Екатерина Дьяченко
Методика «Музыкальные ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
С огромным интересом я изучаю новые технологии в сфере образования и в мире музыки, инновационные техники и нетрадиционные приемы. Основную цель своей работы я вижу в том, чтобы наполнить занятия интересными идеями, вовлечь каждого ребенка в увлекательную для него деятельность.
Как я заметила, музыка всегда интересна детям, ни один ребенок не остается равнодушным на музыкальных занятиях.
Публикация «Методика „Музыкальные ручки“» размещена в разделах
Проштудировав множество литературы, интернет ресурсов, выделила некоторые техники и создала свою методику, которую назвала «Музыкальные ручки». За основу взяла методики Т. А. Боровик «Хор рук. Двигательное многоголосие» и Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование».
Образовательная технология «Хор рук» автор Т. А. Боровик
Цель: развитие двигательной фантазии детей
Хор рук (двигательное двухголосие) относится к ативному слушанию. Дети делятся на 2 партии – одна группа сидит на стульях, вторая стоит позади них. Для каждой группы детей выбирается два дирижера. На начальном этапе – это музыкальный руководитель и воспитатель. Сначала ребята прослушивают музыкальное произведение, беседуют о его музыкальном образе. Затем муз. рук. предлагает детям изобразить этот музыкальный образ руками, т. е. поучаствовать в хоре рук. Начинаю работу с одноголосия, где выполняю роль дирижера. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль. На начальном этапе дети исполняют свою партию только руками, прочувствовав мелодию движениями рук. Далее предлагаю оживить наш хор добавлением атрибутов, которые более всего подходят образу музыкального произведения.
Методика Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками».
Цель:Создание условий для творческого развития природной музыкальности детей и формирование способности детей к творческому поведению в элементарном музицировании, способности детей к самовыражению через все виды музыкальной деятельности.
Элементарное музицирование по методике Т. Э. Тютюнниковой – методика, которая сочетает в себе принципы творческого импровизационного музицирования австрийского композитора К. Орфа с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики. Особое место в ней занимают звучащие жесты (Гунильд Кетман) – игра звуками человеческого тела. Это хлопки, шлепки, притопы, щелчки. Являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей.
На мой взгляд, эти две методики в своем сочетании наиболее эффективно и ярко раскрывают возможности детей, способствуют раскрытию образного мышления и их творческого потенциала. Всякий художественный образ не до конца конкретен, это субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической и мыслительной деятельности, где одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). Эта методика помогает детям наиболее доступно прочувствовать музыкальные образ, понять его.
Музыкальные ручки – активное слушание. Детям обычно трудно усидеть на месте при слушании, и тут выручает этот метод. При этом выполняются несколько задач: дети слушают и одновременно учатся слышать интонацию произведения, его характер, не отвлекаясь, они полностью вовлечены в процесс слушания. В беседе спрашиваю детей почему они выбрали именно такой жест.
На своих занятиях часто придумываю упражнения сама, анализируя проблемные моменты и техники, которые нужно проработать. В начале занятия начинаем с приветствия – поём и показываем руками интонацию и характерные движения персонажей распевки. Например: заяц – легкие «прыжки» кистей рук на месте в воздухе, слон – сжатые кулачки по коленям, белка – легкие «прыжки» кистей рук по направлению движения и др. Таким образом можно показывать все, о чем поем – ветер, дождь, снег, падение осенних листочков, катание на санках и т. д. Предлагаю придумать движения рук самим детям, это развивает их воображение.
Одно из самых любимых упражнений – это «Дождик». Дети делятся на 3 группы: 1 – первые капельки, тихие и редкие, сидят на стульях и ритмичными хлопками по коленям «начинают» дождь. Вторая группа хлопает в ладоши быстрее в 2 раза. Третья группа – колокольчики или треугольники, имитирующие частые и мелкие капли дождя. Затем дождь утихает – колокольчики замолкают, затем перестают хлопать дети 2 группы, и заканчивают дождь одинокие и редкие хлопки по коленям. Это сложное и интересное упражнение я даю детям подготовительной группы. Упражнение имеет и простой вариант для более младших групп (по 1 группе для самых маленьких и 2 группы для деток постарше.) Для красочности и придания образа можно использовать барабан – «гроза». Развивает чувство ритма, координацию движений, умение слушать. Также на занятиях исполняем такие упражнения, как «Ритмическое эхо», «Зайчик серенький скакал». Упражнения авторские.
Интересное занятие для детей – это «озвучивание» сказок жестами или музыкальными инструментами, которые наиболее точно определяют образ в сказке.
Музыкальные ручки – форма музыкотерапии, как активная релаксация. Дети с удовольствием вовлекаются в музыкальную деятельность, учатся слушать и понимать музыку. Данная технология способствует эмоциональному и двигательному раскрепощению детей, их фантазии, развивает чувство ритма, чувство ансамбля, слаженности всего хора. Более того, позволяет использовать различные инструменты для вовлечения ребенка в мир музыки, его заинтересованности. Упражнения на двигательное двухголосие активизирует внимание, развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Данный вид деятельности является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.