Елена Тарлыкова
Методический семинар «Зажечь огонёк пытливости и любознательности»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический семинар
Слайд 1. Здравствуйте, дорогие друзья!
Хочу начать своё выступление со слов известного французского писателя Анри Барбюса:
Слайд 2. «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, и надо крепко держать её в руках, если не хочешь упустить из рук будущее.»
Эти слова созвучны моему отношению к школе вообще, и к тем требованиям к результатам образования, которые диктует современное общество, стандарты, т. е. активность, целеустремлённость, предприимчивость, мобильность, компьютерная и функциональная грамотность, и, главное, на мой взгляд, интеллектуальность.
Публикация «Методический семинар „Зажечь огонёк пытливости и любознательности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Новые Стандарты предъявляют требования и к мастерству учителя.
Мой стаж работы в школе небольшой, поэтому и дорога к мастерству, думаю, будет долгой.
Начала я с анализа самых распространённых ошибок среднего школьника, попыталась определить с чем это может быть связано и что следует развивать в каждом конкретном случае.
Слайд 3. На помощь пришёл автор образовательной технологии «Интеллект», Марат Александрович Зиганов
со своей идеей необходимости развития психических качеств ребёнка, в соответствии с учебными трудностями, которые испытывает ученик.
Слайд 4.
Трудности восприятия Необходимо развивать
1. Не могу представить, не могу придумать… воображение
2. Не могу применить правило, пропускаю буквы, искажаю окончания слов при чтении… внимание
3. Не успеваю решить, не понимаю условия, не умею объяснить… мышление
4. Забываю, не могу вспомнить … память
В связи с этим я и обратилась к образовательной технологии «Интеллект», которая является основой учебного процесса в Ломоносовской школе.
Эта технология позволяет сохранить всё лучшее, что было наработано традиционной школой, оставляет учителю возможность работать по выбранной программе и учебнику, делает жизнь ребёнка насыщенной и интересной, помогает сформировать необходимые умения и навыки, развивает личность каждого ребёнка.
Слайд 5. Судите сами:
Цели ОТИ:
• Снижение утомляемости.
• Повышение мотвации.
• Повышение эффективности учебного процесса.
Слайд 6.
Отсюда и решение насущных задач:
• Развить речевые навыки
• Развить психические качества
• Формировать предметный тезаурус
Речевая деятельность Познавательная деятельность
слушание чтение память внимание
говорение письмо мышление воображение
Предметный тезаурус
Развитие интеллектуальных способностей осуществляется с помощью разработанных развивающих упражнений, которые составляются на основе учебных материалов школьных предметов и подбираются учителем в соответствии с тематикой урока.
Слайд 7.
Как правило, они составляются на трё х уровнях сложности: А,B,C и даются учителем с учётом оптимального времени.
Слайд 8.
Дифференцированность по сложности происходит следующим образом:
• усложнение шагов задания,
• увеличение количества шагов задания,
• увеличение сложности материала,
• увеличение объёма материала (при одном и том же количестве шагов задания)
Кроме ОТИ я использую в своей работе игровую технологию, ведь
Слайд 8. игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, опираясь на жизненный опыт детей.
Разработкой теории игры,её методологических основ занимались такие известные учёные, как Лев Сем. Выготский, Алексе й Ник. Леонтьев, Дан. Бор. Эльконин, Сталь Анат. Шмаков.
Можно выделить следующие черты присущие игре:
Слайд 9. Игра:
• свободная развивающая деятельность,
• творческий, импровизированный, активный характер деятельности,
• эмоциональная приподнятость
• состязательность (соревновательность)
Являясь по сути развлечением, она может перерасти в обучение творчество, модель человеческих отношений, к чему я и стремлюсь, когда составляю план урока.
Вы спросите, почему именно эти две технологии стали главными в моей работе? Это не значит, что я не использую элементы других технологий.
При изучении образовательной технологии «Интеллект» и игровой технологии я обнаружила точки пересечения.
Слайд 10. Точки пересечения технологий:
• создают полноценную мотивационную основу для формирования навыков и умений в условиях развития детей.
• выступают средством активизации психических процессов
(выше названных)
• они формируют разносторонне активную личность,
• используются для преодоления различных трудностей учащихся
Если использовать метафору, то построение данных образовательных технологий можно представить таким образом:
Конечно же, я стараюсь:
1. создать атмосферу заинтересованности каждого ребёнка в работе класса
2. стимулировать учащихся к высказываниям, использовать различные способы при выполнении заданий без боязни ошибиться
3. использовать в ходе урока дидактический материал, который позволяет ученику выбрать виды и формы учебного содержания
4. оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
5. поощрять стремление ученика находить свой способ работы и анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональное
6. создавать такие педагогические ситуации, которые позволяют каждому ученику проявить инициативу и самостоятельность.
А если свести моё выступление к постулатам современного урока, то, пожалуй, назову два главных:
Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности детей и учителя.
Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно быть на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Спасибо за внимание!