Алвита Папикян
Методические рекомендации по организации проведения народных праздников в группах дошкольных образовательных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
2
Оглавление
1. Титульный лист…1
2. Оглавление…. 2
3. Аннотация….3
4. Пояснительная записка…4
5. Содержание методических рекомендаций…. 5-13
6. Заключение…. 14
8. Список используемой литературы…. 15
9. Приложение…16
3
АННОТАЦИЯ
Данные методические рекомендации посвящены методике организации народных праздников в группах дошкольных образовательных учреждений. По мнению К. Д. Ушинского - воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.
Публикация «Методические рекомендации по организации проведения народных праздников в группах дошкольных образовательных учреждений» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Организации и проведению народных праздников в группах ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, сохранению ее традиций.
Данные методические рекомендации посвящены актуальной современной проблеме - сохранению национальных традиций, установлению связей между церковно-православной, крестьянской календарно-обрядовой и современной культурами. Методологической основой данных рекомендаций стали работы таких авторов как А. Афанасьева, А. Бурцева, В., М. Забылина, Н. Костомарова.
Представленные методические рекомендации познакомят педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими и методическими основами организации народных праздников для дошкольников, помогут им правильно организовать праздник, который будет направлен на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
Благодаря методическим рекомендациям по организации народных праздников в детском саду, педагоги смогут создать условия, обеспечивающие всю полноту развития личности ребенка.
4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Однако, в настоящее время, в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать уже с дошкольного возраста. Уже в детском саду надо приобщать к народной культуре, ведь именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.
Актуальность избранной темы состоит в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. По этому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
В системе музыкального дошкольного воспитания русская традиционная культура представлена песнями, попевками, играми, хороводами. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создать максимально благоприятные условия для их развития.
Целенаправленно организованные народные праздники в ДОУ играют большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Грамотно построенные праздники создадут возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогут нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.
Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Практическая значимость данного вопроса, его актуальность дают основание в настоящих методических рекомендациях более подробно остановиться на основных вопросах, связанных с методикой проведения народных праздников в детском саду, с их ролью, формами и методами работы по проведению.
Цель методических рекомендаций - оказать методическую помощь педагогам ДОУ по организации и проведению народных праздников в дошкольном учреждении.
5
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
1. Понятие народные праздники
Русские народные праздники - одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений. Праздники входили в жизнь русского народа, являясь концентратом выражения его духовной сущности. Существует несколько определений понятия «праздник».
Праздник - временной отрезок, свободный от трудов и повседневных будничных забот, ознаменованный отправлением разных событий личной или общественной жизни, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих и отмечаемый как некое институциализированное действо. Праздник — это проявление всех форм и видов культуры, начиная от принятых норм поведения и кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен и танцев. Народный праздник давал человеку ощущение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней. Для приобщения к истокам русской народной культуры народные праздники проводятся уже в детском саду (Энциклопедия праздников. Автор-составитель Н. В. Чудакова.)
Праздник - есть первичная форма человеческой культуры. (М. М. Бахтин). Праздник – это традиционная народная форма отдыха; это удовлетворение естественной для человека потребности в массовом общении, причем в обстановке, отличительной чертой которой является мажорность; это вид народного творчества, в котором перекликаются и сочетаются в новом художественном и смысловом качестве все виды и жанры искусства. (Толковый словарь Л. С. Лаптева).
Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Русский народный праздник был открыт для новизны и изобретательности.
Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.
6
Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.
Праздники и развлечения помогают детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.
Следуя законам народной педагогики можно сделать вывод, что народные праздники составляют основу этой педагогики. Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых, а также родителей воспитанников ДОУ.
2. Историческая справка изучения проблемы народных праздников Праздники, обряды и обычаи русского народа как формы проявления душевного склада этноса рассматривались в фундаментальных трудах и работах А. Афанасьева, А. Бурцева, В. Даля, М. Забылина, Н. Костомарова, А. Коринфского, И. Калинского, С. Максимова, И. Снегирева, И. Сахарова, Н. 8 Степанова, А. Терещенко, П. Шейна и многих других ученыхисследователей, этнографов, собирателей, описывавших быт и бытовую культуру, нравы и порядки, праздничное поведение русского народа.
Попытка научно объяснить происхождение праздников и обрядов содержалась в работах ученых, представленных так называемым мифологическим направлением в изучении фольклора, крупнейшими представителями которого в России были А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня.
Нравам и обычаям русского народа посвящены труды Н. И. Костомарова, И. М. Снегирева, И. П. Сахарова, А. А. Терещенко.
Историк Н. И. Костомаров раскрывает нравы, обычаи и традиции в «Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях», что дает возможность проникнуть в глубинную суть исследуемого предмета.
7
Интерес к жизни народа возник еще в 30-е годы XIX в., о чем свидетельствует ряд публикаций в журналах того времени. Первыми большими трудами, посвященными изучению социально-бытовой деятельности народа явились труды И. М. Снегирева «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (вып. 1-4, 1837-1839 гг.) и И. П. Сахарова - капитальный труд «Сказание русского народа», включающий и «Народный дневник», где дается описание обычаев, примет и праздников. Третьим крупным исследованием своеобразия проявления бытия русского человека стал труд, посвященный изучению уклада народной жизни, «Быт русского народа» А. А. Терещенко (1847-1848 гг., охватывает 7 томов, из которых три последние посвящены «простонародным обрядам». Первостепенное научное значение в этой связи для нас приобретает собрание П. В. Шейна «Великорус в своих песнях, обрядах, верованиях, сказках, легендах и т. п.». Заслуживает внимания опыт изучения обрядовой поэзии не путем сопоставлений с материалами других народов, а в связи с русской 9 историей (А. И. Никифоров); в связи с трудом крестьянина-земледельца (В. И. Чичеров).
В народе говорится : «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Народная культура прочно связана с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, былины, сказки неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, которых насчитывается великое множество. Большая часть народных праздников возникла во времена язычества, и, несмотря на то, что христианская вера победила языческую, множество обрядов были оставлены и сохранились в форме увеселений, празднеств, некоторые из них проводятся в детском саду, для приобщения детей к народной культуре.
Считалось, что, соединяясь с музыкой и движением, слово обладает ещ большей силой. Огромную роль в праздниках играет музыкальное оформление, ритмические пляски и притопывания. Слова обрядовых песен чаще всего описывали благополучие, довольство, изобилие, а действия изображали желаемое
Множество примет, пословиц и поговорок, загадок, потешек, особые правила поведения, обрядовые игры, пляски развлечение сопровождали более значимые даты аграрного года и непрекословно соблюдались.
8
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням — повседневной жизни. В праздник люди должны достигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества.
Характерной чертой праздника было многолюдье. Они включались в единую многоступенчатую последовательность, справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Различались русские праздники и по своему происхождению.
Таким образом, система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.
3. Организация народных праздников в дошкольных образовательных учреждениях.
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно -образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение.
Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.
Эффективному проведению праздника способствуют :
- объединение всех его составных частей вокруг главной цели
- отбор художественного материала
9
- выбор эмоционально-выразительных средств
- подбор исполнителей
- коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности.
Во - вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.
В третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория). При организации народных праздников музыкальному руководителю необходимо четко сформулировать цель, т. к. любой праздник, в том числе и народный имеет свою
ЦЕЛЬ – создать у ребенка радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Главные ЗАДАЧИ деятельности:
- Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству. - Воспитание у детей стремления к самовыражению посредством творческой деятельности.
- Освоение народного творчества через овладение навыками группового народного пения, исполнительства народной хореографии.
При организации праздников необходимо соблюдать следующие ПРИНЦИПЫ:
1. Тематический принцип;
2. Концентрический принцип;
3. Принцип контрастных сопоставлений музыкальных произведений; 4. Принцип синкретизма;
5. Принцип вариативности (гибкости).
Важным моментом для организации праздника является выбор
10
ФОРМЫ проведения праздника : развлечения, театрализованные представления, музыкальная гостиная, интегрированная НОД, тематические музыкально-литературные встречи, концерт.
В своей педагогической практике составляем и определяем форму проведения праздника и содержание исходя из местных традиций и традиций учреждения, условий и возможностей, педагогических направлений, основанных на программах, которые использует коллектив учреждения.
ПРОГРАММА праздника должна составляться так, что бы в не можно было вносить изменения. Лучше всего, когда программа праздника обсуждается и утверждается на педсовете, где распределяются обязанности членов коллектива. Такое введение членов коллектива в сценарий праздника определяет при организации праздника конкретную деятельность.
При составлении сценария я придерживаюсь следующих правил:
- начало праздника должно быть яркое и торжественное;
- сюжет, в котором отражается основная идея праздника (детские выступления, инсценирование сказок, сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов и т. д., должен быть раскрыт и понятен дошкольнику;
- запланированное вручение подарков углубляет эмоциональное состояние ребенка;
- заранее продумать месторасположение детей (где дети переодеваются, где будут располагаться праздничные атрибуты).
В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, очень значимо придерживаться временного режима. Так, например: для малышей праздники лучше проводить в утреннее время, длительностью в 25-30 минут; для детей средней группы – 30-40 минут, для старших дошкольников – до 50 минут. Для детей 5-6 лет можно проводить праздники и в первую половину дня и во вторую.
Работа над СЦЕНАРИЕМ включает в себя несколько этапов:
1й этап – определение тематического замысла праздника – четко формулирование темы. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием.
11
2й этап – построение композиции, организация действия, соответствующее расположение материала праздника : (информация о конкретных действиях на празднике, завязка с концентрацией внимания детей к восприятию событий, изображение событий и финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника). Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия (музыка, песня, танец, художественное слово, игра).
Музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.
Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально-- ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.
Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.
Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные моменты, участвуют взрослые, мамы, папы и т. д. Игры должны сочетаться с содержанием праздника. В программу обязательно входят пляски, хороводы, народные. Их направленность зависит от содержания праздника. Следует помнить, что дети любят играть и танцевать вместе с взрослыми и при этом веселье становится всеобщим. Использование в праздничной программе инсценированных сказок, стихов, вносит в действие элемент театрализации. Ничто так не доставляет реб нку радость, как творчество во всех видах музыкальной деятельности - импровизационность. Для эмоционального настроя особенно важны различные игровые ситуации: разгадывание
12
кроссвордов, ребусов, музыкальные игры, коммуникативные танцы, игрысоревнования, театрализованные игры -шуточные диалоги, маленькие сценки-драматизации, кукольные сценки….Необходимо продумать включение элементов юмора - ему нет равных по силе эмоционального воздействия на чувства детей.
Музыкальные игры позволяют сделать пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах более интересной, доступной, увлекательной. Игры помогут достичь того, что образовательный процесс станет более ярким и эмоционально обогащенным. Движение, органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения. Огромная роль в празднике принадлежит ведущему. Он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения.
РЕПЕРТУАР важно составить в соответствии с тематикой праздника. Особое внимание уделяю использованию на празднике аудио записи. Чрезмерное количество фонограммы отрицательно сказывается на формировании детского слуха, так как нередко записи бывают низкого качества. На праздниках лучше всего использовать живую музыку, в частности аккомпанемент песен. Живое исполнение положительно влияет на формирование музыкального вкуса. Использовать аудио записи нужно умеренно, осторожно и грамотно в начале или в конце праздника, при выходе сказочных героев, роли которых исполняют не только взрослые, но и дети в сюрпризных моментах. Включая в сценарии праздников выступления взрослых, следует помнить, что праздник- это не спектакль, а общее веселье, где активность принадлежит детям. Воспитатель может исполнить только ту роль, которая недоступна ребенку по своей сложности исполнения. Исполнение роли взрослым должно быть эмоциональным и художественным, чтобы дети получили яркое впечатление от сказочного героя. Очень значимо в процессе проведения праздника.
ОФОРМЛЕНИЕ, которое прежде всего должно отвечать содержанию праздника. Необходимо стараться чтобы оформление развивало у детей художественно - эстетический вкус, было понятно для ребенка, создавало у всех радостное настроение, предвосхищающее событие. Необходимо распределить обязанности по оформлению праздника в детском саду между сотрудниками и родителями воспитанников. Несложные поручения можно дать и детям: им также важно осознать и увидеть свою роль в проведении праздничного мероприятия. Ребята могут, например, подготовить рисунки или поделки, изготовлению атрибутов, пригласительных билетов на какую-то 16 определенную тематику. Важно продумать костюмы для детей и для персонажей праздника. Можно устроить выставку детских творческих работ,
13
компьютерную презентацию или фотовыставку во время этого праздничного мероприятия.
Исходя из опыта работы, пришла к выводу, что при организации народных праздников очень эффективно использовать взаимосвязь с родителями воспитанников. Взрослые готовятся к празднику, изготавливая инструменты, костюмы и декорации к празднику. Зачастую сами становятся активными участниками мероприятия, что дает эмоциональный подъ м, не только для детей, но и самих взрослых. Как пример, организации народного праздника с детьми дошкольного возраста мною был составлен сценарий и план мероприятий, и проведения праздника «Ивана Купала».