Галина Нечаева
Методические требования по отбору содержания сюжетно-ролевых игр с учетом детских субкультур
Методические требования по отбору содержания сюжетно-ролевых игр с учетом детских субкультур
Сюжетно – ролевая игра имеет важное значение для развития ребёнка. В ней дети отображают жизнь и труд взрослых людей. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые. Детей в дошкольном возрасте, привлекают орудия и предметы труда взрослых, их деятельность. Ребёнок с удовольствием возится с большой лопатой, которой дворник сгребает снег; он просит у водопроводчика, столяра настоящий инструмент, чтобы только подержать его. Это желание ребёнка делать то, что делают взрослые, и действовать теми же орудиями труда, которыми работают взрослыми и есть свидетельство стремления ребёнка жить общей со взрослыми жизнью, участвовать в их работе.
Публикация «Методические требования по отбору содержания сюжетно-ролевых игр с учетом детских субкультур» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2021
Именно в ролевой игре ребёнок в особых, создаваемых им игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции взрослых. Сюжетно - ролевая игра, в которой дошкольники воспроизводят жизнь взрослых,- своеобразная форма участия их в жизни взрослых. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которую живут дети, быта семьи и др. Чем меньше впечатлений получает ребёнок, тем беднее и однообразнее сюжеты его игр.
Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Развитие способов сюжетосложения происходит за счет придумывания и комбинирования разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий. В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и пр.). При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, наиболее типичный образ магазина для современных детей— это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг.
По мнению кандидата педагогических наук, О. В. Солнцевой в старшем дошкольном возрасте, обязательно должна появиться игра в школу, направленная на развитие интереса к школе, положительного отношения к учению и будущей социальной роли ученика. Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Следовательно, воспитателю необходимо продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами.
Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре, вызывали у детей эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в сюжетно-ролевых играх. В противном случае наблюдается картина резкого спада игровой динамики — использование игровых умений с преобладанием предметных действий, характерных для детей младшего возраста.
Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. Изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты.
Важно учитывать, что с изменением игровой субкультуры, некоторые сюжеты игр, явно утратили свою актуальность для современного дошкольника, но они по-прежнему представлены в предметно-развивающей среде старших групп детского сада, например, игры «Почта», «Библиотека», «Ателье» и др. Люди в настоящее время в большей степени пользуются электронной почтой, а компьютер, подключенный к Интернету, стал обычным явлением в семьях детей, теперь редко отправляют посылки или бандероли. Соответственно из нашей жизни ушло содержание для отражения в сюжетно-ролевой игре «Почта».
Ребенок дошкольного возраста практически не соприкасается с таким социально значимым объектом, как библиотека, в силу особенностей образа жизни, характерного для современного дошкольника (многие родители стремятся покупать детям книги, часто книга как таковая заменяется аудиокнигой или диском с фильмом).
Дошкольникам трудно представить, что происходит в швейной мастерской, родители предпочитают покупать готовую одежду, а не шить ее в ателье. При этом такие социальные явления, как почта, библиотека, швейная мастерская и др., содержательно раскрываются воспитателями в процессе организации работы по ознакомлению с социальной действительностью. При этом данные темы не требуют продолжения и развития содержания в сюжетно-ролевой игре, так как в них отсутствует эмоционально-значимое содержание для отражения в игре. Поэтому педагогу важно понимать различия в организации работы по ознакомлению детей с социальной действительностью (что может предполагать такие темы, как «Путешествие письма», «Зачем людям нужна библиотека?», «Как шьют одежду» и др.).
Формирование субкультуры современного детства происходит под влиянием СМИ, наблюдений детей за реальной жизнью общества, которые расширяют игровые сюжеты. У детей XXI века появились и новые ролевые игры: «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс», «Танцы со звездами» и «Танцы на льду», «Модный приговор». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие, новые социальные роли: спасатели, бизнесмены.
Ольга Викторовна Сонцева утверждает, что большое влияние на содержание сюжетно-ролевой игры оказывает и сам воспитатель. Успех воспитания ребёнка в игре достигается прежде всего кропотливой, повседневной работой педагога и во многом зависит от его личных качеств. Роль воспитателя в игре бывает различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. д. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создаёт условия для их развёртывания, для развития детской изобразительности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребёнка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями, с тем чтобы найти правильные пути и средства воспитания.
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает :
• организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопление содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций, творческое создание обстановки для игр;
• организацию совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых игровых умений и нового содержания;
• создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей.
Педагогам нужно учитывать тот факт, что творческий ребенок играет тогда, когда содержание игры захватывает его чувства. Поэтому необходимо определить источники, которые способствуют развитию содержания детских игр, формируют богатое воображение, развивают ролевые действия. Доктор педагогических наук Р. И. Жуковская выделяет два вида источников: непосредственный детский опыт, возникающий стихийно, и опыт, организуемый воспитателем.
Стихийный опыт ребенка, по мнению Розы Иосифовны важный источник, но часто поверхностный, потому взрослый должен корректировать, направлять ребенка.
Организация сюжетно-ролевой игры на темы, отражающие социальную действительность, протекает с опорой на непосредственный опыт детей, который в силу современных условий ребенок получает преимущественно вне стен дошкольного образовательного учреждения. Успех отражения впечатлений в игре зависит от того, что видел ребенок. Например, когда ребенок приходит с родителями в гипермаркет, первое, что привлекает его внимание, – это сами товары, их привлекательное оформление и выбор товаров родителями. Аспект отношений между людьми остается вне поля зрения ребенка. Поэтому игра в гипермаркет часто выглядит как подбор и раскладывание «товаров», их выбор покупателями и оплата в «кассе». Безусловно, такая игра не требует от ребенка способности к сюжетосло- жению и протекает без активного взаимодействия между детьми. Поэтому важно выделить для ребенка деятельность и отношения людей (кто чем и почему занимается; в каких ситуациях с кем и почему взаимодействует).
Особое место на данном этапе занимают беседы и рассказы детей о впечатлениях, полученных в непосредственном опыте. Важно, чтобы в ходе беседы или рассказа воспитатель помог детям выделить ситуации для игрового отображения и способствовал активизации детского воображения. Например, припоминание того, как проходит рекламная акция в гипермаркете, сможет продолжиться придумыванием содержания новой рекламной акции, диалогов рекламного агента и покупателей, вопросов покупателей, сочинением рассказов об использовании купленного товара дома.
В ходе обсуждения важно выявить для детей неполноту, неопределенность части представлений и вызвать желание уточнить, детализировать, пополнить знания («Как аниматор в торговом центре готовится к конкурсам для детей?», «Как выбирают, что подарить победителям конкурса?» и др.).
Одним из способов восполнения недостающей информации является интервьюирование (расспрашивание) родителей, воспитателей, представителей разных профессий (с этой целью педагог организует взаимодействие с семьями воспитанников). Интервьюирование способствует развитию познавательной активности дошкольников, так как дети переходят к формулированию вопросов, происходит расширение социальных контактов. В ходе беседы воспитателя и детей постепенно создается банк идей. Наиболее интересные ситуации, выбранные для игр, фиксируются при помощи символов, условных изображений и кратких подписей к ним.
Постепенно в группе детского сада появляются тематические картотеки, связанные с разными сторонами социальной действительности, в которых находят отражение непосредственные впечатления и интересы детей. Организация сюжетно-ролевой игры требует использования соответствующих атрибутов. Здесь поможет коллекционирование. Коллекционирование – собирание коллекций из предметов, необходимых для игры (например, коллекция новогодних игрушек для игры «Новогодняя ярмарка в гипермаркете»; коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар в гипермаркете»); коллекция театральных билетов и программок для игры «Театр»; открыток, предметов, игрушек для игры «Музей» и др.).
Создание временных и постоянных коллекций требует определения места хранения коллекции, побуждает детей к рассматриванию предметов и придумыванию игрового контекста их применения. Этап подготовки к игре включает совместную продуктивную деятельность воспитателя и детей по изготовлению атрибутов для игры. Совместная продуктивная деятельность может сопровождаться сотворчеством воспитателя и детей по придумыванию разных игровых ситуаций, сценок: например, сценариев праздников, конкурсов, проводимых в «книжном магазине» для читателей, и др.
Одним из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр, на правильное развитие воображения является художественная литература. При отборе детских книг следует учитывать, чтобы они были разные по жанру, по содержанию – о жизни, играх, труде детского коллектива, о смелых поступках детей, о труде взрослых.
Сотворчество воспитателя и детей создает условия для перехода от игры в подготовку к игре, к самостоятельной сюжетно-ролевой игре, в которой происходит реализация замыслов и становление новых идей. Этап подготовки к игре, по сути, является игрой в подготовку к игре и может быть более продолжительным по времени, чем сама игра.
Ценность этого этапа заключается в организации содержательного и интересного общения детей и взрослых как в детском саду, так и за его пределами. Данный этап может иметь целостную игровую оболочку, например, «Редакция газеты / журнала», «Телестудия», «Телепередача». Так, подготовка к сюжетно-ролевой игре «Кафе» может протекать в оболочке известных и популярных телепередач или фрагментов рекламы. Подготовительным этапом к игре может выступать игровая проектная деятельность дошкольников. Проектная деятельность, решая задачи образовательной программы, делает привлекательным для отображения в игре познавательное содержание.
Немаловажное значение для оживления и обогащения содержания детских игр имеет и обучение детей изготовление игрушек-самоделок. Например, если при игре в семью дети сделают кукольную мебель, телевизор, пианино и т. д., можно организовать магазин, где будут продавать эти предметы. Таким образом организованная игра поможет заинтересовать детей изготовлением игрушек, повысит их ответственность в процессе занятий, вызовет у каждого ребёнка стремление достичь лучшего результата- ведь очень приятно, когда твою игрушку с удовольствием покупают.
В результате проведения различной воспитательной и образовательной работы, направленной на поддержание и развитие интереса к играм на определённые темы, содержание их будет постепенно изменяться обогащаться по мере приобретения детьми новых знаний и умений. В этих играх уже можно будет наблюдать взаимодействие, комбинирование разнообразных впечатлений, переживаний и знаний, полученных дошкольниками в детском саду и дома.