Светлана Михайленко
Методическое пособие «Вместе весело живем» (алгоритм создания детского практического журнала)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие "Вместе весело живем"
Автор: Михайленко С. Л.
воспитатель логопедической группы
Аннотация
Данное методическое пособие представляет собой алгоритм создания детского практического журнала для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста, разработанный на основе информационно-практико-ориентированного проекта.
В нем раскрывается основные направления работы по организации издательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития не только всех компонентов речи, но и формирование культурной, творческой, социально-активной личности через нетрадиционную форму.
Публикация «Методическое пособие „Вместе весело живем“ (алгоритм создания детского практического журнала)» размещена в разделах
Достоинством методического пособия является подробное описание совместной деятельности взрослого и ребенка по созданию детского практического журнала.
При подборе материалов использованы многочисленные источники: учебно-методическая и научно-практическая литература, сетевые ресурсы.
Методическое пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей воспитанников, творчески относящихся к своему делу и ориентированных на развитие инициативного, активного, любознательного ребенка. Мы надеемся, что наша искорка поможет вам коллеги зажечь костры творчества.
Введение
Уважаемые коллеги!
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
По данным научных исследований речь детей с ОНР отличается отсутствием четкости, последовательности изложения. Детям трудно дается пересказ рассказов, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании. Всесторонний анализ речевых нарушений у таких детей представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.
Заинтересовать, увлечь и добиться результата – мечта каждого педагога. Поэтому наряду с традиционными методиками все чаще приходится искать новые и интересные методы и формы работы с детьми, отвечающие новым федеральным государственным образовательным стандартами применимыми дошкольному образованию. Одним из таких методов, можно выделить метод информационно-практико-ориентированного проекта (особенность данного метода заключается в сборе информации, обсуждения и ее реализации, ориентируясь на социальные интересы детей, результатом чего является создание детского практического журнала).
Использование данного метода позволяет развить познавательные навыки детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировки в информационном пространстве, развить критическое мышление.
1. Особенности построения образовательного процесса с детьми, имеющие речевые нарушения
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи III уровня является продолжение работы по развитию:
понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
произносительной стороны речи;
самостоятельной развернутой фразовой речи;
подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
В задачу воспитателя логопедической группы входит обязательное выполнение требований образовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой детского сада.
В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
В соответствии с федеральными государственными требованиями к реализации основной образовательной программы образовательный процесс должен строиться в различных видах детской деятельности: непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах. Поэтому наряду с традиционными методиками все чаще приходится искать новые и интересные методы и формы работы с детьми, отвечающие новым федеральным государственным образовательным стандартами применимыми дошкольному образованию. Одним из таких методов, можно выделить метод информационно-практико-ориентированного проекта.
2. Теоретические основы проектного метода
Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».
Проект – специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Основной тезис современного понимания метода проектов: «Все, что я познаю - я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей.
Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Зачем нужен проект?
1. Для поддержки и развития самостоятельной и познавательной деятельность детей.
2. Развитие познавательной сферы, расширение кругозора.
3. Развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.
4. Развитие умения наблюдать, слушать.
5. Развитие мышления, навыков обобщать и анализировать, внимания, воображения, памяти, речи.
6. Развитие умения увидеть проблему комплексно с разных сторон.
7. Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
Основная цель проектного метода в ДОУ – это создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.
При использовании данного метода педагогу необходимо учитывать ряд требований:
во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников;
во-вторых, поставленная проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах её решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем.
в-третьих; содержательная часть проекта должна быть основано на самостоятельной деятельности детей спланированной ими на подготовительном этапе работы.
Используя данный метод, воспитатель, становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.
3. Форма организации совместной деятельности
Предлагаемая в данном методическом пособии организация издательской деятельности по созданию детского практического журнала «Вместе весело живем», основана на информационно-практико-ориентированном методе (по Л. В. Киселевой).
Организованная деятельность по количеству участников является коллективной. По продолжительности выполнения проекта: долгосрочный (учебный год). По характеру содержания: интегративная (интеграция двух и более образовательных областей). Форма представления – презентация детского практического журнала.
Форма организации – «Мастерская», форма проведения - подгрупповая, длительность не более 20 минут, наилучшее время проведения – II половина дня.
Роль воспитателя при использовании информационно-практико-ориентированного метода заключается в учете возрастных особенностей детей, создания условий для стимулирования интересов детей, построения своих отношений с ребенком в рамках партнерской деятельности, мотивировании деятельности детей, использовании игровых методов и приемов.
Роль дошкольника – ребенок является активным участником проекта, преодолевает трудности в решении проблем (ведущая дидактическая цель методов проекта).
Роль родителя -
4. Принципы построения организованной деятельности
Основными принципами организации партнерской деятельности взрослого и ребенка в процессе создания журнала являются:
Принцип гуманизации и демократизации заключается в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспечении условий для творчества детей, проявления уникальности каждого ребенка.
Принцип воспитывающего характера обучения. Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение и воспитание всегда выступают в единстве, хотя и имеют свое содержание, свои методы, свои психологические предпосылки.
Принцип научности. При интеграции областей в непосредственной образовательной деятельности воспитатель формирует у детей реальные представления. Со временем они становятся основой для формирования научных знаний. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности. Поэтому правильное объяснение явлений окружающего возможно на всех этапах обучения, значит, и в дошкольном возрасте.
Принцип наглядности обучения. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я. А. Коменский в ХУП в. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К. Д. Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.
Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. По каждому разделу журнала воспитатель намечает определенную систему в подаче материала детям на занятии. Систематичность в обучении требует, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, постепенно и последовательно. Последовательность предполагает - усвоение нового материала опирается на имеющиеся знания детей, и подается частями, во взаимосвязи с ранее изученным.
Принцип активности у сознательности. Усвоить учебный материал можно лишь при достаточном уровне активности познавательных процессов ребенка, при его активном психическом состоянии. Если ребенок хочет учиться, ему легче усваивать учебный материал. Чем больше ребенок решает познавательных и практических задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Если ему удается самостоятельно выделить те или иные свойства предметов или явлений, которые важны для решения практической задачи, если их удается ему связать, то ребенок решит задачу и его мышление будет характеризоваться активностью, самостоятельностью.
Принцип интеграции образовательных областей строится в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Представленные принципы являются основой для определения образовательного содержания, которое должен освоить ребенок-дошкольник.
5. Предполагаемый результат
В связи с особенностями развития детей логопедической группы: (затрудненная социализация и адаптация, снижена мотивация к учебной деятельности мы выбрали такую форму работы как создание детского практического журнала неслучайно. С целью определения социальных и психологических характеристик личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования мы выделили следующие ориентиры:
ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, рассказов, синквейнов и др.
ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
При оценке каждой характеристики ребенку присваивается показатель: сформировано, частично сформировано и не сформировано.
6. Этапы работы по созданию детского практического журнала
В данном разделе методического пособия, предлагаем Вам методические рекомендации по созданию детского практического журнала.
Деятельность по созданию журнала состоит из следующих этапов: подготовительный этап, основной и заключительный.
1 этап подготовительный. Цель: познакомить детей с функциями и назначением детского журнала.
На данном этапе знакомим детей с разными видами детских журналов: рассматриваем, сравниваем, находим сходства и различия. Обсуждаем с детьми функцию своего журнала - это хранилище информации. Большое внимание уделяем структуре журнала: наличие обложки, определение рубрик и их содержание (количество разделов и названия рубрик по усмотрению педагога, дизайнерское оформление страниц.
Темы для страниц журнала могут быть разнообразными:
в зависимости от возраста детей и их интересов;
по запросу родителей;
в соответствии с комлексно-тематическим планом ДОУ;
в процессе изучения лексических тем (логопедические группы) и др.
Важно соблюдать принцип повторности: тема недели проходит в процессе интеграции образовательных областей («Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка»). Именно это позволяет детям хорошо усвоить материал, накапливать полезную информацию, пополнять багаж знаний, а главное - обобщать свой опыт.
2 этап основной. Цель: развитие не только всех компонентов речи, но и формирование культурной, творческой, социально-активной личности. В качестве приоритетных задач на данном этапе мы выделили следующие:
формировать мотивацию к речевой деятельности у воспитанников
развить связную речь;
развить лексико-грамматическую сторону речи;
расширять и активизировать словарный запас;
развивать познавательные процессы (память, мышление, внимание);
способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
развивать умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
формировать универсальные предпосылки учебной деятельности
На этом этапе проводиться следующая работа:
1. Обсуждение содержания с детьми каждой странички или рубрики журнала, подбор материала (картинки, рисунки, фотографии, синквейны, стихи, загадки, рассказы сказки и т. д.).
2. Обобщение собранного материала педагогом (набор текста, дизайнерское оформление журнала в программе Microsoft Office Publisher Document).
Описание основного этапа: педагог собирает детей за круглым столом 1-2 раза в неделю, создается ситуация, предполагающая самостоятельную, продуктивную обработку полученной информацией, т. е. обсуждение каждого раздела журнала, каждый ребенок вносит в журнал что-то свое, событие, загадку, синквейн, рассказ и т. д.
В процессе обсуждения или беседы ребенок учится слушать собеседника, высказывать свое мнение, учатся грамматически правильно составлять предложения, тем самым развивают память, мышление, внимание. Использование такой формы работы повышает мотивацию к речевой деятельности детей. В процессе обсуждения или беседы упражняются и развиваются различные психические процессы и функции (вербальная, зрительная память, слуховое восприятие, аналитико-синтетическая деятельность, логичность мышления, концентрация, объем внимания и т. д.)
Из опыта работы по созданию детского практического журнала «Вместе весело живем». Наш журнал включает в себя 4 рубрики:
Рубрика «События недели». Дети вспоминают и формулируют самые яркие события, которые проходили на протяжении недели (дни рождения, праздники, театральные представления, утренники и т. д.). Это самый любимый раздел наших деток, они с большим удовольствием и гордостью рассказывают о памятных событиях, знаменательных датах, мероприятиях. Рассматривают свои фотографии в группе и, конечно же, показывают их родителям.
Немало интересна детям рубрика «Мы танцуем и играем, развивать не забываем». В этом разделе, ребята вспоминают, какую лексическую тему они прошли, составляют синквейны (нерифмованные стихи) (приложение 1, сочиняют сказки, рассказы, оформляют выставку из своих работ (лепка, рисование, аппликация).
Следующая рубрика «Отгадайте-ка, ребятки, наши умные загадки». Здесь ребята составляют описательные загадки по лексическим темам. С использованием мнемотаблиц. (приложение 2) и определенных схем (приложение 3) .
Последняя рубрика «На заметку». Здесь публикуются интересные игры, пальчиковые, дыхательные гимнастики и др. Эта рубрика предназначена для родителей. Дети выбирают, какую пальчиковую, дыхательную гимнастику или упражнение на координацию речи они хотят научить своих родителей. Такой метод работы привлекает родителей. В процессе взаимодействия с ребенком в домашних условиях, родители закрепляют материал, пройденный в детском саду.
3 этап заключительный. Цель: развитие и становление первичной ценностной ориентации и социализации воспитанников посредством взаимодействия с взрослыми и другими детьми.
На данном этапе педагог презентует готовый журнал воспитанникам. Проводится обсуждение (все ли страницы правильно заполнены, вся ли информация вошла в выпуск журнала). Затем договариваемся о том, кто из детей будет участвовать в презентации журнала для детей других групп, а кто для родителей. Таким образом, после выпуска очередного журнала, каждый из воспитанников имеет возможность представить или весь журнал или одну из страничек. Такая форма взаимодействия помогает детям развивать творческие способности, быть уверенными в своих силах.
Заключение
В настоящем методическом пособии представлен алгоритм издания детского практического журнала. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования определены целевые ориентиры по социальным и психологическим характеристикам личности ребенка. Ведь именно такая форма работы помогает дошкольнику ощутить себя свободной полноценной личностью, способствует в дальнейшем более успешной адаптации к школе.
Список рекомендуемой литературы
1. Т. В. Большева «Учимся по сказке» 2001г.
2. Л. А. Баландина «Риторика для малышей» 2003г.
3. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» 2005г.
4. Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» 2007г.
5. В. И. Логиновой и Н. Г. Саморуковой «Дошкольная педагогика» 1988 г.
6. Е. А. Сидорчук «Организация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения» 2005г.
7. О. В. Мариничева, Н. В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать» 2001г.
8. В. Лунин «Загадки. Скороговорки» 1999г.
9. О. С. Гомзяк «Говорим правильно» 2011г.
10. Электронные ресурсы
http://www.i-gnom.ru/books/Speech/05_metodika_obuch_pereskazy.html
http://www.resobr.ru/materials/46/37792/
http://sv-buratino.narod.ru/p56aa1.html