Ольга Георгиевна Цуканова
Представление своей педагогической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Конкурсное задание «Методический семинар»
Пояснительная записка
С 1 января 2014 года вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Введение ФГОС ДО обеспечивает каждому ребенку единые стартовые возможности для успешного обучения в школе. ФГОС охватывает всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников, их родителей. Образовательная деятельность осуществляется на основе Основной образовательной программы дошкольного образования. Педагог должен обеспечить условия для реализации Основной образовательной программы.
Публикация «Представление своей педагогической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Одним из компонентов, позволяющим реализовать образовательную программу, является насыщенная развивающая предметно – пространственная среда, требования к которой описывает п. 3.3 части 3 ФГОС ДО.
Для обеспечения максимальной реализации образовательного потенциала пространства группы и прилегающей территории мной были разработаны:
1. Дидактическое пособие для физкультурного уголка «Моталочка».
Цель: развитие мелкой моторики (ребенок стоя наматывает на палочку веревку, или сидя, размотав веревку на полную длину и, перебираясь на коленях или на присядках, подходит к основанию, скорости движения, реакции, способности к соперничеству (одновременно в игре могут участвовать 4 человека, взаимопомощи.
2. Дидактическое пособие «Театр».
Цель: используя возможность перевоплощения, приобретение нового жизненного опыта; переживание в игровой деятельности реальных событий из жизни; борьба со своими страхами; раскрытие своего творческого потенциала; воспитание положительных нравственных качеств (доброта, смелость, дружба); развитие коммуникативных качеств детей.
3. «Террариум». Станция «Экологической тропы» детского сада.
Цель: познакомить детей с понятием "террариум", условиями для содержания некоторых животных, повторить названия представленных животных, регионы их обитания, их пищу, опасность и пользу для человека.
4. Стенд для развития мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: знакомство детей с замком - шпингалетом, с замком - накидным крючком, развитие мелкой моторики при использовании системы веревочек, колец и деревянных бусин, развитие глазомера и согласованности в движении рук и глаз; ознакомление с правилами техники безопасности при использовании розетки, вилки, выключателя.
5. Методическое пособие «Сухой дождь».
Цель: разнообразие видов летнего оздоровления; стимуляция тактильных ощущений, восприятие пространства и своего тела в этом пространстве; как элемент массажа, убежище, обогащения ощущений при чтении сказки.
6. Стенд для развития мелкой моторики и сенсорного развития для младшего дошкольного возраста
Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорного развития, обогащение тактильных ощущений; формирование умений использовать застежки - молнии, застежки - липучки, шнурки, фиксаторы с пружиной, кнопки; формирование навыков самообслуживания; знакомство с разными видами пуговиц (на ножке, с двумя и четырьмя отверстиями для пришивания); знакомство с оттенками цветовой гаммы; знакомство с поверхностью материала.
Для насыщения предметно – пространственной среды группы привлекаются родители в рамках тематических проектов. Всевозможные модели, макеты изготавливаются воспитателем совместно с детьми в рамках образовательной деятельности во второй половине дня по теме проходящей недели.
Моя тема самообразования: «Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста».
В рамках этой темы я учу детей работать с разными видами материалов для творчества, использовать различные декоративные элементы, нетрадиционные техники рисования, изготавливать элементы декора и применять их для создания уюта. Развиваю художественный вкус, умение сочетать различные средства выразительности для достижения задуманного эффекта; дизайнерские способности; фантазию, цветовосприятие, моторику рук. Воспитываю любовь и уважение к родителям и близким людям через изготовление сувениров и поделок для них; аккуратность, внимательность, бережное отношение и уважение к результатам творчества других людей. Эта работа позволяет обеспечить условия для создания социальной ситуации развития детей согласно ФГОС ДО (пункт 3.2.5. части 3 ФГОС ДО) :
1. Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка;
2. Поддерживать индивидуальность и инициативу детей через недерективную помощь детям в разных видах творчества;
3. Развитие коммуникативных особенностей детей при выполнении коллективных работ;
4. Взаимодействие с родителями.
В условиях реализации ФГОС (пункт 3.2.5. части 3 ФГОС ДО) я в своей работе большое внимание уделяю развитию взаимодействия детского сада и семьи. В своей педагогической деятельности я применяю проектные технологии с непосредственным вовлечением родителей в образовательную деятельность детей. Метод проектов помогает внедрять ФГОС ДО благодаря его интегративности, соответствию технологии развивающего обучения, обеспечению активности детей в учебном процессе. Знания, которые приобретает ребенок в ходе проекта, становятся достоянием его личного опыта. Эти знания получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми по содержанию деятельности. Полученная информация ребятам нужна, а поэтому интересна им.
В рамках использования проектных технологий ребенок должен приобретать недостающие знания из разных источников, в чем ему помогают родители. Наши проекты связаны с творчеством и результатом проектной деятельности является выставка работ совместной деятельности детей и родителей. Выставки организуются регулярно по различным тематикам. Недели проектов и выставок заканчиваются награждением семей – участников грамотами. В 2015 году я подготовила совместно с детьми и родителями старшей группы информационно - практика –ориентированный проект «Мои друзья – книги»; средней группы «Спички детям - не игрушки!», «Творим на природе», «Дорога глазами ребенка», «Семья готовится к Новому году», «Мое письмо Деду Морозу».
Принимала участие в педагогических советах на тему : «Создание здоровьесберегающего пространства в условиях детского сада», «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС» (2015 – 2016 учебный год).
Еще одной используемой инновационной методикой в МКДОУ «Детский сад №12» является мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
Применение методов мнемотехники обеспечивает решение таких проблем речи детей как односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; бедность речи; недостаточный словарный запас; употребление нелитературных слов и выражений.
Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
В нашем саду приемы мнемотехники используются для запоминания стихов, песен (на основе пиктограмм, составления описательных рассказов на различную тематику (по коллажу).
Использованные инновационные технологии позволяют достичь целевых ориентиров, изложенных в части 4, пункт 4.6 ФГОС ДО.
Свои методические разработки я публикую на Международном образовательном портале «MAAM.RU» в своем блоге
https://www.maam.ru/users/ynanmaha и
сайте https://cukanova-olga-georgievna.mozello.com/