Татьяна Олефиренко
Лэпбук «Чистая планета»
▼ Скачать
Актуальность
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Потребительское отношение и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе, как к универсальной ценности.
Публикация «Лэпбук „Чистая планета“» размещена в разделах
- Космос. Космические лэпбуки
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Экологические лэпбуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Главной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе. Развитие восприятия природы как ценности, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности.
Работая над проектом «Эколята дошколята» мною было разработано пособие для детей дошкольного возраста лэпбук «Чистая планета». Эта разработка рассчитана для всех возрастных групп т. к. каждый возраст найдет много интересного и познавательного для себя.
Цель проекта:
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
Ознакомление с природой и природными явлениями;
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля;
Формирование элементарных экологических представлений;
Воспитание умения правильно вести себя в природе;
Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Содержание лэпбука предусматривает использование разнообразных методов в работе с ним: наглядных (рассматривание иллюстраций, словесных (беседы, чтения художественной литературы о природе, практических (экологические игры, правила поведения на природе).
Материалы и оборудование, используемое при разработке
1. Компьютер
2. Принтер
3. Ламинатор
4. Пленка для ламинирования 125 мкц
5. Липучки самоклеющиеся
6. Канцелярские кольца
7. Дырокол
8. Резак для бумаги (для обработки ламинированных углов)
Основанные на требования ФГОС ДО, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Работа над Лэпбуком достаточно разнообразна. Одной из многих положительных сторон Лэпбука является тот факт, что Лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную.
Основная часть
Все материалы лэпбука соответствуют возрастным особенностям детей раннего возраста и экологической теме, несут в себе познавательную и развивающую функции. Пособие помогает лучше понять, запомнить и эффективно усвоить новую информацию, закрепить и повторить материал в занимательно-игровой форме. Оно может быть интересно не только воспитателям и детям, а также и родителям.
Содержание лэпбука направлено на развитие крупной и мелкой моторики рук, расширение словаря, развитие психических процессов (внимания, памяти, творческого воображения, мышления).
Этапы работы над лэпбуком
1. Выбор темы.
2. Составление плана.
3. Составление макета.
4. Оформление лэпбука
1. Выбор темы.
В нашей группе осуществлялся проект «Эколята – Дошколята», и я решила сделать лэпбук по экологии. Данная тема была интересна для ребят. Наполнение и раскрытие тем зависело от возрастных особенностей детей, а также от уровня речевого развития и мыслительных процессов.
2. Составление плана.
На этом этапе я продумала, что должен включать в себя лэпбук, чтобы полностью раскрыть тему, также определилась с его частями.
3. Создание макета.
Теперь надо было придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могли быть любые, но я выбрала формат книги, размер которой составляет А4. А игровой материал решила разместить в кармашках на разных элементах: на липучках, скобах, книжках-гармошках, на кольцах и т. д.
4. Оформление.
Этот этап работы самый творческий. Для работы над лэпбуком подходит все : фото, наклейки и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты,
Материалы и оборудование, использованное при изготовлении лэпбука : компьютер, принтер, ламинатор, иголка, напёрсток, двх сторонние липучки, двухсторонний скотч, обычный скотч, ножницы, клей, цветные картинки по теме, 5 конвертов разного размера на кнопках, кольца.
Данный «Лэпбук по экологии» - это тематическая книга с разворотами формата А4 в закрытом виде.
Данное пособие обладает множеством приспособлений для информации по экологии:
распашные модули разных форм и цветов
стандартный кармашек
кармашек - гармошка
расскраски
карточки
вращающиеся детали-круги
Обращаю внимание на то, что специфика лэпбука для работы с детьми раннего возраста заключается в минимальном присутствии текста, поэтому в данном лэпбуке наблюдаем только названия игр.
Использование данного лэпбука отвечает требованиям, которые стоят перед дошкольным образованием: обеспечение возможности общения всех участников образовательного процесса; осуществление партнерской деятельности детей и взрослых.
Моё пособие также отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
лэпбук обеспечивает принцип трансформируемости в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей (внесение изменений в папки согласно интересам детей, легко разворачивается, собирается, раскладывается)
наличие полифункциональных составляющих лэпбука обеспечивает то, что его легко можно взять, легко положить, может расположиться в любом месте, перемещаясь по пространству: например, за столом, на ковре.
вариативность обеспечивается наличием разных материалов, игр, обеспечивающих свободный выбор детей. Также есть возможность периодически менять игровой материал.
данный лэпбук доступен всем детям для образовательной деятельности (легкий, удобный) и соответствует методам и приемам, предъявляемым к дошкольному образованию: связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности изложения, т. е. я учитывала возрастные особенности детей.
эстетичность оформления пособия способствует развитию художественно-эстетических способностей детей.
Содержание игр (экологические, дидактические, словесные, развивающие)
Содержание лэпбука предусматривает использование разнообразных методов в работе с ним:
наглядных (рассматривание иллюстраций)
словесных (беседы, чтение стихов, поговорок о природе, экологических сказок)
практических (экологические игры, правила поведения на природе)
игровых (дидактические игры, словесные игры).
Содержание методического пособия:
Беседа на тему: «Все, что нас окружает».
Цель: подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды; дать детям понять, что природа – это наш общий дом.
Задачи:
совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы
воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
Материал: иллюстрации природы, животных, растений и т. д.
1. Чтение стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой».
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.
- Что такое природа? (солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т. д.)
- Что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
- А машина есть в природе?
- Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот есть в природе, на чём ездит человек? (лошадь)
- Лошадь - это природа.
- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы.
- На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один стол положите живую природу, на другой – неживую природу.
- Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается, умирает.
2. Игра «Живая и неживая природа». ( называют объекты живой природы: дети двигаются, неживой – стоят на месте)
3. Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом –природа.
- Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?
- Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных.
- А в группе у нас есть природа?
Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.
- От чего в вашем доме бывает светло? (лампа)
- А что можно сравнить с лампой в природе?
- Но солнце не только светит, но и греет. (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей)
Беседа на тему: «Для чего нужны воздух, вода и почва?»
Цель: закрепление знаний детей об объектах природы, среде обитания живых существ.
Материал: игровое поле, конверт с карточками.
Вода очень важна для каждого человека. Почему? Для чего нам нужна вода? (пить, готовить еду, поливать растения, стирать бельё, мыть посуду, овощи и фрукты, умываться, мыться и мыть руки и т. д.)
А кто ещё нуждается в воде? (животные, рыбы, растения, и т. д.)
Посмотрите это обруч, а на ковре разложены картинки. Вам нужно выбрать и положить в обруч те картинки, которым нужна вода. (дети выбирают и раскладывают картинки)
Ребята, так кому же нужна вода? Правильно, всему живому. А что может произойти если не станет воды? (ответы детей)
Без воды всё живое погибнет. Поэтому воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. А как можно беречь воду? (закрывать кран и т. д.)
Вот сколько интересного мы узнали о воде!
А как вы думаете, мы без воздуха можем жить?
Для чего нам нужен воздух? (ответы детей).
Что мы знаем о воздухе? Какой он? Где он есть?
Воздух невидимый, но мы можем его почувствовать (ветер); находится вокруг нас, но руками мы его поймать не можем, он нас окружает везде.
Мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха.
Воздухом дышат люди, животные и растения.
У нас в гостях дождевой червячок (карточка, он очень хочет найти друзей. Какой он? (скользкий и длинный, живет под землей).
Поможем червячку?
Кто ещё живет под землей? (муравьи)
Рассматривание карточек.
А как вы думаете, они полезны?
Дети делают дырочки в земле, рыхлят землю, почва дышит.
- Для чего нужна почва животным и растениям?
(для животных дом, для растений питание).
Дидактическая игра «Домашние и дикие животные»
Цель: совершенствование знаний детей о домашних и диких животных.
Задачи:
учить детей называть диких и домашних животных
классифицировать их, развивать речь, память, внимание
воспитывать любовь к природе
Материал: наборы картинок «Домашние животные», «Дикие животные», карточки дома и леса.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку взять картинку с изображением животного, назвать ее и «поселить» ее там, где она живет. Если это дикое животное, то ребенок кладет картинку возле леса, а если домашнее - возле дома.
Дидактическая игра «Найди маму детёныша»
Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, закрепление знаний детей о животных и их детенышах.
Задачи:
учить детей узнавать по картинке диких и домашних животных, соотносить их по величине и характерным признака
воспитывать любовь к природе
развивать моторику рук
Материал: в распашном модуле картинки с изображениями животных: кошка, собака, лиса, свинья, корова, курица, волк, лошадь, гусь, овца и их детенышей.
Ход игры:
Показать ребё нку картинки с изображениями детенышей животных: котёнка, лисенка, цыплёнка, поросёнка, жеребёнка, волчонка, ягнёнка, гусёнка, телёнка, щенка. Ребёнок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Воспитатель предлагает помочь животным. Необходимо найти малышам мам, которые потеряли малышей. Взрослый предлагает ребенку, подобрать к картинкам «животных-детенышей» картинки, изображающие их взрослых.
Дидактическая игра: «Кто что ест»
Цель: закрепление первичных представлений о том, какую пищу употребляют домашние и дикие животные.
Задачи:
расширить кругозор посредством анализа терминов «дикое животное», «домашнее животное», «что оно ест»
развивать любознательное отношение к природе
пополнить словарь терминами, касающимися животного мира
способствовать развитию речевых навыков, культуры общения, способности логически мыслить и высказываться
выработка усидчивости, способности концентрировать внимание
улучшить зрительное восприятие, моторику пальцев рук.
Материал: в блестящем распашном модуле карточки с изображениями диких и домашних животных, и что они едят.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки, рассказать, кого и что они видят. Далее обобщает: это животные, а это их еда. Затем педагог просит воспитанников покормить зверят.
В ходе игры необходимо объяснить, что у каждого животного может быть любимой разная еда, не только та, что выбрана. Например, собака любит не только косточку, но и мясо.
Экологическая цепочка
«Как связаны животные, микроорганизмы и растения?»
Цель: убедить детей в полезности всех видов животных и растений; совершенствовать экологические знания.
Задачи:
развивать внимание, активизировать словарь детей, развивать связную речь.
воспитать доброе и бережное отношение ко всему живому
расширить кругозор детей о жизни животных
дать знания о том, что животные леса по виду корма делятся на травоядных, хищников и всеядных
формировать элементарные представления о взаимосвязях обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга
стимулировать познавательный интерес детей.
Материал: игровое поле, конверт с карточками.
Ход игры:
В игре участвуют 2-4 ребёнка. Детям раздаются карточки, с силуэтами обитателей луга. Дети должны разложить цепочку, кто кем питается.
растения - гусеница - птица
злаковые травы - грызуны - змеи
злаковые травы - мышь - хищные птицы
трава - кузнечик - луговые птицы
насекомые и их личинки - крот - хищные птицы
тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы
травы (клевер) – шмель
За каждую правильно собранную пищевую цепочку, ребёнок получает фишку-карточку с изображением бабочки. Кто больше наберет фишек, тот победил.
«Советы»
Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование поговорок, стихов, пословиц на экологическую тематику.
Цель: развитие умения ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.
Задачи:
формировать ценностное отношение к природе на основе эмоционального воздействия художественного слова
воспитать социально активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Не надо мусорить в лесу!
Михаил Крюков
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу -
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте -
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Пришла беда
Андрей Сметанин
«Экологические знаки»
Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе, ознакомление с правилами поведения на природе
Задачи:
• формировать представление о взаимосвязи человека и природы
развивать внимание, воображение, побуждать детей к фантазии и творчеству
• воспитывать бережное отношение к природе, вызвать у детей желание беречь родную природу.
Материал: конверт с карточками (10 штук, на каждой карточке несколько экологических знаков.
Ход игры:
Ребёнок выбирает карточку и начинает рассматривать экологические знаки на ней. Затем с помощью воспитателя ребенок дает понятие о данном знаке.
Воспитатель рассказывает, что на ней изображено, объясняет, что нельзя делать на природе, и как нужно относиться к живым существам, которые нас окружают: «Нельзя рвать цветы с клумбы. Цветами нужно любоваться, ухаживать», «Нельзя разорять птичьи гнезда. Трогать яйца птиц руками», «Нельзя рубить молодые деревья, ломать ветки деревьев. Благодаря деревьям у нас есть чистый воздух», «Нельзя ловить бабочек и других насекомых. В неволе они умирают», «Нельзя разорять муравейники», «Нельзя разжигать костры на природе. Может случиться пожар, погибнут множество животных и растений», «Нельзя топтать насекомых», «Нельзя трогать диких животных и забирать их домой. В неволе они погибают. А некоторые из них могут причинить вред здоровью» и т. д.
Дидактическая игра «Времена года»
Цель: формирование у детей представления об окружающем мире, выработать умения различать времена года по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде.
Задачи:
учится сравнивать, находить закономерности
развивать память, наблюдательность, связную речь
формировать интерес к окружающему миру.
Оборудование: карточки – гармошки с временами года, которые отражают изменения в природе и жизни человека в разное время года.
Описание игры:
Дидактическая игра «Времена года» состоит из набора гармошек-карточек, которые отражают изменения в природе и жизни человека в разное время года. Изображения на карточках отражают основные особенности сезонов: погода, растительный мир, животный мир, деятельность человека, явления природы. Воспитатель спрашивает: «Какое сейчас время года? Почему ты думаешь, что сейчас, например, зима. Назови приметы зимы» и т. д.
Стих-гармошка «Мы экологами стали»
Цель: ознакомление детей с литературным произведением,
воспитание любви к природе.
Задачи:
воспитывать любознательность, возбуждать интерес к активному изучению природы
воспитывать разумное отношение человека ко всему природному миру
закрепление умения слушать и понимать стихотворные строки.
Мы экологами стали
Наталья Анишина
Нам значки сегодня дали,
Мы экологами стали!
Мы в любую непогоду
Охранять хотим природу.
Чтоб цвели сады и скверы,
Чтобы всем нам лучше стать,
Мы хорошие манеры
Будем младшим прививать.
Чтоб деревья и цветы
Город украшали,
Чтобы этой красоты
Люди не ломали.
«Собери картинку»
Цель дидактической игры: обучение ребенка визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое.
Задачи:
обучить умению определять форму и цвет предметов
обучить навыку правильного составления объекта из частей
развивать моторику пальцев рук
развивать память, способности анализировать, сопоставлять, логически мыслить
воспитать стремление к познанию, усидчивости, нацеленности на результат
формировать интерес к самостоятельному выполнению действий.
Материал: две сюжетные картинки, разрезанные вертикально
Ход игры:
Воспитатель раздает разрезанные карточки, предлагает внимательно рассмотреть каждую часть, составить изображение.
Игрок должен сложить картинку без зрительной подсказки.
Сюжеты на разрезанных карточках простые, не сложные, соответствуют возрастным особенностям детей раннего возраста.
«Живая и неживая природа»
Цель: закрепление представлений о природе, формирование навыка различать живые и неживые объекты.
Задачи:
формировать умения определять объекты живой и неживой природы
совершенствовать речевые навыки
обучить навыку решения возникающих проблем, формулирования выводов
воспитать любознательность, познавательный интерес
развивать память, творческое и логическое мышление, концентрацию внимания.
Материал: игровое поле круглой формы с картинками живой природы в 8-ми кружочках, игровое поле круглой формы с картинками неживой природы, между ними вклеено также круглое игровое поле для наклеек живой и неживой природы двух цветов (желтого и синего, карточки с изображением предметов живой и неживой природы круглой формы (цветок, рыбка, дерево, грибы, белка, птичка, муравей, ёжик, солнце, камни, облака, снежинки, горы, звездочка, вода, почва, еще дополнительные карточки живой и неживой природы, ламинированные фигурки Эколят.
Ход игры:
Создать игровую ситуацию с помощью Эколят. Они поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросить у детей: «Как же можно помирить наших Эколят? Как можно разделить эти картинки между ними?».
Воспитатель и дети обсуждают, как можно помочь Эколятам.
После того, как разделили картинки, Эколята благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.
«Сортировка мусора»
Данная игра в лёгкой и доступной форме помогает научить малышей бережному отношению к природе, к понятию «сортировка мусора». В игру были включены и сказочные герои «Эколята», с которыми дети были ранее знакомы.
Цель игры: содействие ознакомлению детей с понятиями «сортировка мусора» и представлений о способах решения важных для общества экологических проблем.
Задачи:
формировать представления у детей о том, что сортировка мусора необходима для сохранения окружающей среды
способствовать формированию экологической культуры
развивать умение классифицировать предметы по материалам, из которых они изготовлены
развивать логическое мышление, наблюдательность, память, внимание, мелкую моторику рук
воспитывать уважение к труду и бережное отношение к окружающему миру природы.
Материал: лист формата А4 с 4-мя цветными мусорными контейнерами, где голубой контейнер – для пластмассы; красный – для металла; зеленый – для стекла и оранжевый – для бумаги; сказочные плоскостные герои «Эколята»; конверт с набором карточек с изображением мусора (банки, стеклянные бутылки разной формы, ваза из стекла, стеклянный стакан, мятая бумага, газеты, пакет из бумаги, книги, 4 карточки с пластиковыми бутылками (целыми и мятыми, пластиковый стакан, вилки, ложки, скрепки, булавки, кастрюля, которые нужно рассортировать по мусорным контейнерам.
Ход игры:
Детям предлагается экологическая ситуация: сказочные герои Эколята рассказывают детям историю: «Люди приехали в лес отдыхать и оставили после себя много разного мусора». Как вы думаете, что получится, если мы не уберем за собой мусор, к чему это может привести? Что вы можете предложить для того, чтобы кругом было чисто?
Эколята просят помочь собрать мусор и разложить его по контейнерам. Определяют, из какого материала изготовлен тот или иной предмет, называют его и классифицируют - помещают в нужный контейнер.
«Экологические сказки о мусоре»
Цель: расширение и развитие экологических знаний и умений детей через экологические сказки.
Задачи:
посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения
формировать навыки бережного отношения к природе, заботу о ней
Простота сюжета, краткость и в конце сказки вывод – такова схема построения данных экологических сказок.
В процессе чтения сказок поддерживается диалог с маленькими слушателями, задаются вопросы, а в конце проводится рефлексия: что вам понравилось в этой сказке? Придумаем свою сказку?
Необходимо отметить что, работая над одним лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
Лэпбук «Чистая планета» используется на занятиях окружающего мира, можно использовать как при индивидуальном, так и при групповом обучении.
Удобство лэпбука заключается ещё в том, что задания в нём можно дополнять или заменять, в зависимости от уровня и возможностей детей.
Фото лепбука «Чистая планета» :