На одной нарисована буква «Ш» – это школа, а на другой нарисован цветок – это будет наш дом. Вы запомнили (при необходимости повторяется). Положите коробочки перед собой и откройте, но ни до конца раскрывайте. Теперь положите рядом спички: чёрные и красные. В этой коробочке учатся школьники («Ш», такие же, как вы. Они хотят в школу, узнают много интересного, учатся писать, считать. А в этой коробочке бывают дети, которые не ходят в школу, они целый день бывают дома, играют на улице с друзьями.
Сейчас я буду называть разные слова, и после каждого буду говорить какую спичку взять – чёрную или красную, а вот в какую коробочку положить спичку вы будете думать сами. Подумайте: кому они больше подходят. Давайте попробуем. Я называю слово «хороший». Взяли все в руку красную спичку, теперь все молча подумали и положили её в ту коробочку, куда она больше подходит. Не забываем, что эта спичка сейчас обозначает «хороший», не подглядывайте друг у друга. Очень важно, чтобы вы сами подумали и сами положили. Молодцы!
Я называю другое слово «плохой». Взяли все в руку чёрную спичку. Молча все подумали и положили её в ту коробочку, куда она больше подходит – школе или дому (Ш) или «цветок»).
Я называю другое слово: «чистый». Может мне кто-нибудь подскажет, какую спичку взять? Взяли красную спичку. А теперь подумали, молча положите её в ту коробочку, куда она больше подходит и т. д.
Список предлагаемых антонимов.
Хороший – плохой
Чистый – грязный
Добрый – злой
Грустный – весёлый
Быстрый – медленный
Сильный – слабый
Большой – маленький
Тяжёлый – лёгкий
Горячий – холодный
Решительный – робкий
Коробочки закрываются, откладываются на край стола.
Результаты.
– если в коробочке с «Ш» преобладают чёрные спички, то это говорит о негативном отношении к школе, если красные – о положительном эмоциональном (сформированном) отношении к школе.
Уровень развития памяти.
Цель: выявление уровня развития памяти.
1. Запомните и повторите фразы:
– В саду выросли красивые розы.
– Света прочитала интересную книгу.
– Мама сшила Марине блузку и юбку.
– Строители построили новый высокий дом из кирпичей.
2. Послушайте небольшие рассказы. Постарайтесь их запомнить, а затем повторить.
• Наступила весна. Прилетели скворцы. Ребята приготовили для них скворечники. Они повесили их на деревья. Скворцы поселились в домиках. Дети были рады.
• Оля и катя рисовали красками. Оля нарисовала грибы в корзине, а Катя вазу с цветами. Девочки повесили рисунки на стену. Мама похвалила девочек.
3. Послушайте пары слов. Постарайтесь запомнить
Небо – луна корабль – море
Туча – дождь цветок – ваза
Собака – хвост ведро – вода
Заяц – морковь лягушка – цапля
Ковёр – комната рыба – трава.
А теперь по первым словам в паре, попытайтесь вспомнить вторые.
Лягушка – заяц –
Корабль – рыба –
Туча – ковёр –
Собака – цветок –
Небо – ведро –
Выявление уровня развития памяти.
Задание «Фигуры, цвета»
Инструкция: Посмотрите на доску. Какие фигуры вы видите (с детьми называются фигуры, цвет, размер (большие и маленькие).
Далее фигуры убираются. Детям предлагается написать сколько было квадратов, треугольников и кругов, какого цвета они были.
Результат: по записям определяется, на сколько ребёнок без инструкции способен воспроизвести по памяти фигуры, цвета, величину. На основе этого делается вывод о развитии непроизвольной памяти.
Анализ результатов.
Гипотеза: дети, которые имеют негативное эмоциональное отношение к школе, имеют низкий уровень готовности к школе, низкий уровень развития памяти, внимания, мышления, а в частности, низкая мотивировка учебного процесса ведёт к низкой успеваемости, результатом чего является дезадаптация ребёнка к школе.